Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Халтобина Светлана Валентиновна

Методические рекомендации

скачать документ

Вернуться назад

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «ЛИТЕРАТУРА»для специальностей среднего профессионального образованияСОДЕРЖАНИЕСТР.Пояснительная записка3Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных работ6Методические рекомендации работы с учебником12Методические рекомендации по подготовке сообщения-доклада14Методические рекомендации по написанию реферата15Методические рекомендации по составлению конспекта21Методические рекомендации по написанию рецензии22Методические рекомендации по анализу стихотворения23Методические рекомендации по созданию презентаций23Методические рекомендации по написанию эссе25Литература29 Пояснительная запискаМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Литература» составлены в соответствии с рабочей программой на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по всем специальностям образовательного учреждения для реализации требований ФГОС среднего общего образования.Методические указания предназначены для организации для самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам. Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные и производственные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания в процессе самообразования. Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения, позволяющим самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать наиболее трудные моменты в отдельных видах самостоятельной работы. Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ.Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учебы.Реализации этой задачи должны быть подчинены организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студентов с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных и групповых заданий творческого характера по дисциплине.Целью самостоятельной работы студентов является:- научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом и Интернет-ресурсами на заданную тему, заложить основысамоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию;- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя;- самостоятельное изучение студентами дополнительных материалов по дисциплине и выработка навыков и умений выбирать необходимый материал из различных источников;- воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.Такой подход к освоению материала усиливает мотивацию студентов к аудиторной и внеаудиторной активности, что обеспечивает необходимый уровень знаний по изучаемой дисциплине и позволяет повысить готовность студентов к сдаче дифференцированного зачета. В процессе освоения учебной дисциплины «Литература» у студентов должны формироваться общие компетенции:-ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.-ОК2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.-ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.-ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.-ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.-ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.-ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.-ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.Общая цель изучения дисциплины «Литература» - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова. Вместе с писателем осваивать мир посредством художественных образов. Необходимо сформировать читателя художественных произведений, способного понять, почувствовать и оценить в меру своих возможностей каждую прочитанную книгу, найти и полюбить авторов, которые будут ближе всего именно данному студенту.В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного творца, умеющего сформировать проблему, способного на раздумья и собственные эмоциональные оценки.Используя методические рекомендации, студент должен знать:- образную природу словесного искусства;- содержание изученных литературных произведений;- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;- основные теоретико-литературные понятия.Должен уметь:- воспроизводить содержание литературного произведения;- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;- определять род и жанр произведения;- сопоставлять литературные произведения;- выявлять авторскую позицию;- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;- создавать связной текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;- самостоятельно знакомиться с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;- определить свой круг чтения и оценки литературных произведений. Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:• личностных:− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, напротяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;− эстетическое отношение к миру;− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);• метапредметных:− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;• предметных:− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст, контекст творчества писателя в процессе анализа текста;− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;− овладение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;Самостоятельная работа студента по дисциплине «Литература» является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения.Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных работ№Внеаудиторная самостоятельная работаКол-вочасовИсточникиФорма отчета123451. Проблема личности и среды, индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины в драме «Гроза» А.Н.Островского.2Лакшин В.Я. А.Н.Островский. М.,2014Журавлёва А.И. А.Н.Островский. Пьесы. М.,2014 реферат2.Самостоятельная работа обучающихся:- «Записки охотника» И.С.Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие.- Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл.- И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.2Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.,2015Сайт,посвященный И.С.Тургеневу:http://www.turgenev.org.ruдокладрефератсообщение3. Самостоятельная работа:- Литературно-критическая деятельность Н.Г.Чернышевского.- Теория «разумного эгоизма», её привлекательность и неосуществимость в романе «Что делать?»2Пинаев Н.Т. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. М.,2014докладреферат4.Самостоятельная работа:- Душа и природа в поэзии Ф.И.Тютчева.- Особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева, её драматическая напряжённость.2Кузина Л.Н. Тютчев в жизни и творчестве. М.,2015анализ стихотворенийдоклад5.Самостоятельная работа:- Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А.Фета.2Благой Д.Д. Мир как красота: о «Вечерних огнях» Фета. М.,2014анализ стихотворений6.Самостоятельная работа:- Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».- Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.2Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. М.,2015Сайт,посвященный Н.Некрасову:http://www/nekrasov.niv.ruдокладреферат7.Самостоятельная работа:- М.Е.Салтыков - Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».2Сайт,посвященный творчеству сатирика:http://www.saltykov.net.ruдоклад8.Самостоятельная работа:- Роман «Преступление и наказание», постановка и решение в нём проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбу мира.- Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» и пути духовного возрождения.3Белов С.В.Роман Достоевского «Преступление и наказание»:комментарий .М.,2015Сайт,посвященный Достоевскому:http://www.fdostoevsky.ruрефератдоклад9.Самостоятельная работа:- «Война и мир» Л.Н.Толстого. Замысел, проблематика, система образов.- «Дорога чести» князя Андрея.4Бочаров С.Г.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 2014Музей-усадьба «Ясная Поляна»:http://ypmuseum.ruрефератдоклад10.Самостоятельная работа:- Мечта А.Чехова о красоте человеческих отношений, отрицание пошлости, бездуховности в его рассказах.- Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».2Сухих И.Н. Проблема поэтики Чехова. – М., 2015Полоцкая Э.А. «Вишневый сад» :жизнь во времени. М.,2014Музей-заповедник А.П.Чехова усадьба Мелихово:http://www.melihovo.ruрефератдоклад11.Самостоятельная работа:- Акмеизм как течение в литературе, его представители.2Лекманов О.К. Книга об акмеизме. М., 2015реферат12.Самостоятельная работа:- Мотивы бессмертия души в творчестве И.А.Бунина.2Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М., 2014Сайт,посвященный И.А.Бунину:http://bunin.niv.ruдоклад13.Самостоятельная работа:- Утверждение высоких и нравственных идеалов в творчестве А.И.Куприна. 2Волков А. Творчество А.И.Куприна. М.,2014 доклад14.Самостоятельная работа:- Автобиографические повести М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».- Концепция человека в драматических произведениях М.Горького.2Спиридонова Л.А. Горький в жизни и творчестве. М.,2015Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. М.,2014докладсообщение15.Самостоятельная работа:- Тема исторических судеб России в творчестве А.А.Блока.2Орлов В.Н. Гамаюн:жизнь Блока. М.,2014доклад16Самостоятельная работа:- Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской» любви в лирике В.Маяковского.2Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. М.,2015 17.Самостоятельная работа:- Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.2Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 2015Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М.,201418.Самостоятельная работа:- Героика Октября и гражданской войны в романе Н.Островского «Как закалялась сталь».2Панаева В.С. Николай Островский. М., 201419.Самостоятельная работа:- Своеобразие композиции романа «Белая гвардия».2Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 2015Сайт,посвященный М.А.Булгакову:http://m-a-bulgakov.ru20.Самостоятельная работа:- Военная тема в творчестве М.А.Шолохова.1Хватов А. Художественный мир Шолохова. М.,201421.Самостоятельная работа:- Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А.Ахматовой.2Павловский А. Анна Ахматова:жизнь и творчество. М.,2015Сайт,посвященный Ахматовой:http://www/akhmatova.ru22.Самостоятельная работа:- Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.2Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 201423.Самостоятельная работа:- Ранняя лирика Пастернака.2Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. М., 201424.Самостоятельная работа:- Поэма А.Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.