Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Юрьевна Загуренко

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №43».-19494540322500Консультация для воспитателей«Воспитатель и музыка»,«Музыкальные занятия и роль воспитателя». Подготовила музыкальный руководитель 1 квалификационной категории: Загуренко Н.Ю. Нижнекамск 2016г ВОСПИТАТЕЛЬ И МУЗЫКА Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. Педагогу-воспитателю необходимо: 1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.5. Разучивать движения с отстающими детьми.6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным. На музыкальном занятии Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач. Слушание музыки: 1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;2. Следит за дисциплиной;3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала. Распевание, пение: 1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста); Музыкально-ритмические движения и игры: 1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое) Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудностиФизическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц. Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций Виды музыкальной деятельности: 1. Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения 2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка) 3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен. 4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов: 1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.2. Слушание музыки3. Пение и песенное творчество -4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах5. Танец6. Игра Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях: 1. Воспитатель сидит с безучастным видом2. Воспитатель перебивает исполнение3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) Активность воспитателя зависит от трех факторов 1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей: 1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.7. Знает приемы кукловождения Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте» Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем 1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели Содержание консультаций: · Знакомство с задачами предстоящих занятий· Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)· Продумывание форм индивидуальной работы с детьми· Продумывание внесения музыки в быт· Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях 2. Групповые консультации: · Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)· Составление сцен праздника· Обдумывание сюрпризных моментов· Обсуждение различных вопросов· Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)· Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)· Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)· Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)· Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X