Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Владимирова Светлана Анатольевна

"Применение ментальных карт как одной из технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Применение ментальных карт как одной из технологий в работе с детьми дошкольного возраста.«Ментальная» или «интеллектуальная карта» («mind maps», «mind»- ум, «maps» - карта) - это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям. Автор и идейный вдохновитель технологии "Ментальная карта" английский психолог Тони Бьюзен. Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.Законы интеллект-карты Тони Бьюзена разделяются на две группы. Первая группа законов - "Законы содержания и оформления". Ключевые понятия этой группы. 1.Эмфазы - умение выделить значимое, сделать акцент на чём-либо.Это: - использование центрального образа (значимого),- использование графических образов, -варьирование размеров букв, толщины линий, -оптимальное размещение элементов.2.Ассоциации. Они служат фактором совершенствования памяти и творческих возможностей, помогают соотносить текущие восприятия с предыдущим опытом. Это: - использование стрелок, -использование цвета, -использование кодирования информации (галочек крестиков и так далее).3.Ясность выражения мыслей. Это: - принцип- по одному слову на каждую линию, -использование печатных букв, -размещение слов над линиями, -соответствие длины линии длине слова, -соединение линии с другими линиями, -окаймление, -ясность рисунков, -горизонтальное расположение листа бумаги, -горизонтальное расположение слов. 4. Собственный стиль. Вторая группа законов - "Законы структуры". Ключевые понятия этой группы: 1. Соблюдение иерархии линий. 2. Использование номерных последовательностей в изложении мыслей.Принципы, заложенные в основу технологии "Ментальная карта". Физиологические и нейропсихологические. Интеллектуальная карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений. Наше мышление не линейно, как текст, а имеет ветвящуюся структуру (радиантное мышление человека). Каждое понятие связано с другими понятиями на основе ассоциаций.Запоминаемости. Положительный результат достигается благодаря взаимодействию с правого и левого полушария мозга, использованию образов и цвета при моделировании интеллектуальной карты. Объем памяти увеличивается за счёт включения процессов мышления при запоминании. Наглядности. Всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. Позволяет отразить связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и т. д.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.Привлекательности. Имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.Творчества. Интеллектуальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.Возможности пересмотра. Пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи.Алгоритм создания:1. Обозначение темы. 2. "Мозговой штурм"- подбор слов-ассоциаций по данной теме.3. Детализация каждой ветви. Использование интеллект – карты: 1. Сбор материала о предмете или объекте. 2. Закрепление и обобщение материала. 3. Развитие связной речи детей - составление и распространение предположений и рассказов по интеллект-карте.Варианты использования интеллект-карт в работе с детьми:1.Карта создается ребенком в совместной деятельности со взрослым и самостоятельно графически или в плоскости.2.Карта создается взрослым для составления рассказов детьми или обобщения информации.Методика составления карты. Для Вашего внимания приведем пример ментальной карты по познавательно-речевому занятию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР «Тили-тили тесто».1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводятся больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его. 2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой. 5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво, размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.Литература:1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов-на-дону, 2011. 2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников /Журнал "Начальная школа", выпуск 7/12. 3. Бьюзен Т. Супермышление/ Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008. 4. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду/ Журнал "Дошкольная педагогика", выпуск 10/16. 5. Интернет источники: http://www.maam.ru/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X