- Поэма «Василий Тёркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера.2Македонов А.В. Творческий путь Твардовского:дома и дороги. М., 2015Гришунин А.Л. «Василий Теркин» Александра Твардовского. – М., 201425.Самостоятельная работа:- «Архипелаг ГУЛАГ» - «лагерная» проза А.И.Солженицына.2Нива Ж. Александр Солженицын. М.,2015Сайт,посвященный А.И.Солженицыну:http://www.solzhenitsyn.ru26.Самостоятельная работа:- Многообразие народных характеров в творчестве В.Шукшина.2Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.,2015Сайт,посвященный творчеству В.Шукшина:http://www/shukshin.ru27.Самостоятельная работа:- Повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» - предвидение опасности утраты исторической памяти.1Котенко Н.Н. Валентин Распутин. М.,2014Семенова С.С. Валентин Распутин. М., 201428.Самостоятельная работа:- Развитие есенинских традиций в книгах Н.Рубцова «Звезда полей», «Душа хранит».1Кожинов В Николай Рубцов. М.,2015Сайт,посвященный творчеству Н.Рубцова:http://rubtsov.id.ru29.Самостоятельная работа:- Песенное творчество А.Галича.2Свиридов Г.В.Музыка как судьба. М., 2014УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!Методические указания по дисциплине «Литература» для выполнения самостоятельной работы созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.Приступая к выполнению самостоятельной работы, Вы должны внимательно прочитать учебную цель, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме самостоятельной работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Все задания к самостоятельной работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе работы результаты по приведенной методике.Отчет о самостоятельной работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.Готовую работу Вы должны сдать в срок, определенный преподавателем. Для положительной оценки по самостоятельной работе необходимо для получения зачета по данной теме дисциплины или допуска к экзамену.Внимание! Если в процессе подготовки к самостоятельной работе у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий. Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.Желаем Вам успехов!!!Методические рекомендации работы с учебникомНеобходимо не просто читать учебник, а вести диалог с автором. Усвоение учебного текста - это прежде всего понимание и запоминание его. Студент должен представлять, какие действия ему предстоит выполнить при изучении учебника: понять материал, выбрать наиболее значимую, существенную информацию, запомнить ее.Чаще всего учебник разбит на главы, разделы, параграфы. Всякий учебник предваряет вступительная статья автора, ознакомившись с которой, студент получает представление о том, как правильно работать с ним. Необходимо научиться умению ориентироваться в содержании учебника, расшифровывать приведенные в нем условные обозначения, обращать внимание на основные положения, которые, как правило, выделяются особыми шрифтами.Если в тексте параграфа (главы) содержатся вопросы для самоконтроля, то студент должен твердо знать, что ответы на эти вопросы являются обязательными, потому что это позволит лучше понять (или определить пробелы в понимании учебного материала) и соответственно запомнить необходимую информацию.Любой учебник содержит иллюстративный (рисунки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и пр.), иногда и справочный материал, поэтому студент должен научиться грамотно работать с подобным материалом.Чтение текста учебника можно и нужно регулировать и совершенствовать. Для этого существует множество методик. В любом случае надо убедить студента в необходимости выполнения основных правил чтения: читать без повторов, не возвращаться и не перечитывать фразы: читать без проговаривания текста вслух или про себя (без артикуляции); научиться читать вертикальными движениями глаз по тексту (для начала читать газеты и журналы, в них информация напечатана узкими колонками); сразу определять в тексте ключевые слова; запоминать не слова и фразы, а идеи и мысли. Чтение учебника предполагает владение всеми видами и приемами чтения, умение выбирать из них наиболее оптимальные для каждого конкретного случая.Работу над текстом учебника условно можно поделить на три этапа: до начала чтения; во время чтения и после чтения. На первом этапе необходимо включиться в работу. К сожалению, встречаются нерадивые читатели, которые пассивно воспринимают содержащуюся в тексте информацию, бездумно ее заучивают, не прилагая усилий к ее осмыслению. О таких читателях немецкий писатель Г.Лихтенберг говорил: «Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук, в этом не всегда виновата книга». Начинать работу с учебником нужно с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания.Работу с учебником надо начинать с осмысления заголовков глав, разделов, параграфов, мысленно задавая вопросы: «О чем пойдет речь? Что нового можно узнать из этого материала? Найдется ли подтверждение уже имеющимся знаниям?» и т.д. Такая работа поможет направить дальнейшее изучение текста в нужное русло, определить главные идеи автора. «Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание, оно требует сосредоточенного внимания, твердого желания услышать голос автора» (И.А.Ильин).Второй этап работы – «диалог с текстом» (по Г.