Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Викторова Ирина Владимировна

Инновационная деятельность в современной дошкольной образовательной организации

скачать документ

Вернуться назад

Инновационная деятельность в современной дошкольной образовательной организации(статья обобщение педагогического опыта)Викторова Ирина Владимировна, воспитательвысшей квалификационной категорииМБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок»Кемеровская область-Кузбасс, город ЮргаВ современных условиях традиционное обучение, воспитание в дошкольной образовательной организации (ДОО) не может полностью соответствовать требованиям ФГОС ДО. Использование инноваций в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста открывает педагогам новые возможности преподнесения материала. Значение инновационной деятельности в ДОО.Инновация (с англ. innovation) - новшество, нововведение. Использование инноваций в ДОО предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов ДОО. Целью инновационной деятельности в ДОО является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОО ставятся следующие задачи:*развитие индивидуальности детей;*развитие у детей инициативы, самостоятельности, способности к творческому самовыражению;*повышение любознательности, интереса к познавательно - исследовательской деятельности;*стимулирование различных видов детской активности (игровой, познавательной...);*повышение интеллектуального уровня детей;*развитие креативности и нестандартности мышления.Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образованияВажным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а партнёра образовательного процесса и придерживается положения «не рядом, а вместе». Тем самым дети чувствуют больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даются детям не в готовом виде, как раньше, а добывается ими самостоятельно в ходе познавательно - исследовательской деятельности.Виды инновационных педагогических технологий используемые в ДОО:*здоровьесберегающие технологии;*технологии проектной, исследовательской деятельности;*информационно-коммуникационные технологии;*технологии «лэпбук»;*личностно-ориентированные технологии;*игровые технологии;*технологии проблемного обучения.Информационно-коммуникационные технологииКомпьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в Учреждении относятся:*компьютеры (ноутбуки);*интерактивные доски;*музыкальные центры (магнитофоны);*телевизоры;*фотоаппаратура.Использование ИКТ на занятиях в ДОО позволяет привлечь внимание воспитанниковПрименение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые ИКТ позволяют строить образовательный процесс на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. В младшей группе в совместно организованной деятельности (СОД) по теме «Мои любимые животные» лучше использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале, а затем предложить его нарисовать и поиграть с мягкими игрушками. В средней группе усложнить подачу материала в СОД на тему «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы» добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видео загадки. В старших группах в СОД по изучению правил дорожного движения показать детям обучающий мультфильм, а затем провести беседу по данной теме.Использование интерактивной доски в образовательном процессе помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной - дети старшего дошкольного возраста сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Интерактивная доска - это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Работа с интерактивной доской включает::*проведение видео экскурсий по выставкам музеев мира;*проведение различных развивающих игр;*просмотр иллюстраций и видеоматериалов;*разбор проблемных ситуаций;*совместное творчество и др.При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала. Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:*дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет ...)*несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «ластик».*один дошкольник стоит у доски, а другие участники образовательного процесса предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).*один дошкольник самостоятельно выполняет задание у доски. Дети, предлагают разные варианты заданий стоящему у доски (старший дошкольный возраст).В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах дети способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет педагог, зависит от поставленных целей и задач предстоящей СОД.В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Пример для младшей группы: СОД по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом, получается «лужайка», можно предложить дорисовать цветочки (дети подходят и подрисовывают цветочек к стебельку). Результаты в СОД с использованием пособия «Математика шаг за шагом» достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы.Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу Квест - игра. Например, игра-путешествие по родному городу (по реке, озеру, в горы) включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания. Например: Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать» и двигаться дальше в своём «путешествии» (1 станция — история, 2 станция — животный мир), а красочная презентация с красивейшими видами города (реки, озера) оставит у детей яркие впечатления.Карта маршрута к игре будет выполнять - роль своеобразного планаВ старшей и подготовительной группах каждый может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. СОД следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности. СОД следует строить в 3 этапа:Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т.д.Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т.д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.Фото галерея: использование ИКТ на занятиях в детском садуОдним из вариантов организации занятия с интерактивной доской является одновременная работа с ней нескольких детейИгра «Считаем со Смешариками» может быть использована на занятиях по математикеУдачным будет проведение с помощью интерактивной доски игр на распределение предметовДидактические игры являются важной составляющей занятияВидео: использование информационных технологий на занятии по развитию речи в ДОУТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами.Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельноПроектные технологииПроектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление детям уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность. Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:*Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.*Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.*Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.*Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т.п.Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).Применение Лэпбука:Лэпбук, или интерактивная папка - это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет детям возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с Лэпбуком, складывает, открывает определённые детали по своему желанию и на своё усмотрение.Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектно - исследовательской деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например: информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта.Лэпбук — удивительная книжка самоделка с заданиями, с которой дети дошкольного возраста работают увлечённо.Тему для Лэпбука можно выбрать абсолютно любую. Следует отметить, что общие темы лучше рассматривать в том случае, если они ещё совершенно новые для детей. Они часто применяются в создании книжек - раскладушек для младших дошкольников. Для детей старших групп лучше выделять частные тематики. Например: Лэпбук на тему «Насекомые» подойдёт для младших дошкольников, которые ещё имеют мало представлений об этом. Для старшей группы лучше выделить в одном Лэпбуке отдельные виды насекомых: например, использовать информацию только о бабочках, выделить их виды или же обратить внимание на класс жуков. С другой стороны, Лэпбук на тему «Экология» будет полезен в общем виде для старших дошкольников в качестве обзорного метода, поскольку для детей это новая тема.