Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Воложина Татьяна Викторовна

Проект развития межполушарного взаимодействия

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ детский сад № 101 г. АнгарскПроект развития межполушарного взаимодействияу детей старшего дошкольного возрастаВоложина Т.В.Педагог-психолог2020 гАктуальность - растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Развитие головного мозга детей активно продолжается до 9 лет, когда особенно полезна гимнастика для мозгаЦель: развивать межполушарные связи у детей 5–6 лет средствами кинезиологических упражнений.Задачи: активизировать межполушарное взаимодействие у детей, развивать умственные способности, способствовать речевому развитию, укреплять физическое здоровье, информировать педагогов и родителей.Проект рассчитан на год и внедряется в трех группах (две старшие и подготовительная группы).Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.Участники проекта: дети, педагоги, родители.Срок реализации: сентябрь – май.Этапы проектаОрганизационно-исследовательский этап (сентябрь – октябрь)Организационное заседание: определить актуальность, цели, задачи, формы работы, расширить информационное поле по теме, подобрать литературу.1. Определить диагностические методики.2. Подобрать кинезиологические упражнения.3. Провести первичную диагностику детей: насколько развита мелкая моторика 4. Подготовить справку по результатам диагностики.Практический этап (ноябрь – апрель)Систематизировать и внедрить в работу с детьми комплекс упражнений для развития межполушарных связей. Создать видеотеку. Изготовить и апробировать кинезиологические тренажеры (ноябрь – декабрь) Провести мастер-класс для родителей «Кинезиологические упражнения для развития ребенка» Систематизировать и внедрить комплекс кинезиологических упражнений для развития правого полушария. Создать видеотеку. Изготовить и апробировать кинезиологические тренажеры (январь – февраль).Провести мастер-класс для педагогов: «Кинезиология как средство активного развития старших дошкольников» (ноябрь) Систематизировать и внедрить комплекс кинезиологических упражнений для развития левого полушария. Провести мастер-класс для родителей: «Зарядка для ума и тела» (апрель).Итоговый этап (май)1. Провести итоговое диагностическое обследование детей. Определить динамику развития.2. Подготовить справку по результатам работы.3. Представить образовательную практику коллегам (май).Диагностический инструментарийДиагностические методики Н.В. Нищевой «Тест на определение ведущей руки», «Исследование состояния моторной сферы«Исследование состояния словаря детей 5–6, 6–7 лет» (наглядный материал О.Б. Иншаковой). «Исследование зрительной и слуховой памяти детей 5–7 лет»А.Н. Леонтьева  «Обследование внимания детей старшего дошкольного возраста» Л.О. Тихомировой. Теоретическое обоснование ПроектаОсновоположник гимнастики для мозга – американский психолог, доктор философии Пол Э. Деннисон.Пол Деннисон создал в 1970-х годах образовательную кинезиологию – область научного знания о том, как совершенствовать процесс обучения при помощи движения.Кинезиологические движения – это система быстрых, простых, специфичных движений, которые приносят пользу каждому ребенку независимо от его частной проблемы. Эксперименты показывают, что при выполнении таких упражнений успеваемость детей становится вдвое лучше.Доктор философии Пол И. Деннисон и Гейл И. Деннисон на основе кинезиологических упражнений разработали гимнастику ума, куда вошли простые упражнения для раскрытия умственных возможностей детей.В своей книге «Гимнастика для ума» они доступно показали как правое полушарие работает вместе с левой половиной тела, левое полушарие вместе с правой половиной. Когда мы представляем букву «Х», то сообщаем своему мозгу, что хотим заставить работать оба полушария одновременно. ДВИЖЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ помогают обоим полушариям работать согласованно и с каждым разом делать это все лучше и лучше.Какие упражнения эффективны для развития левого и правого полушария?1) Упражнения МЕЛЬНИЦА и ПРЫЖКИ С ПОВОРОТОМ можно делать под музыку каждое утро. Надо стараться выполнить их так, чтобы рука и противоположная нога двигалась одновременно. Хорошо поворачиваться во все стороны, вращать глазами вправо, влево, вверх, вниз. Когда оба полушария работают одновременно, новые знания воспринимаются лучше.2) ВОСЬМЕРКА. Рисуем восьмерку попеременно правой и левой рукой. Лучше рисовать ВОСЬМЕРКУ три раза каждой рукой, затем три раза обеими руками вместе.3) СИММЕТРИЧНЫЕ КАРАКУЛИ, в воздухе хаотично рисуем одновременно обеими руками.4) СЛОНИК. Согнуть колени, голову прижать к плечу и выводить рукой восьмерку. Вслед за движением руки наклонить туловище, стараясь глядеть поверх пальцев. Повторить упражнение другой рукой.Это упражнение расслабляет глаза и шею. Нужно выводить в воздухе своим «хоботом» слова, правописание которых нужно запомнить –Кроме того, СЛОНИК помогает мне внимательно слушать.ПЕРЕКАТЫ ГОЛОВЫ. Наклонить голову вперед и медленно перекатывать ее от одного плеча к другому. Наклонить голову назад и снова делать перекаты из стороны в сторону. Опустив плечи, повторить тоже самое. После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче, когда мы читаем или говорим.Упражнения с использованием Су-Джок - обогащают знания ребенка о собственном теле; развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук; стимулируют речевые области в коре головного мозга; способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.Достоинства Су – Джок: Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.Противопоказания: высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях по развитию речи:I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.Форма организации работы с Су-джок массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые. фронтальные занятия.Приемы Су –Джок терапии:Диагностика мелкой моторики старших дошкольников (по Н. В. Нищевой )Кинестетическая основа движений:• сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке;• одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;• одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук;• поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на правой руке, потом – на левойКинетическая основа движений:• изменять положение кистей рук (после демонстрации): одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. (Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.)