Г.Гранику) предполагает разнообразные умственные действия, в процессе которых должны быть сформулированы вопросы к тексту.В процессе чтения можно проверить, насколько совпадет оригинал текста учебника с предположениями студентов. Может возникнуть вопрос, зачем самим искать ответы, строить предложения, размышлять, если строчкой ниже необходимая информация будет получена в полном объеме и без искажений? Ответ прост – невозможно усвоить чужую мысль также осознанно и прочно, как познанную собственным умом. «Готовые», «чужие» знания нельзя механически перенести из книги в сознание индивида. «Выстраданные», самостоятельно полученные знания лучше усваиваются.Помимо понимания и запоминания текста учебника развиваются способности студента, усиливается познавательный интерес. Подобное осмысление текста при постоянных тренировках станет для него потребностью, превратиться в устойчивый навык. При вдумчивом чтении практически автоматически формируются навыки самоконтроля – необходимое условие для понимания и запоминания текста. Проверяя свои предположения, студент контролирует и оценивает собственные знания, умения прогнозировать, выстраивать логические цепочки и т.д. Таким образом второй этап работы с текстом учебника связан с постановкой студентами вопросов, предположительных ответов на них, сравнением своих предположений с авторским текстом.Один из вопросов, который студент должен задавать себе во время чтения: все ли мне понятно? Непонимание даже незначительной части текста не позволит усвоить ни данный материал, ни последующий. Чтобы этого не случилось, надо приучаться выделять в тексте непонятные слова, выражения, осмысливать и понимать их значение. Для чего необходимо научиться пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями, другими источниками информации.По мнению Г.Г.Граник, хорошую помощь в осмыслении учебного материала оказывает выделение главных идей из текста, подчеркивание их (разумеется, только в собственных книгах карандашом). «Кто записывает, тот читает дважды» - считали древние римляне.Необходимо также давать задания, направленные на самостоятельную работу с текстом. К примеру, по тексту учебника (без предварительного объяснения) требуется выполнить ту или иную операцию студенты волей-неволей должны будут тщательно изучить его, вдуматься в смысл, выделить главное, спланировать работу, выполнить задание и осуществить самоконтроль. Предлагая студентам подобное задание, следует помнить, что оно должно быть посильным.Третий этап работы с учебником – выделение в изучаемом материале главного, составление плана работы с текстом. Для эффективного и быстрого восприятия изучаемой темы лучше всего сначала составить краткий план, а затем – развернутый (своего рода шпаргалку), после этого определить суть, главную мысль параграфа (главы). Заучивать следует лишь правила, определения, формулировки. Не следует, разумеется, игнорировать практические упражнения – чем больше их выполнено, тем легче воспринимается и запоминается информация.Как же научить выделять в тексте учебника главное? Предлагаем простой алгоритм: прочтение и осмысление текста; выяснение непонятных фрагментов; разделение текста на завершенные смысловые части; выявление в каждой из них ключевых слов (фраз); определение основной идеи текста. Если содержащаяся в тексте информация сопровождается рисунками, схемами, таблицами и пр., процесс его усвоения заметно упрощается, т.к., с одной стороны, в процесс восприятия включается зрение, а с другой, - знаковые модели, как правило, несущие в предлагаемой информации главную мысль. Студентам с хорошо развитой зрительной памятью можно порекомендовать составить план изучения учебного материала в виде зрительных образов или смешанного типа текст + рисунок (схема и т.п.).Обязателен контроль, самоконтроль и взаимоконтроль за изучением какой-либо темы. Контрольные вопросы составляются так, чтобы можно было выявить вровень усвоения студентами учебного материала. Можно посоветовать пересказывать текст по составленному ими плану. Чтобы у них не было соблазна механически запоминать, зубрить текст, надо составлять контрольные вопросы так, чтобы ответы на них студент формулировал, не цитируя учебник, а творчески и самостоятельно. Замечательный русский философ И.А.Ильин писал: «… каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, какой читает».Методические рекомендации по подготовке сообщения-докладаПриступая к работе над докладом, изучите материал по данной теме. Например, если вы готовите доклад по драматургии А.М.Горького, определите, какие пьесы требуется в него включить, перечитайте эти пьесы, после чего ознакомьтесь с научной литературой.После того как вы познакомились с научными материалами, приступайте к разработке плана доклада. Если он посвящен исторически значительному явлению, например поэтам-символистам, то сначала охарактеризуйте поэтов в целом, расскажите об исторической обстановке, в которой формировались общие черты их творчества, затем перейдите к характеристике отдельных поэтов, показав, чем они отличаются друг от друга. Подводя итоги, расскажите об их влиянии на русскую литературу и общественную мысль. Однако доклад на ту же тему можно построить иначе. Начните с высказываний о поэтах наших современников, подчеркнув тем самым непреходящее значение их творчества. Затем, объяснив, какие именно стихотворения этих поэтов нам наиболее близки и почему, перейдите к анализу творчества отдельных авторов.