Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Блинова Ирина Александровна

«Совершенствование коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР через ознакомление с родным городом.»

скачать документ

Вернуться назад

«Совершенствование коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР через ознакомление с родным городом.» Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Именно в ранний и дошкольный возраст создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Великие педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками. Проблемой формирования речи дошкольников занимались Л .С. Выготский, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова , Филичева Т.Б, Чиркина Г.В.Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной.Дети приходят в детский сад и практически ничего не знают о своей родине, лишь некоторые могут назвать улицу или дом в котором они живут, совершенно не имея представления что за улица, где она находится, сколько их и что это за город- Дзержинск.Возможность закреплять речевые навыки через ознакомления с городом возникла с проблемы: как помочь детям с ОНР, преодолеть свои речевые недостатки и в то же время больше узнать о родном крае? Какие интересные игры-занятия, викторины, конкурсы, экскурсии включить в коррекционный процесс? Как сделать жизнь детей интересной, максимально наполненной яркими впечатлениями?Вся работа выстроена по 3 направлениям: работа с воспитанниками, взаимодействие с семьей, обогащение РППС.Формы и методы работы с воспитанниками:НОД (различные виды и формы организации)НаблюденияИгры (сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, подвижные, пальчиковые)ЭкскурсииБеседы, рассматривание картин и иллюстративного материалаЧтение художественной литературы, сочинение сказок, рассказовВыставки творческих работДосуги, развлеченияРазнообразные формы и методы позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с малой родиной, формирования патриотических чувств, до закрепления речевых навыков дошкольников. Для привлечения к работе родителей я использовала как традиционные, так и интерактивные формы и методы. Большое значение имеет предметно- пространственная среда, к оформлению которой я активно привлекаю родителей.Содержание образовательной деятельности в группе для детей с речевыми нарушениями определяется конкретными лексическими темами. Многие из них («Моя семья», «Транспорт», «Профессии», «Лес», «Город», День Победы») включают в себя городскую тематику, позволяют расширить знания о своем городе и, одновременно, закреплять речевые навыки.В рамках проекта «Мой город» мы, вместе с ребятами придумали физкультминутку, представленную на конкурс к юбилею города в библиотеку имени А.П.Гайдара.Мною была разработана серия конспектов о городе, которая вошла в программу дополнительного образования «В мир истории открываем двери.На первый взгляд, кажется, что тема ознакомления с малой родиной, ее историей сложна для дошкольников. Но если давать материал в доступной для детей форме, используя наглядность, вариативность, современные технологии, то усваивается он довольно успешно.Игровая форма упражнений с использованием наглядного материала мотивирует детей на активное использование устной речи.Участвуя в викторине, дети путешествовали по станциям: «Почемучка», «Фотовыставка», «Угадай-ка», отвечали на вопросы:-как называется главная площадь нашего города?-как называется река на которой стоит наш город?-это здание находится на проспекте Дзержинского и хранитисторию нашего города-как называется площадь, на которой зажжен Вечный Огонь?-какая самая длинная улица нашего города?-а самая короткая?-ходит легенда, что воды этого озера скрывает церковь. О каком озере говорится?-какая порода хвойных деревьев самая распространенная внашем городе?-какие улицы города вы знаете?На фотовыставке ребята узнавали памятные места нашего города и рассказывали о них.На следующей станции «Угадай-ка» дед- краевед приготовил намСундучок.Что это за предметы и для чего они предназначены?Ребята, а какое отношение имеют эти предметы к нашему городу?Таким образом, формируя представление о городе, я побуждала к составлению коротких описательных рассказов, что способствовало обогащению и активизации словарного запаса детей.Одним из эффективных методов по закреплению речевых навыков через ознакомление с городом является проектная деятельность. Реализуя проект «Мой город», мы с детьми придумали и сделали «Телевизор» по которому демонстрируем передачи о Дзержинске и сопровождаем показ короткими рассказами, развивая и закрепляя речевые навыки детей.