• Проба на перебор пальцев: на двух руках одновременно соприкасать последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.• упражнение «Игра на рояле» правой рукой, левой рукой• проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукойГрафические пробы:• умение правильно держать карандаш;• умение рисовать прямые горизонтальные линии;•умени е рисовать прямые вертикальные линии;• умение рисовать круги;• умение рисовать ломанные линии;• умение рисовать замкнутые линии;• умение рисовать человекаМанипуляции с предметами:• умение застегивать и расстегивать пуговицы;• перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;• умение завязывать и развязывать шнурки;• выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез,• вырезать фигуры среднего размераДиагностика мелкой моторики. Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.Условия проведения тестирования. - Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом) - Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки. - Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость». Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять». 1. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду». - Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет. «Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками». - Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает. 2. «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой. 3. «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.4. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукие очень редко берут его левой рукой. 5. «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки. 6. «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно. 7. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку. 8. «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». Посмотрите, большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту. Ваш ребенок правша, левой - левша.9. «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот. 10. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху? 11. «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное - ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука. 12. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел. 13. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок? 14. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует. Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования « рукости » ребенка можно использовать таблицу: Интерпретация полученных результатов: - При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». - Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки». - Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».Итак, тестирование выявило, что ваш ребенок левша… Если вы воспитываете левшу, то, прежде всего, позвольте от души вас поздравить. Вам выпал редкий шанс посмотреть на мир другими глазами - глазами художника, поэта, фантазера, философа. Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну привести вашего ребенка «к общему знаменателю» и не разрешайте это делать родственникам или педагогам. Мало того, что это попросту бесполезно, но, что еще хуже, чревато расстройствами поведения и невротическими реакциями у ребенка. Психологи давно доказали, что левшей нельзя переучивать, ведь леворукость - это не болезнь, не дурная привычка и не прихоть. То, какую руку мы предпочитаем, заложено врожденными генетическими особенностями, особенностями внутриутробного развития и протекания родов. До 4 лет предпочтение руки может меняться , но если к этому возрасту, ребенок устойчиво предпочитает действовать левой рукой, и если в семье есть левши, то имеет смысл проконсультироваться с нейропсихологом (специалистом, изучающим индивидуальные особенности развития мозга) на предмет дальнейшей стратегии в обучении ребенка. Некоторые дети одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, их называют амбидекстрами . Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких , но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от переучивания (которое им, собственно, и не требуется). Иногда у праворуких детей имеется как бы «скрытоелевшество », в котором можно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец, а при переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.Как правило, леворукие дети отличаются творческой одаренностью и нестандартностью мышления. Вместе с этим, именно среди леворуких детей много трудных подростков и детей с проблемами в обучении. Это вовсе не значит, что левши обладают худшими способностями к учебе, а говорит лишь о том, что наша усредненная система образования не учитывает особенности развития леворуких детей и не располагает программами обучения, рассчитанными именно на таких детей. Поэтому родителям леворуких детей не стоит полностью полагаться на школу или детский сад в вопросах всестороннего развития. Лучше всего, если вы сами сможете развивать своего ребенка, с учетом его особенностей.Праворукие Сюда можно отнести большую часть населения планеты. У таких людей нет такого яркого доминирования одной или другой стороны тела. Однако правая сторона активнее используется. Но их легко можно переучить. В случае травмы левая пара без проблем может заменить правую поврежденную.Амбидекстры Таких людей не много, но все-таки они существуют. Их можно назвать и правшами и левшами одновременно. Хотя они и чаще совершают действия правой рукой, но совсем не означает, что они не могут это сделать левой рукой, а потому что большинство инструментов делается под правую руку. Могут, например, одновременно писать правой и рисовать левой рукой.Подводим итоги всего вышесказанного: Во-первых, уже к 4-5 годам вы без труда сможете выявить доминирующую сторону тела у вашего ребенка. Если же к этому возрасту ребенка вы не можете точно определить «сильную» сторону вашего малыша, значит он – амбидекстр . Во-вторых, доминирующую сторону тела определяют по сочетанию четырех органов, а именно - ноги, руки, глаза и уха. В-третьих, различают пять разновидностей людей: чистые правши, чистые левши, праворукие, леворукие и амбидекстры В-четвертых, чистых левшей или правшей, не под каким предлогом, нельзя переучивать, а вот леворуких и праворуких – можно. Но прежде чем переучивать леворукого или праворукого ребенка, необходимо проконсультироваться со специалистом – неврологом.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X