Точно так же доклад о писателе не обязательно начинать шаблонно: он родился тогда-то и т.д. Можно начать рассказ о писателе с какого-то яркого, запоминающегося эпизода, связанного с ним, а уж потом перейти к изложению его биографии.Определив для себя характер построения сообщения, напишите доклад целиком или составьте его подробный конспект, не переписывая при этом цитат. В тексте доклада сделайте только ссылки на источник. А во время доклада при вас должны быть книги, по которым вы и будете цитировать, или выписки, сделанные из книг, которых вы не смогли взять с собой. Не читайте заранее написанный текст: ведь живое слово всегда интереснее. Поэтому нужен конспект: он будет той «шпаргалкой», которая напомнит докладчику его же собственный текст. Дома вы можете доклад прорепетировать, чтобы проверить, укладываетесь ли вы в отведенное время, и убедиться, что текст по конспекту вы произносите уверенно, выразительно, не путаясь и не сбиваясь. Не бойтесь увлечься, несколько отойти от приготовленного текста – конспект поможет вам не забыть основных положений работы, если в ходе изложения ее части окажутся переставленными.В конце доклада обязательно укажите, какой литературой вы пользовались. Хорошо, если доклад будет сопровождаться с репродукциями, кинофрагментов, а также прослушиванием музыкальных фрагментов.Этапы подготовки доклада:1. Определите цели доклада.2. Подбор необходимого материала содержания доклада.3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.4. Композиционное оформление доклада.5. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления.6. «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.Целесообразно остановиться более подробно на композиционно-логическом оформлении доклада.План доклада должен отражать внутреннюю структуру выступления. Это заранее продуманное развитие темы, содержательная схема речи, логика перехода от одного вопроса к другому. Композиционное решение доклада – это реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.Как правило, элементами композиции доклада являются: выступление, определение предмета выступления, изложение, подтверждение (опровержение), заключение.Методические рекомендации по написанию рефератаНаписание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:1) вводной – выбор темы, работа над планом и введением;2) основной – работа над содержанием и заключением реферата;3) заключительный – оформление реферата;4) защита реферата (на занятии, студенческой конференции и пр.)Методические рекомендации затрагивают следующие вопросы: выбор темы, структура, формулирование цели и задач реферата, работу над планом, введением, заключением; освещают требования к содержанию, библиографии. Помимо этого в рекомендациях приведен образец оформления титульного листа и план-график работы над рефератом.Выбор темы рефератаРабота над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться в преподавателем и библиотекарем.Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с публикациями по Интернету, можно воспользоваться библиографическими указателями.Структура реферата включает в себя следующие элементы:· титульный лист;· оглавление;· введение;· содержание (главы и параграфа);· заключение;· приложение;· список литературы и источников.Формулирование цели и задач рефератаВыбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо подумать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.Работа над планомРаботу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. Вот как будет выглядеть развернутый вариант плана по данной схеме на тему «Серебряный век русской поэзии»:ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………….3Глав 1. Новые литературные течения1. Символизм……………………………………………………………………….42. Акмеизм………………………………………………………………………….63. Футуризм………………………………………………………………………...8Глава 2. Н.Гумилев – основоположник акмеизма1. Биография Н.Гумилева………………………………..……………………….102. Творчество Н.Гумилева……………………………………………………….14Заключение………………………………………………………………………..19Приложение……………………………………………………………………….23Литература…………………………………………………………………………24Данный план можно очень легко трансформировать в простой. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).Что писать во Введении?Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложении и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. Возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-либо определения.Обоснование актуальности выбранной темы – это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились по данной проблеме и стали автору известны.Вывод - это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.Требования к содержанию рефератаСодержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:· не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);· при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;· каждая глава начинается с новой страницы;· при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.