Изготовление Лэпбука: для основы лучше всего использовать картон формата А3, материал должен быть плотный. В настоящее время в магазинах можно найти специальные картонные папки-основы. Тогда останется только обклеить основу нужными деталями и раскрасить. Если же вы используете картон или лист плотной бумаги, то сложите его пополам, как книжку, или на 3 части так, чтобы получилось подобие дверок. Можно сложить основу в виде гармошки. А дальше добавить любые детали по своему желанию. Это могут быть кармашки с карточками, маленькие брошюрки, конвертики и т.д. Каждый конверт или кармашек заполняют тематическим материалом: карточками, рисунками, загадками. Сложить Лэпбук можно любым удобным способом, всё зависит от воображения создателя.Далее основа наполняется совместно детьми и педагогами нужными материалами. Приведём пример наполнения Лэпбука на тему экологического проекта «Бережём природу», он состоит из 7 игр-занятий:Игра «Кто, чем питается?» представляет собой вращающуюся картинку, на которой нужно сопоставить животное с типом его пищи.Нужно вращать круг, чтобы установить соответствие пищи определённому животному.Книжка с пальчиковыми играми на тему природы.Пальчиковые игры помогут развить мелкую моторику рук и снимут напряжение.Мешочек с мусором. Собирая его, дети приучаются соблюдать порядок и развивают мелкую моторику рук. Приучаясь убирать мусор в игрушечный пакет, дети будут становиться аккуратнее и дома.Игра в конверте «Чей домик» состоит из карточек с животными и разными видами жилищ. Детям нужно сопоставить их.Чтобы выполнить задание, нужно сопоставить животное и место его жительства необходимо: 4 конверта с разными временами года (требуется разложить карточки с соответствующими приметами в нужный конверт), 4 картинки разных птичек, рядом квадратик с липучкой, на который нужно наклеить карточку с видом еды, которую употребляет каждая птичка. Каждой птичке нужно подобрать правильную еду.Рисунок игры «Пройди по дорожке и не задень цветочки». Приучает к внимательности. При оформлении Лэпбука можно использовать кусочки цветной бумаги, ткани и различные декоративные элементыГотовый Лэпбук можно использовать в СОД, вспоминая и закрепляя пройденный материал, также дети могут самостоятельно рассматривать его в свободное время.Фото галерея: варианты Лэпбуков для ДОО. Экологическая тема одна из самых распространённых в использовании Лэпбука. В Лэпбуке на тему «Осень золотая» удобно указать все её характерные признаки времени года.В Лэпбук на тему «По грибы, по ягоды…» помимо изучения их видов, может содержать стихи, загадки, интересные загадки – отгадки.Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельностиЭкспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, так как в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой СОД является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод - привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается. С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта. Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.Фото галерея: схемы проведения опытов и экспериментовПосле проведённого опыта дети отмечают полученные результатыКарточки с понятными изображениями вызовут ещё больший интерес у детей при проведении опытаКарточка фиксирует продукт, который был угадан по запаху, с закрытыми глазамиРазработка инновационного проекта в детском садуБезусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:*выбор направления инновационной работы;*разработку концепции и программы инновационной деятельности;*создание условий для реализации инновационного проекта;*подготовку, грамотное введение документации по инновационной деятельности.Перед внедрением инновационного проекта в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста педагогу следует тщательно изучить все нюансы выбранной темыЗадача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.Структура инновационного процесса:*анализ и сбор информации;*выбор и реализация новшеств;*обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.Технология игрового обученияИгровые технологии предполагают, содержание обучающих элементов в игре и таким образом повышают уровень мотивации детей.Значение игровых технологии не в том, что она является развлечением или отдыхом, а то, что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение детьми навыков социализации.В совместной организованной деятельности с детьми рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы. Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение. Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, разнообразны. Они могут различаться: По виду деятельности: двигательные, интеллектуальные, психологические.По характеру педагогического процесса:*обучающие;*тренировочные;*контролирующие;*познавательные;*воспитательные;*развивающие;*диагностические.По характеру игровой методики:*игры с правилами;*игры с правилами, устанавливаемыми в ходе игры;*игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.По содержанию:*музыкальные;*математические;*социализирующие;*логические.По игровому оборудованию:*настольные;*компьютерные;*театрализованные;*сюжетно-ролевые;*режиссёрские.Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с детьми. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей дошкольного возраста.Видео: игровая технология в обучении чтению https://youtube.com Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии (ЗСТ)Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности детей. СОД строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективеНапример: *В первой младшей группе можно провести СОД «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация детей и его адаптация в детском саду. *В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарном искусстве. Дети с большим удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого и детей будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к творческой работе в коллективе. Подобная СОД актуальна и для старших дошкольников.Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у детей. Приёмы, методы направлены на формирование у детей навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У детей постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему здоровьюИнновационные ЗСТ могут реализовываться различными способами:*контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;*выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;*новых виды двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;*беседы о ЗОЖ, важности правильного питания, тематических игр;*коррекционные занятия с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.Анализ инновационной деятельности в ДООПо результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОО педагог проводит анализ проделанной работы, оформляет соответствующую документацию. В отчёте о проделанной работе указываются этапы реализации, кто работал над созданием плана, список группы детей, срок проведения, прописывается цели СОД, согласно цели формируются задачи, материалы и оборудование, которые использовались, указывается эффективность достигнутого (результат).Анализ проведённой инновационной деятельности помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов. Каждый педагог и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы, методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности детей, а также профессиональную самореализацию, компетентность педагогов.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X