Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Маракулина Татьяна Владимировна

Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзии через создание гибких условий в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзии через создание гибких условий в ДОУВсе мы знаем, что социализация - это процесс становления личности. Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.Наш детский сад функционирует сравнительно недавно, вначале была группа психолого-педагогической поддержки, которую посещали дети с ОВЗ (дети с тяжёлыми нарушениями речи и дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста. Дети практически не умели общаться, стеснялись проявлять какие-либо эмоции, кроме агрессии. Прежде они либо не посещали образовательное учреждение, либо были переведены из массовых групп других детских садов, где им не уделяли необходимого внимания. В настоящее время мы осуществляем инклюзивный подход, цель которого - создание гибких условий в ДОУ для того, чтобы «особые» дети перестали быть таковыми и смогли получить подходящее им образование, позволяющее им в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной частью. Ребёнок с ОВЗ должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Кроме того, данная тема продиктована нормами современной жизни и нуждами учебно-воспитательного процесса. т.к. в России становится всё больше детей с ОВЗ. Согласно ФГОС мы в дошкольном детстве должны создать все условия, что бы наши дети стали успешными в жизни, сформировать у них интегративные качества (т.е. ребёнок д.б. любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения, способный управлять своим поведением).Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашего ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. В таком образовании наиболее широко используется междисциплинарный подход, вариативные методы, которые свободно меняются в процессе обучения и воспитания. Важна ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей с ОВЗ. В ходе нашей педагогической деятельности одна из задач, которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.Инклюзивный подход показал эффективность социализации детей с ОВЗ через создание гибких условий в ДОУ:- наличие специалистов в штате;-оснащённость материально-технической базой;-использования педагогами проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей: «Безопасный мир», «Я гражданин»;-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения,, проводимые как в образовательном учреждении, так и в учреждениях социальных партнёров (пожарная часть, библиотека., спорткомплекс и др.);-создание "Консультативного пункта в ДОУ", т.к. отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.Проблемой остаётся приём в ДОУ детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: нет пандусов (установить не является возможным, здание приспособленное); нет медицинского работника в штате учреждения).Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. И кроме того контакты между детьми с отклонениями и без отклонений идут на пользу и тем, и другим. Уровень эмпатии у детей значительно выше, чем у детей, которые были "ограждены" от общения с детьми с ОВЗ.Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Учреждения, оказывающие учебную и воспитательную функции, не в полной мере справляются с одной из наиболее важных для данной категории детей проблемой - неспособность и нехватка сил для интеграции в обществе. Для того чтобы они не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X