Правила оформления ссылокВ реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница.Что писать в Заключении?Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:· основные выводы в сжатой форме;· оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.Объем 1-2 листа формата.Оформление ПриложенияПриложение помещается после Заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.Правила составления библиографических списковВ данном пособии не оговаривается количество первоисточников и публикаций. Список литературы помещается в конце реферата. Список составляется по алфавиту и пронумеровывается.Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:1) автор (фамилия, инициалы);2) название, подзаголовок;3) выходные данные (место издания, издательство и год издания)Пример: Журавлев В.П. Русская литература XX века. Учебник. М., 2010В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.Сокращаются только названия городов: Москва (М), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.Требования к оформлению рефератаТекст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А-4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.Работа набирается на компьютере, надо придерживаться следующих правил (в дополнении к вышеуказанным):- набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;- заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;- межстрочный интервал полуторный;- разрешается интервал между абзацами;- отступ в абзацах 1-2 см;- поле левое 2,5 см, остальные 1 см;- нумерация страницы снизу справа;- объем реферата 20-24 страницы.Образец оформления титульного листаГосударственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение Октябрьский нефтяной колледж им. С. И. КувыкинаСеребряный век русской поэзииВыполнил__________Проверил __________2017Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект). Порядок защиты реферата:1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.2. Ответы студента на вопросы.3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.Советы студенту:На весь ответ отводится чаще всего около 25-20 минут. При ответе постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.1. Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 15-20 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.2. Выступление должно быть очень кратким -1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).3. Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.4. Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.5. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.6. Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.7. Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.8. Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой. И уж ни в коем случае его не перебивайте!9. Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.10. Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.11. Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы (это вина не преподавателя, а Ваша).Методические рекомендации по составлению конспектаКонспект – это сжатое изложение всего существенного в содержании первоисточника, т.е. отбор наиболее важных и характерных фактов, теоретических положений.При конспектировании необходимо стремиться к наиболее экономичному изложению материала, сто обеспечит лучшее восприятие текста. Важен не только результат конспектирования, но и сам процесс, дисциплинирующий мышление, способствующий более прочному закреплению и лучшему запоминанию материала.Как составлять конспект1. Определите цель составления конспекта.2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой, работы, применять условные обозначения.7. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.Принято определять два способа цитирования:- цитата является самостоятельным предложением и оформляется как прямая речь;- цитата является частью авторского предложения.Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может ставиться перед цитатой, в середине цитаты и после цитаты. Конспектированию должно предшествовать внимательное прочтение материалов, его осмысление.Полезно отмечать при этом непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй, третий и четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить дальше, впоследствии, как из чтения, так и из отдельных лекций и бесед.Конспект, виды конспектовПриведем возможную классификацию видов конспектов:1. План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.2. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.3. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.4. Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.Методические рекомендации по написанию рецензииРецензия – это более или менее подробное изложение прочитанного с личной оценкой содержания по частям или в целом.Определенной формы рецензия не имеет. Обязателен в ней разбор произведения, включающий рассуждения о теме рецензируемой вещи, ее идеях; о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения, насколько верна и интересна психология героев. Как они проявляют себя в различных ситуациях. Надо раскрыть и позиции автора.