Подать заявку
Вернуться назад
Выступление на консультации для педагогов Игры для развития фонематического слухаБольшое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие.Фонематическим слухом называют умение слышать и различать звуки родного языка в речи. (бочка – почка, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от четырех до шести лет. Поэтому к шести годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.ИГРЫ (поиграть вместе с воспитателями)Назови первый звукВзрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица).Сложи звукВзрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [М][А] - МА; [Н][О][С] - НОС.Скажи наоборотВзрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.Зоркий глазДетям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.Что лишнее?Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.ЧистоговоркиВзрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).За-зу-за - уходи домой, ко. (за).Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).Де-де-те - сядем в темно. (те).Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).Назови слова на звук …Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.Определи первый гласный звукПроизносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.Игра «Определи место звука в слове»Определи, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце слова, шепот (в начале слова, мешок (в середине слова).Весёлое названиеВзрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.Какое слово задумано?Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук …омашка, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).Поймай звукПредложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.Какой звук есть во всех словах?Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.Предлагаю поиграть в эти игры с детьми в группе. Спасибо за внимание.
Автор публикации: Горшкова Наталья Карповна
Консультация для воспитателей "Игры для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
скачать документВернуться назад
Выступление на консультации для педагогов Игры для развития фонематического слухаБольшое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие.Фонематическим слухом называют умение слышать и различать звуки родного языка в речи. (бочка – почка, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от четырех до шести лет. Поэтому к шести годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.ИГРЫ (поиграть вместе с воспитателями)Назови первый звукВзрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица).Сложи звукВзрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [М][А] - МА; [Н][О][С] - НОС.Скажи наоборотВзрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.Зоркий глазДетям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.Что лишнее?Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.ЧистоговоркиВзрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).За-зу-за - уходи домой, ко. (за).Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).Де-де-те - сядем в темно. (те).Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).Назови слова на звук …Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.Определи первый гласный звукПроизносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.Игра «Определи место звука в слове»Определи, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце слова, шепот (в начале слова, мешок (в середине слова).Весёлое названиеВзрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.Какое слово задумано?Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук …омашка, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).Поймай звукПредложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.Какой звук есть во всех словах?Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.Предлагаю поиграть в эти игры с детьми в группе. Спасибо за внимание.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192