Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Черницова

Блоки Дьенеша как средство познавательного развития ребенка

скачать документ

Вернуться назад

Блоки Дьенеша как средство познавательного развития дошкольниковСовременные требования к развивающему обучению в периоддошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровойдеятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементыпознавательного, учебного и игрового общения.Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который вполной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенкуовладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в планепредматематической подготовки, так и с точки зрения общегоинтеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявлениесвойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка,кодирование свойств, логические операции с использованием отрицания.В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие иостроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах,совершенствуют пространственную ориентировку.Золтан Дьенеш – всемирно-известный венгерский профессор,математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторскойметодики обучения детей – “новая математика”. Преподавая математикудетям в разных странах мира, ученый накопил определенный опыт инаблюдения, позволившие ему разработать основные принципы собственнойавторской системы.Основная цель использования блоков Дьенеша как дидактическогоматериала:научить дошкольников решать логические задачи на разбиение посвойствам.Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал,позволяющий успешно реализовывать следующие задачи познавательногоразвития детей:1. Формировать представления о математических понятиях.2. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.3. Развивать логическое мышление,речь, воображение, творческиеспособности, способности к моделированию и конструированию.4. Развивать представление о множестве, операции надмножеством.5. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.6. Развивать пространственные представления.7. Развивать знания, умения, навыки, необходимые длясамостоятельного решения учебных и практических задач.8. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость вдостижении цели, преодолении трудностей.В процессе разнообразных действий с логическими блоками(разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.)дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числуотносятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации,обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не»,«и», «или». В играх и упражнениях с блоками у детей развиваютсяэлементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способностьпроизводить действия в уме.С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память,восприятие.Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка нетолько думать, следить за координацией движений, но и говорить,способствуют развитию речи.Дети начинают использовать более сложные грамматическиеструктуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетанииоднородных предметов.Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрическиефигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) иявляются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов игеометрическими фигурами.Комплект логических блоков дает возможность вести детей в ихразвитии от оперирования одним свойством предметов к оперированиюдвумя, тремя и четырьмя свойствами.Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, накоторых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер,толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детейспособность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать идекодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются впроцессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образногомышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –мостик к словесно-логическому мышлению.Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякиедругие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Приэтом количество этих упражнений для разных детей различно. Для тогочтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра иупражнение содержит несколько игровых и практических задач, которыеможно предложить ребёнку. Например, проложить дорожки междудомиками, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку ит. д.Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным ирадостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослыйдолжен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как иребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям наошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Прежде чемприступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможностьсамостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть онииспользуют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Впроцессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что ониимеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детейна термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок преждевсего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении сдетьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполнедопустимо и использование слова «блок». После самостоятельногознакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X