Далее следует рассказать о форме произведения, например, о его композиции, значении пейзажа и особенностях языка. О языке лучше всего говорить по ходу разбора содержания, тем самым подчеркивая единство формы и содержания. Хоть рецензия предполагает оценку произведения, она не обязательно должна содержать прямые суждения. Оценка должна вытекать из самого произведения, заключаться в тех мыслях, которые автор рецензии высказывает по ходу разбора. Уместно в рецензии сопоставить разбираемую книгу с другими, близкими по теме и мыслям.Смысл работы над рецензией – выработка умения выражать свои литературные взгляды.Развернутая рецензия может включать следующие позиции:1.Обоснование актуальности рецензируемой работы.2. Краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы.3. Анализ теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями.4. Анализ особенностей изложения: ясность, логичность, целостность и т.д.5. Выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, - что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения.Методические рекомендации по анализу стихотворенияПлан1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках)3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных и их роли в произведении):· фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);· лексических (тропы: эпитет, метафора, сравнение, градация и т.д.);· синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворение для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли поэтому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.)8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? зачем?)Методические рекомендации по созданию презентацийМультимедийные презентации – это сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяют донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т.п.Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствующую комплексному восприятию материала, изменяют скорость подачи материала, облегчают показ фотографий, рисунков или труднодоступных материалов. Преимущество мультимедийных презентаций – проигрывание аудиофайлов, что обеспечивает эффективность восприятия информации: излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.Создание презентацииПроцесс презентации состоит из отдельных этапов:1. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада2. Разработка структуры презентации3. Создание презентации в Power Point4. Согласование презентации и репетиция доклада.На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Студент составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в Power Point.На четвертом этапе производится согласование презентации и репетиция доклада.Цель доклада – помочь студенту донести замысел презентации до слушателей, а слушателям понять представленный материал. После выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.Требования к формированию компьютерной презентации:- компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;- структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;- каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;- слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);- необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);- компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);- время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10-15 слайдов, требует для выступления около 7-10 минут.Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.Оценивание презентацииОцениванию подвергаются все этапы презентации:собственно компьютерная презентация, т.е. ее содержание и оформление;доклад;ответы на вопросы аудитории.Критерии оценки выполнения презентации включают содержательную и организационную стороны, речевое оформление.Консультирование студентовСтудент в процессе выполнения проекта имеет возможность получить консультацию педагога по реализации логической технологической цепочкиМетодические рекомендации по написанию эссеУчебная цель для студента:эссе развивает логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли, аргументировано доказывать собственную точку зрения, анализировать предмет и иллюстрировать материал примерами.Основные признаки эссеЧтобы правильно написать эссе, необходимо точно представлять себе: какими чертами должно обладать настоящее произведение, созданное в этом жанре. Существует ряд основных признаков эссе:· тема побуждает к размышлению, настраивает на диалог читателя и автора, содержит вопрос, проблему;· суть проблемы излагается подробно;· проводится анализ проблемы с необходимыми примерами;· выводы обобщают авторскую позицию, дают о ней полное представление.Таким образом, чтобы написать эссе, нужно отразить собственную точку зрения, поставить и раскрыть проблему, но делать все это обоснованно, опираясь на анализ и факты, избегая больших описательных фрагментов. Эссе убеждает читателя, но не настаивает на бесспорности суждений – лучше постараться вовлечь читателя в диалог, вызвать у него интерес.