Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Загороднова Дарья Владимировна

Принципы практического освоения народных певческих традиций

скачать документ

Вернуться назад

Принципы практического освоения народных певческих традицийЗагороднова Д.В.ПДО МБУ ДО ДШИ №3 «Младость»г.о.СамараВ современном обществе, где процесс преемственности традиции осложнен разным территориальным расположением (город - деревня) «учителей» и «учеников», принципы практического освоения фольклора играют большую роль. Ни для кого не секрет, что современный человек не обладает временным ресурсом, который позволил бы осваивать традиции лишь теми неспешными способами, какими они передавались на протяжении столетий. Для оптимизации этого процесса, профессор Т.С. Рудиченко предлагает некую методику одинаково эффективную как при изучении, так и при освоении песенного традиционного репертуара. «Первым условием данной методики является включение в репертуар жанров, опредяющих «лицо» изучаемой традиции, т.е. входящие в ее ядро - жанры, жанровые циклы, жанровый коррелянты и оппозоции. Хотя региональный репертуар складывается естественным путем, он может быть сформированным и целенаправленно, как это происходит в традиционных коллективах, занимающихся сценической деятельностью». [2, с.3]. Например, для казачьих песенных традиций, доминирующей будет корреляция протяжных и походных песен, именное в этих жанрах собраны все важнейшие черты стилистики и певческие приемы. А.С Кабанов рекомендует «отбор песен по признаку наибольшей «распетости» и исчерпания типических форм растягивания текста в напеве». [1, с.4] То есть, освоив самые сложных для запоминания и понимания песни, исполнитель обретает комплекс навыков. Хотя данный путь противоречит принципу «от просто к сложному», он верен в теоритическом плане, так как позволяет раскрыть сущность исполняемой традиции через соотношение характерных жанров и мелодических стилей. Такой метод требует от руководителя большой предварительной аналитической работы и подбора репертуара, который позволил бы решить задачу освоения традиционной песни без угнетения эстетического чувства участников коллектива.Втором условием служит освоение политекстовых напевов и связанной с ними группы поэтических текстов. Данный метод весьма эффективен, поскольку, позволяет увеличить репертуар в несколько раз и одновременно закладывает в память основные приемы распевания поэтического текста. Третье условие – ознакомление со всевозможными воплощениями одного о того же текста. В локальных традициях один и тот же текст существует в разных по жанру песнях, с напевами различных исторических пластов. Используя при разучивании как можно большее число версий песни, мы, постигаем законы вариантности текста и многообразия форм его воплощений.Четвертое условие – усвоение механизмов типизации структурных элементов текста и напева. Типизация, как известно, охватывает поэтический текст и напев, их соотношение, а также голосовые партии народного многоголосия. В связи с этим необходимо уделить внимание приемам сокращения и расширения поэтического текста (комбинации сюжетно-поэтических мотивов и их соединение), его распевания, т. е. музыкально-стиховому ритму: принципу образования формул и их связи в цепочки (слоговые музыкально ритмические формы). То же относится к типизации звуковысотного контура голосовых партий и способов их координации. Следует также учесть, что клиширование охватывает голосовые партии. В близких по ладовой организации напевах голосовые партии развертываются по одной и той же схеме. Пятое условие – освоение приемов варьирования ритма и звуковысотного контура на базе слоговых музыкально-ритмических форм. Удобны для решения данной задачи, сосуществующие в традиции силлабические (не строго силлабические) и орнаментированные версии песен. Вначале разучивается силлабическая версия, затем орнаментированная. Локальная, субэтническая или личностная мелодическая индивидуализация хорошо прослеживается в политекстовых напевах. Ее ресурсами могут служить внутрислоговые распевы, межслоговые вставки и запевки, фактура. Задачу постижения композиционного разнообразия решают песни одного структурно-мелодического типа, разные по функции, имеющие отличия в форме распева, а также бытующие с разными поэтическими текстами. «Шестое условие – использование такого свойства как комбинаторная природа мелодики песни, когда на определенных композиционных позициях находятся одни и те же клишированные обороты. В простейшем виде такие принципы организации формы представлены в хороводных и календарных песнях, но присутствуют и в протяжных. Посредством подобных напевов усваиваются типичные соотношения и комбинации музыкально-ритмических и мелодических формул». [2, с.5]ЗаключениеНародное исполнительство — составная часть жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, общины, общества в целом, оно играет важную роль в жизни людей, в культуре. Народное исполнительство выступает средством аккумулирования, хранения и передачи человеческого опыта. В современном обществе, где процесс преемственности традиции осложнен разным территориальным расположением (город - деревня) «учителей» и «учеников», принципы практического освоения фольклора играют большую роль. Ни для кого не секрет, что современный человек не обладает временным ресурсом, который позволил бы осваивать традиции лишь теми неспешными способами, какими они передавались на протяжении столетий. Для оптимизации этого процесса, профессор Т.С. Рудиченко предлагает некую методику одинаково эффективную как при изучении, так и при освоении песенного традиционного репертуара. Таким образом, русское традиционное пение это – коллективная коммуникативная деятельность особого типа, которая характеризуется социальной целенаправленностью и обусловлена внеязыковыми факторами. Традиционное пение, возникая и развиваясь, создаёт особое пространство, которое активно воздействует на всю культуру, в которой оно существует.Список литературыКабанов, А.С. Современные фольклорные коллективы в городе [текст]: метод. рекомендации / А.С. Кабанов – Москва: ОНМИНТ и КПР, 1986. Рудиченко, Т.С. Принципы изучения и практического освоения народных певческих традиций [текст]: статья / Т.С. Рудиченко // Вестник Адыгейского государственного университета. - Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 1

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X