Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Маракаева Елена Ивановна

Физическое воспитание детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Физиологические особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ Гущина Ирина ВасильевнаСтаршая медсестра МБДОУ «Детский сад №79» г.о. СамараАдаптация – это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптация детей раннего возраста имеет свои особенности, обусловленные тем, что эти дети имеют свои анатомо-физиологические отличия. Знание и учет этих особенностей необходимы для правильной постановки учебно-воспитательной работы с этими детьми в период адаптации. Ребенок, только что поступивший в детский сад находится в психоэмоциональном напряжении, сказывающемся на состоянии всех органов и систем. Рассмотрим некоторые из них. Кожа детей раннего возраста покрыта тонким эпителиальным слоем, чрезвычайно богата капиллярной сетью. В связи с этими анатомическими особенностями выделительная и дыхательная функция кожи несовершенны. А в период адаптации эмоциональные нарушения нередко сочетаются с симптоматикой вегетативной дисфункцией. Поэтому часто наблюдается потливость, бледность кожных покровов из-за сужения поверхностных сосудов. Снижается и без того еще не совершенная тепло регуляционная функция. Поэтому для этих детей, особенно в период адаптации, важно обеспечить состояние теплового комфорта (одевать ребенка так, как он привык дома, следить за появлением симптомов охлаждения или перегревания.) Главная особенность детской терморегуляции обусловлена тем, что обмен веществ у ребенка протекает более активно в сравнении со взрослыми. Примерно так: ребенок в возрасте 1 год за 1 час на 1 кг массы «производит» тепло в количестве 2,4 ккал. А взрослый человек – около 1 ккал. Таким образом, теплопродукция годовалого малыша почти в 2,5 раза больше, чем теплопродукция его родителей. Теплоотдача детей тоже имеет свои особенности. Кожа ребенка кровоснабжается более интенсивно в сравнении со взрослыми, а поверхность кожи относительно все тех же взрослых намного больше (на единицу веса). Поэтому теплоотдача посредством излучения происходит очень активно. Теперь рассмотрим теплоотдачу путем испарения. Потовых желез у детей много, но они еще не сформированы и не способны производить достаточное для нормальной теплоотдачи количество пота. Иллюстрация для сравнения: взрослый человек на 1 кг массы тела способен вырабатывать пота почти в 10 раз больше, чем годовалый ребенок. Испарение воды с поверхности кожи происходит двумя способами. Первый способ – потоотделение. Второй способ – естественное испарение. Кожа имеет определенную влажность, которая выше, чем влажность окружающей среды, поэтому испарение воды происходит естественным способом. Поскольку у детей влажность кожи выше, чем у взрослых, то дети теряют путем естественного испарения относительно больше воды и, соответственно, больше тепла. Неспособность к нормальному потоотделению с одной стороны и большая в сравнении со взрослыми частота дыхания с другой, приводят к тому, что именно у детей огромное значение имеет теплооотдача путем испарения воды с поверхности слизистых оболочек дыхательных путей. Это делает детей чрезвычайно чувствительными к параметрам воздуха (температуре и влажности), которым они дышат. Несложно прийти к следующему выводу: посредством одежды очень легко многократно уменьшить теплооотдачу путем излучения, провидения и естественного испарения. При этом теплопродукция остается очень высокой, а возможности теплооотдачи посредством порообразования – невелики. Неудивительно в этой связи, что раздетого ребенка очень легко переохладить, а одетого – перегреть. Все определяется соответствием одежды параметрам температуры и влажности окружающего воздуха. Есть такое понятие – «термонейтральная зона». Термонейтральная зона – это диапазон температуры окружающей среды, при котором обнажённый человек чувствует себя комфортно. Теплооотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов – чтобы отдать избыток тонуса сосудов – чтобы отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и тепловая кровь приливает к поверхности. В связи с адаптацией нервная система перенастраивает организм . Чтобы при необходимости дать моментальный физический ответ.Мышцы отличаются не только меньшей силой по сравнению с мышечной системой более старших детей, но и большей утомляемостью при мышечной работе. К тому же в период адаптации у многих детей отмечается повышенный мышечный тонус. Отсюда следует необходимость внимательного регулирования мышечной нагрузки при физических упражнениях, особенно в период адаптации. Костный скелет в этом возрасте отличается. Костная ткань богата водой и меньше, чем у более старших детей содержит твердых минеральных веществ. Костная ткань отличается большей гибкостью, податливостью. Поэтому у этих детей очень быстро возникает деформация стопы, нарушение осанки. Начиная с периода адаптации нужно уделить большое внимание правильной посадке за столом во время занятий и приема пищи, наличию у ребенка ортопедической обуви. А физические упражнения должны равномерно и без чрезмерной интенсивности воздействовать на все части скелета. В период адаптации физические нагрузки очень важны. Ребенок должен двигаться не менее 3 часов. Во время физических упражнений в мозгу вырабатываются нейромедиаторы, которые отвечаю за хорошее настроение и уменьшают содержание в крови гормона стресса кортизола. Органы дыхания и по строению, и по функции отличаются рядом особенностей. Верхние дыхательные пути, начиная с носовых ходов, у детей раннего возраста узкие. Слизистая оболочка очень богата кровеносными и лимфатическими сосудами, очень легко набухает при остром воспалении, затрудняя носовое дыхание и вызывая одышку. Именно в этом возрасте у детей чаще наблюдаются такие опасные явления: стеноз гортани, ложный и истинный круп, астматические явления. В период адаптации особое внимание мы должны обращать на состояние его носоглотки. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа является показанием к удалению ребенка на 3-4 дня из группы. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. У детей раннего возраста очень велика потребность в кислороде, что объясняется процессами роста организма. Дыхание более поверхностное, но частое. Число дыханий в минуту 35-40. При адаптации количество дыхательных движений увеличивается.Аналогичная картина и в деятельности сердца. Значительно шире и просвет артерий, что влечет за собой относительно меньшую величину систолического давления 78. Потребность детского организма в кислороде обеспечивается большой частотой сердечных сокращений. Пульс 105-115 ударов в минуту. ЧСС у детей раннего возраста меняется очень быстро и зависит от различных внешних причин (плач, беспокойство, недостаток кислорода и повышенная температура в помещении. При адаптации, в состоянии стресса увеличивается выброс адреналина и норадреналина. Что способствует увеличению пульса. Все эти особенности в деятельности дыхательной и сердечно сосудистой систем ребенка выдвигают на первый план заботу о достаточной вентиляции помещений. Поскольку организм ребёнка в большей степени нуждается в чистом насыщенном кислородом воздухе особенно вредно длительное пребывание в плохо проветриваемом помещении. Необходимо увеличение продолжительности и кратности пребывания на свежем воздухе Отдельными особенностями обладает у детей раннего возраста кишечное пищеварение. Анатомо-физиологическими особенностями кишечника на раннем этапе развития: незаконченностью развития нервного аппарата кишечника, нежностью слизистой оболочки, обильным развитием кровеносных сосудов и ворсинок, слабостью мышечного слоя. В связи с этим возможны избыточные движения кишечника и образование значительных изгибов, затрудняющих передвижение содержимого, особенно в нижних отделах кишечной трубки, и способствующих развитию привычных запоров, заворотов и других нарушений. При адаптации ребенок привыкает к пище, отличающейся от домашней. Из-за стресса и изменения питания и без того, нестабильный состав микрофлоры претерпевает изменения, что так же часто приводит к риску развития таких нарушений пищеварения как диарея или хронические запоры. Часто возникают невротические реакции (беспричинные боли в животе, рвота, диарея). Недопустимо насильственное кормление. У некоторых детей ,особенно чувствительных к адаптации происходит непроизвольное расслабление сфинктеров (неконтролируемое мочеиспускание и дефекация) Хорошо помогают чаи на основе ромашки и мяты.В этом возрасте интенсивно проходят и обменные процессы. Водный обмен легко нарушается от самых различных причин. Недостаток воды у ребенка раннего возраста на фоне психоэмоционального напряжения вызывает тяжелые расстройства, в виде токсикоза. Поэтому особенно важно соблюдение питьевого режима в период адаптации. Чаще предлагать теплое питье (учитывая повышенное слезоотделение и мочеиспускание) Лимфатические узлы еще недостаточно предохраняют от распространения инфекции, и распространение ее наблюдается именно в этом периоде детства.В это периоде у ребенка начинается более широкое общение с окружающим миром, что создает большую вероятность заразиться инфекционными болезнями. Пассивный иммунитет, переданный ребенку от матери, ослабевает, угроза возникновения инфекции у детей возрастает. Ребенок, только что поступивший в детский сад находится в психоэмоциональном напряжении, сказывающемся на состоянии всех органов и систем, особенно на состоянии иммунной системы. Часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования, соответственно защитных сил против инфекции становится меньше, иммунитет снижается, восприимчивость к новым болезням увеличивается. Изменяется состав крови, количество лейкоцитов, соотношение иммуноглобулинов в сыворотке, падение гемоглобина до 115 г/л.(Ребенок может отказываться от пищи, возрастают энергетические затраты) Ребенок попадает в коллектив (как правило больше 10 человек) и его организм сталкивается с новыми незнакомыми вирусами и бактериями, грибками, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Но в то же время считается, что, если в группу в течение 6 месяцев не приводят новых детей, все дети поменявшись вирусами переболели, болеть перестают. Поэтому не допускается прием новых детей одновременно более 2 человек в неделю.Таким образом, для профилактики всех выше перечисленных нарушений необходима организация совместной работы медицинского, педагогического персонала ДОУ и родителей. А коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию.Список использованной литературы: 1.Белоусов В.А., Певзнер А.Д. «Детские болезни» Москва Медицина 1974- 456с . 2. Геппе Н.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 760 с. - ISBN

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X