В группу приходят дети из разных районов города и многие из них уже имели небольшое представление о нашем городе. Во время прогулок и в группе мы часто играли в игру «Маршрутка», где дети имели возможность назвать свою улицу, остановку транспорта, а далее мы нашу игру усложняли . Ребята пробовали выполнять роль экскурсовода и рассказывали «пассажирам» о нашем городе. В дидактической игре «Собери картинку» я закрепляю умение использовать словосочетания при составлении предложений. При отработки навыка образования существительных в единственном и множественном числе провожу игры «Один – много» на примере города: «дом-дома, улица-улицы» и т.д. У детей с ОНР часты ошибки при согласовании существительных с числительными. Игры и игровые упражнения помогают усвоить сложный материал быстрее и с интересом: сосчитай, сколько домов, окон и т.д. В играх «Мой город», «Чей? Чья? Чье?» закрепляю умение детей согласовывать притяжательные местоимения с существительными. детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.При разучивании стихов о Дзержинске, придумывании загадок и составлении рассказов идет автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети учатся говорить в спокойном темпе. Развивается тембровая окраска голоса, высота тона, четкость дикции, интонационная выразительность речи.Во время проведения экскурсии, дети рассматривали из автобуса знакомые места, достопримечательности и закрепляли умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.На экскурсии, во время рассказа обращалась к детямс вопросами, чтобы активизировать их речь, вызвать стремлениечто-то узнать, попробовать о чем-то догадаться самому;-как вы думаете, почему именно в этом месте люди решили построить город?-откуда такое название?-Что это за здание?Большое внимание уделяю формированию и отработке грамматических высказываний, умению задавать вопросы, обращаться с просьбой в различных ситуациях, на экскурсиях.По заданию учителя-логопеда дети, совместно с родителями составляли рассказы на темы «Мой город», «Родная улица», что способствовало развитию речи и обогащению словаря. Завершает учебный год тема великого праздника- Дня Победы. В рамках группового проекта, мы провели акцию «Поздравь ветерана». Дети узнали о героях- Дзержинцах, именами которых названы улицы нашего города- Ситнова, Самохвалова.Шла отработка навыков понимания и употребления новых слов.Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей. В своей работе я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: - Семейные экскурсии в музеи, по памятным местам города, посещение культурных центров. - «Мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети). - Консультативная работа. - Праздники, развлечения, досуги. - Дни открытых дверей. - Участие в выставках творческих работ, рисунков. - Оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газет. В группе стал традицией выпуск групповой стенгазеты «Рассуждалки». Дети высказывают свои мысли на разные темы, я их записываю, а затем мы вместе оформляем стенгазету. Это стимулирует речевую и мыслительную активность воспитанников, стремление грамматически правильно оформить свое высказывание. Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. В нашей группе оборудован центр краеведения, где находится герб города, план-схема города, набор фотографий города, Макет «микрорайона детского сада», дидактические игры.Альбомы: «Достопримечательности и памятные места города. «Природа родного края» «История родного города», «Герои- Дзержинцы», «Дзержинск спортивный». Набор картинок к дидактическим играм: «Угадай по описанию», «Путешествие по родному городу» «Собери картинку», «Домино», «Животные нашего города», «Кто в лесу живет, что в лесу растет», «Птицы нашего города» Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательностьОпыт своей работы я представляла на городской методической секции педагогических работников, Научно- практическом областном семинаре для руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Эффективное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». В интернет сообществе мною опубликованы конспекты «Путешествие по городу», «Салют над городом», открытка к юбилею города, консультация для родителей по ознакомлению дошкольников с родным городом, фотоотчет о посещении Краеведческого музея и детской стоматологии.В результате проделанной работы видны позитивные изменения развития речи детей: увеличился и расширился их словарь, совершенствовалось развитие связной речи, дети стали лучше владеть диалогической и монологической речью. Ребята научились составлять небольшие рассказы с опорой на наглядность, рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера. Значительно расширилось представление ребят о своем городе. ..

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X