Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тихонова Наталья Ивановна

Развивающие игры Б.П. Никитина

скачать документ

Вернуться назад

Развивающие игры Б.П. НикитинаТихонова Наталья ИвановнавоспитательМБДОУ «Снегурочка»ЯНАО, г. НоябрьскКаждый ребенок наделен возможностью развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой деятельности!Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка и игра.Такими играми являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель - развитие ребенка.Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.Развивающие игры Никитиных стимулируют развитие творческих способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества. Для успешного использования развивающих игр, Б. Никитин выделил основные условия развития способностей детей:- раннее начало; - создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; - организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей;- обеспечение большой свободы в выборе деятельности; - помощь взрослых.Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результатыНикитин выделил основные правила организации развивающих игр: - Радоваться успехам, но не захваливать.- Ни пресыщения, ни принуждения!- Самостоятельно - без подсказки! А как быть с ошибками? (А ошибки ребенок должен замечать сам, если затрудняется только направить, но не исправлять).- Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок. (Запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое.).- По воле «волн». (Неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в «нужный момент»).- Метод «ледокола», или шаг назад - два шага вперед. (Как быть если не получается? Лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому.) - С помощью сказки и без нее. (Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами.). - Непринужденная обстановка. (Свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует т.п.).- Когда игры себя исчерпают? (Первая ступень - сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве случаев мало знать «ответ», т. е., уметь решить задачу, надо суметь решить ее быстро. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели).Часто возникает вопрос с чего начать? Исходя из рекомендаций Б. Никитина и своей практики желательно начать с игры «Сложи узор». После того как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю-другую можно постепенно вводить следующую игру - «Уникуб», и по нарастающей «Кубики для всех» «Сложи квадрат», «Точечки», «Кирпичики». Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.Поговорим немного о самих играх. Одной из первых игр, которую можно предложить ребенку - это игра «Сложи узор».Игра «Сложи узор».В практике эта игра получила наиболее широкое распространение. Ребенок может строить узоры по шаблонам, рисункам, а затем и используя собственную фантазию. В начале, с детьми выставляем кубики на картинку с четкими гранями каждого кубика, затем можно просить построить такой же но длиннее или короче, другого цвет и т.п. Далее мы работаем со схемой натуральную величину кубика.Затем предлагаем схему уменьшенного варианта, но с четкими гранями, и далее уже просто схема. Не забываем основное правило: идем от простого к сложному. И уже в подготовительной группе детям хорошо овладевшими игрой, можно предложить придумать общими усилиями сказку. Договариваются, кто выполняет какой элемент, и затем вместе составляют единый сюжет.Игра «Уникуб» Перед тем как дать ребенку задание, взрослый должен сам пройти неоднократно эти задания. А затем с ребенком подробно рассмотреть задание дать ему понять, что конкретно взрослых хочет увидеть и обратить внимание на определенные моменты в схеме, но это только на первых заданиях, далее ребенок должен учиться сам выполнять и исправлять свои ошибки.Хотелось бы обратить внимание педагогов на незаслуженно забытые и мало используемые в практике игры, которые в своей ценности и интересу ни чуть, ни уступают играм «Сложи узор» и «Уникуб» Игра «Кубики для всех» Логические кубики («Кубики для всех») – это первые занимательные игры для детей от 2,5 – 3х лет – своеобразная «умственная гимнастика». Построение заданных и создание новых фигур развивают пространственное мышление, воображение, память (особенно зрительную), творческие способности, комбинаторные способности, пространственное представление и воображение, логическое мышление, смекалку и сообразительность. Игра «Сложи квадрат»Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.Игра «Кирпичики»Суть игры заключается в построении из «кирпичиков» разнообразных конструкций по предложенным чертежам. Задания расположены в пособии по возрастанию трудности. Первые простые конструкции предусматривают использование двух – трех элементов, последующие предполагают «чтение» чертежей и введение в работу большего количества «кирпичиков».Игра «Дроби»Игра закрепляет у ребенка понятие части и целого. Игра состоит из трех матриц, в каждую из которых вкладываются круги разного цвета: целый и разделенный на 2 - 6 равных частей. В игре закладывается способность к синтезу и анализу, логическое мышление.Собирая круги не в рамках, а на плоскости, ребенок развивает аккуратность и усидчивость, улучшает мелкую моторику.И в заключении хотелось бы обратить Ваше внимание, что именно Б.П. Никитину принадлежит идея НУВЭРСа: Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Оказывается, чсяя возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются потом в большей степени.Литература:Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с.Интернет ресурс : http://lib.ru/KIDS/NIKITINY/nikitindev.txt_with-big-pictures.html#1Интернет ресурс : http://nikitiny.ru/NUVERS

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X