Правила построения: необходимые части эссе и их последовательностьКаждое эссе состоит из обязательного набора частей, определяющих его смысловую структуру и определенную последовательность изложения мыслей.1. Титульный лист (содержит название, имя автора, наименование дисциплины).2. Введение. В нем следует выразить суть, обосновать выбор конкретной темы, сформулировать проблемный вопрос, для ответа на который и начато исследование.3. Основная часть. Здесь нужно изложить основные вопросы, провести анализ, обосновать разные позиции и аргументы по данной проблеме. Анализ проводят на основе категорий, соответствующих специфике темы. Один абзац может включать в себя только одно утверждение. Важно соблюдать логическую последовательность.4. Заключение. В последней части эссе необходимо подкрепить суть всего написанного ранее, внести нужные пояснения, сделать обобщения и выводы, аргументировать их. Иногда включают в окончание эссе указание на применение результатов исследования. Используя цитаты, повторения, иллюстрации. Эффективно утверждение впечатляющего характера. Можно указать на перспективность темы, ее связь с другими серьезными и актуальными проблемами.Соблюдение порядка изложения информации, логическое построение текста обеспечит создание хорошей композиции эссе, сделает его чтение удобным. Люди сумеют понять все освещенные вопросы, оценить аргументацию, осмыслить позицию автора.Эссе и сочинение: отличия. Особенности жанра.Очень важно не путать эссе и сочинение. Если в текстовом задании в школе или обозначено: написать эссе, необходимо постоянно помнить, чем оно отличается от обычного сочинения, иначе работа не будет принята. Для эссе характерны следующие признаки:· в отличие от сочинения, в нем делается акцент на авторскую позицию, а не на анализ художественного произведения;· эссе отличается от рассказа: нет изображения, описания ситуаций, задача – донести идею, убедить, вызвать на диалог;· стиль эссе более афористичен, парадоксален, содержит образность;· используя различные художественные средства: сравнения, метафоры, символы и аллегории добавляют выразительность;· автор воплощает свое индивидуальное восприятие проблемы, подбирает аналогии и примеры, проводит параллели, использует ассоциативные ряды.Если не забывать эти особенные черты жанра, можно написать эссе в полном соответствии с требованиями.Процесс написания эссеЖелательно писать эссе в определенной последовательности, постепенно осваивая тему, продумывая структуру текста, излагая мысли, осуществляя проверку и корректирование материала.1. Для начала нужно определить формат произведения: какова аудитория, какая предполагается длина эссе.2. Если тема свободная, следует остановить выбор на хорошо знакомой и не вызывающей затруднений области. Она должна действительно волновать автора. Иногда пишут эссе «от противного», рассматривая идею, с которой не согласны, вступая в полемику с другим автором.3. Затем потребуется собрать дополнительную информацию, более глубоко разобраться в теме, вникнуть в ее нюансы, избегая поверхностных толкований. Даже если проблема покажется достаточно знакомой, стоит вновь посмотреть материалы и поискать новые.4. После того как все сведения уже освоены, нужно уделить время размышлениям над проблемой. Хорошо воспользоваться собственным жизненным опытом, вспомнить личные впечатления, важно сложить свой взгляд на конкретную тему. Желательно свести к минимуму использование общих штампов, не несущих смысловой нагрузки фраз. При обдумывании эссе надо помнить – в процессе написания обязательно понадобятся аргументация, примеры, аналогии. Текст должен вызвать живой интерес.5. На данном этапе составляют план эссе. Необходима последовательность и логичность структуры, гармонично оформляющей смысл произведения. Желательно заранее определить примерный размер и количество абзацев, частей текста, придумать подзаголовки.6. Лучше начать сразу с главного, так будет проще писать текст: обозначьте 2-3 основные мысли. Вступление, нужные переходы и связки можно легко дополнить потом, а самым сложным чаще бывает именно начало создания текста.7. При написании основной части важно грамотно излагать мысли, не забывать о средствах выразительности. Потребуются факты и доказательства, яркие описания. Хорошо воспользоваться средствами привлечения читательского внимания: неожиданный переход, юмор, цитата, риторический вопрос, необычная идея или факт.8. В заключении оформляют выводы, аргументируют позицию, дают концентрированный результат анализа.9. Именно после написания основной и заключительной частей рекомендуется приступить к оформлению выступления. Перед этим надо прочитать текст, освежить в памяти все основные позиции, в том же стиле и направлении выполнить вступительную часть. Она призвана привлечь внимание. При этом вступление должно действительно соответствовать тексту в целом, быть с ним органично связано.10. На заключительном этапе необходимо тщательно проверить весь текст на ошибки, выявить смысловые и структурные недочеты и несообразности, устранить их. Нужно перечитать эссе и постараться оценить его с точки зрения читателя: интересно ли оно, вызывает ли желание подумать, вступить в диалог. Хороший способ – дать произведению какое-то время «полежать», вернуться к нему через несколько часов или дней. Если позволяют сроки выполнения, метод лучше использовать – он будет очень действенным. Так текст воспринимается более объективно, несмотря на то, что его проверяет сам автор.Тщательное следование всем требованиям к построению произведения поможет правильно написать эссе.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X