Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чуенкова Наталья Владимировна

"Использование зрительной гимнастики при работе с детьми с нарушением зрения"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 374 Красноармейского района Волгограда»(МОУ Детский сад № 374)Статья на тему «Использование зрительной гимнастики при работе с детьми с нарушением зрения» Автор: Чуенкова Наталья Владимировна, воспитатель МОУ Детский сад № 374Волгоград,2020 «Самое прекрасное – смотреть в глаза человеку, который улыбается. У каждого глаза «улыбаются» по-своему. Но именно улыбающиеся глаза самые прекрасные». В последнее время увеличилось число детей дошкольного возраста с отклонениями в физическом и психическом развитии. В детской патологии особое место занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к слабовидению, остаточному зрению, полной слепоте, или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, которую необходимо проводить несколько раз в течение дня от 2-х до 5-ти минут. Что же такое - зрительная гимнастика? Зрительная гимнастика – это система упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения зрения. Цель проведения зрительной гимнастики - формирование у дошкольников представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части  сохранения и укрепления здоровья.  Задачами зрительной гимнастики являются: - укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления; - снятие напряжения зрительного аппарата; - укрепление мышцы век; - улучшение кровоснабжения тканей глаза; - общее оздоровление зрительного аппарата. Гимнастику можно включать как в режимные моменты, так и в занятия. Для проведения зрительной гимнастики можно использовать различные тренажеры, например: «Солнышко», «Звездочки», «Зайчата», «Видеоазимут» (по методике В.А. Ковалева), «Стрелоплан», «Палочки - выручалочки», «Буквы и цифры» (индивидуальные тренажёры), а также мелкие предметы, изображения, специальные схемы, таблицы, ИКТ. Проводить её можно по словесным указаниям: посмотри вверх - вниз, влево – вправо, зажмурь глаза, поморгай, выполни круговые движения глазами и т.д., с использованием потешек, стихов, музыкального сопровождения, в игровой форме. Таким образом, зрительная гимнастика бывает:1) с предметами;2) игровая коррекционная физминутка;3) по зрительным тренажёрам;4) комплексы по словесным инструкциям. С учетом тематического плана подбираются комплексы зрительной гимнастики. При планировании учитывается принцип усложнения: сначала отрабатываются с детьми простые движения глазами с использованием небольшого стихотворного текста (до 4-х строк), например: «Дождик», «Осенью», «Ветер», «Носик», «Часы», «Огуречик», а затем в различных сочетаниях, используется более длинный и сложный стихотворный текст: «Чашка», «Кошка», «Лучик», «Ночь», «Прогулка в лесу», «Жук», «Хомка», «Автобус» и многие другие. При ежедневном проведении зрительной гимнастики с дошкольниками планируется в неделю для разучивания и проведения один комплекс в стихотворной форме, который совмещается с одним или двумя комплексами другого вида. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст детей, состояние зрения, быстрота реакции ребенка. Прием проведения зрительной гимнастики - наглядный показ действий воспитателя. При выполнении упражнений необходимо следовать следующим правилам:- перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят);-воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии;-положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи);-дыхание во время занятий глубокое и равномерное. Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения у детей с нарушением зрения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап. В работе с детьми с нарушением зрения можно использовать таблицы – тренажёры, которые могут быть как переносными и стационарными, так и нарисованными на стене (в первую очередь тренажер Ф. В. Базарного). Это - «Помоги животным», «Накорми животных», «Волшебный лабиринт» и другие. Могут использоваться и большие настенные панно: «Волшебные часы», «Полет бабочек», «Город геометрических фигур», «Дорожное движение», «Разноцветные дорожки». Работа с тренажёрами может проводиться не только на занятиях по развитию речи, но и на физкультурных занятиях. Зрительно - сигнальные тренажеры предупреждают утомляемость детей, активизируют зрительное чувство координации у детей, повышают двигательную активность. Информацию для родителей (законных представителей) по зрительной гимнастике необходимо регулярно размещать в уголке здоровья. Это – памятки, плакаты, рекомендации, советы по ее проведению, комплексы упражнений для глаз, консультации: «Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения», «Гимнастика для глаз с детьми», «Упражнения для зрения детям», «Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения», «Зрительная гимнастика дома и в ДОУ» и т.п. Таким образом, использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения. Только при постоянном проведении зрительной гимнастики достигается профилактический эффект. Так давайте же будем стараться, чтобы у каждого нашего воспитанника глаза «улыбались» и были самыми прекрасными!Список использованной литературы1. Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения, Министерство образования РФ, методическое пособие СПб, "Образование", 19952. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 20123. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-Пресс. 20024. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 20075. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Метод. пособие, - М.ТЦ Сфера, 2003

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X