Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ишмаева Альбина Агалтдиновна

Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ишмаева А.А.,воспитатель, МБДОУ №31 «Снегирек»,г. СургутДошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.  Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи детей с использованием русских народных сказок, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи, стало основной целью моей работы. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»[7, с.25].Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи [8, с. 217]. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.К сожалению, в настоящее время не все воспитатели видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал. Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности формирования коммуникативной компетентности у дошкольников. Теоретико-методологическую основу проекта составили: ведущие идеи философии (детерминизм, активной деятельности личности, о развитии как многофакторном сложном процессе); положения: о целостности образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачёв, В. Я. Ляудис и другие); о саморазвитии личности (И.Р. Битяновой, А.К. Марковой); теория сознательного рефлексивного отношения личности к окружающему миру (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, А.А. Реан и др.); для исследования проблемы коммуникативной компетентности имеют значение разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко.Целью проекта явилась, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста с помощью русских народных сказок. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи проекта: Образовательные:1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.2. Научить выделять основных сказочных героев.3. Познакомить с волшебными предметами и событиями.4. Научить различать сказочные и реальные события.5. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.Развивающие:1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.2. Формировать навыки связной речи.Воспитательные:1. Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.4. Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.Методы проекта включают: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); опросные (анкетирование, тестирование, беседа); экспериментальные (констатирующий, формирующий и обобщающий эксперименты); методы статистической обработки данных и табулярно-графического изображения результатов.Методики:1. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» М.И. Лисиной2. Диагностика для выявления уровня развития связной речи.3. Тест «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной.Основное содержание проекта.В соответствии с целью и задачами проекта была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:1) Констатирующий эксперимент (июнь 2015г.)2) Формирующий эксперимент (сентябрь 2015г. – апрель 2016г.)3) Контрольный эксперимент (май 2016 год).Планируемые результаты:1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.2. Обогащение словарного запаса детей.3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.В работе использовались также и диагностические методики.Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ о чайнике, кукле, мяче. •  Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. 1) Это чайник. 2) Он белый, с цветочком посередине. Сделан из металла. У него есть носик, ручка, крышка. 3) Нужен для того, чтобы кипятить воду. •  Рассказывает, опуская начало (конец). •  Перечисляет отдельные качества. Воспитатель предлагает описать ежа (по картинке). •  Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа колючие иголки. Они нужны ему для того, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ёжик заботится о своих ежатах. •  Рассказывает, опуская начало (конец). •  Перечисляет отдельные качества. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4) , объединённых сюжетом, предлагает ребёнку разложить их в последовательности и составить рассказ. •  Ребёнок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ. •  Рассказывает с помощью взрослого. •  Перечисляет нарисованное на картинках. Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. •  Ребёнок придумывает рассказ (сказку), даёт своё название. •  Составляет рассказ с помощью взрослого. •  Не справляется с заданием. Ребёнку предлагается послушать рассказ М. М. Пришвина "Ёж" или рассказ Е. Пермяка "Первая рыбка" (на выбор воспитателя; в обоих произведениях чётко выражена композиция). После чтения ребёнку задаётся вопрос: О чём говорится в рассказе? Затем предлагается пересказать рассказ. •  Ребёнок понимает тему рассказа ("рассказ о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку"), выделяет структурные части, полно раскрывает каждую структурную часть. •  Затрудняется выделить тему, сразу начинают пересказывать текст, опускает какую-то структурную часть, пересказ неполный, требуется небольшая помощь воспитателя. •  Ребёнок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу, при пересказе ограничивается несколькими предложениями. План реализации проекта.I этап поисково-теоретический - изучение педагогической, психологической, философской литературы по проблеме; анализ современных теоретических положений по проблеме исследования. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Что за чудо эти сказки!», сценария праздника «По дорогам русских народных сказок». Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (настольный, на палочках, на ложках, на конусах, перчаточный, пальчиковый, марионеток); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.II этап конструктивно-поисковый - реализация опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.  Рассказывание сказок, используя зарисовки.  Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад». Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?». Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки». Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо», драматизации и сюжетно-ролевые игры по мотива русских народных сказок и т.д.Для формирования коммуникативной компетентности используем в своей работе драматизации, настольные игры, кукольные театры по мотивам русских народных игр. В нашей группе «Березка» собраны конспекты занятий с элементами театрализации, сюжетно-ролевых игр, спектаклей;картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры». разнообразные виды театры, наличие атрибутов и элементов декораций. рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, разработки родительских собраний и др.Многие дети в нашей группе испытывают трудности в изложении своих мысли, о различных событиях из окружающей жизни. Чтобы дать возможность проявить речевую активность, в своей работе используем потешки, чистоговорки, логоритмические упражнения, пальчиковые игры. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение). Хорошо запоминают, а затем проговаривают  дети потешки в подвижных играх («Зайка серенький сидит», «Курочка-рябушечка» и др). Также детей обучаем разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. При использовании данных видов работ на занятиях и в режимные моменты речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, участвовать в драматизации отрывков произведений, в сюжетно-ролевых играх по мотивам русских народных сказок. Театральный уголок нашей группы наполнен разными видами настольного театра: театр на цилиндрах (сказка «Теремок»), театр из спичечных коробов (сказка «Волк и семеро козлят»), театр с использованием самодельной рукавички (сказка «Рукавичка»), пальчиковыми театрами, различными масками,  наборы кукол, ширмы для кукольного театра и т.д. Некоторые дети испытывали трудности в выражении чувств и мыслей. Именно играя в настольные театры, ребята раскрепостились, стали уверенными в себе, научились интонационно передавать чувства персонажей.III этап обобщающий - анализ и обработка результатов исследований, их систематизация и оформление. Огромную помощь оказывают родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы. Воспитатели и родители стали одной семьей в развитии и воспитании детей, улучшились межличностные взаимоотношения, повысился авторитет в глазах детей. Родители положительно настроены на совместную работу, осознают ее цели. Таким образом, русские народные сказки побуждают ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует развитию природных речевых возможностей и способностей.  Театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.ЛИТЕРАТУРААджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2006.127 с.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- М.: Университетское, 1990. 560с.Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. №2. С. 4-11.Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 25-29. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. 125 с.Нартова-Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. -М.: 1996. 314 с.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986. 350с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X