Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Налетова Ирина Александровна

Программа: Мир через культуру

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Программавнеурочной деятельности «Мир через культуру»Направление: духовно – нравственноедля 5 класса Учитель технологии: Налетова Ирина АлександровнаКонтактный телефон: 89825956876 Ноябрь 2020г пгт. Пойковский Пояснительная запискаДва мира есть у человека, Один - который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.Н. ЗаболоцкийНастоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5-х классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).5. Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы / Хлопченкова А.Н., преподаватель кафедры педагогического менеджмента ВИПКРО 6. региональной образовательной программы «Саквья хораме Узоры бисерной реки» / автор- составитель: Вьюткина Е.В. - Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2011. -19 сПояснительная запискаВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Программа целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Программа реализует общекультурное, художественно-эстетическое и социальное направления во внеурочной деятельности в 5 классах в соответствии с Федеральным государственным образовате6льным стандартом основного общего образования.Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.Назначение программы заключается в создании условий для формирования знаний, умений и навыков, развития эстетической восприимчивости и закрепления, перечисленного в творческом опыте.Главная идея программы - гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории, материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Этнокультурное образование ориентирует современных детей на восстановление, сохранение и развитие традиционных форм миропонимания, мировоззрения, то есть видение мира таким, как видели его предки, помогает воспринимать свою традицию как живую и одновременно овладевать другой культурой, опираясь на современные технологии и инновационные подходы. В современном мире решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимую культуру, не стирая при этом истинного лица народа. Позволяющая более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков в области прикладного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка, нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника и на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, (счетная вышивка, солярные знаки, бисероплетение), история, литература. Практические занятия предусматривают зарисовку эскизов и схем для плетения бисером и вышивки, моделирование традиционных аксессуаров. Хорошим показателем эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений декоративно - прикладного творчества, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник.Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена в соответствии с интересом детей к занятиям декоративно - прикладного творчеством и пожеланиями родителей и реализуется через системно-деятельный подход. Цель программы: Гармоничное развитие личности ребенка через этнокультурное образование: изучение культуры, традиций, декоративно прикладного творчества обско-угорских и славянских народов; повышение духовно-нравственной культуры; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечение возможности детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного творчества. Задачи программы:расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;сформировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;развивать творческие способности ребёнка, фантазию, воображение, самостоятельное мышление, эстетическое восприятие, культурный уровень, художественный вкус, трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;развивать стремление к творческой самореализации;приобщать к народному искусству, воспитывать бережное отношение к природе и любовь в Родине, уважительное отношение к труду.Основные принципы программыВключение учащихся в активную деятельность.Доступность и наглядность.Связь теории с практикой.Учёт возрастных особенностей.Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).В процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования и развития гармоничной личности.В программе для изучения включены блоки двух культур: Обско - Угорских – народов и Славян.Программа рассчитана на 1 год обучения. Весь объем составляет 68 часов из расчёта по 2 часа в неделю и включает в себя теоретическую и практическую части.Занятия проводятся в течение 40 минут с обязательным перерывом, во время которого выполняется гимнастика для глаз.Программой предусмотрены: - теоретическая часть – 14 часов; - практическая часть – 52 часа; - итоговые, отчетные занятия - 2 часа. Занятия проводятся во второй половине дня (вторник, четверг с 14.30 до 15.10) кабинет №108 - непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; - развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования («ЦРТДиЮ»).В основу успешной реализации программы положены современные образовательные технологии: - Информационно – коммуникационная технология - Технология развития критического мышления - Проектная технология - Технология мастерских - Здоровьесберегающая - Педагогика сотрудничества - Технология КТДФормы проведения занятий: - беседа; - объяснительно-иллюстративная; - индивидуально - групповая - практическая Особенности организации внеурочных занятий в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают выставки, мастерские художников («ЦРТДиЮ»), обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области вышивки бисероплетения. Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная направленность.Планируемые результатам программыВоспитательные результаты программы распределяются по трем уровням.Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, овладение способами самопознания, рефлексии.Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реализации в целом. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с другими социальными группами, поколениями, незнакомыми людьми за пределами школы. Умение представить свое творение. Освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации своего проекта. В результате освоения содержания программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, в составе которых можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.Личностные универсальные учебные действияУ обучающихся будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; адекватное понимание причин успешности /не успешности творческой деятельности.Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности / не успешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действияОбучающиеся научатся: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.Обучающиеся получат возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.Познавательные универсальные учебные действияОбучающиеся научатся: использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представлению их результатов; высказываться в устной форме;анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, классификацию по разным критериям; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.Обучающиеся получат возможность научиться: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающиеся научатся: понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.Обучающиеся получат возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Контроль направлен: на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки предлагаются малые жанры устного народного творчества.В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.Уровень приобретенных знаний, умений и навыков, учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах.Критериями успешности является: результативность участия в олимпиадах, тематических конкурсах (ЮНЕСКО). Создание портфолио успешности. В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможностьразвивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную. Знания и умения, которые будут получены обучающимися по окончании курса знать:о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;о видах декоративно- прикладного искусства;о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях; сведения о свойствах различных тканей, видах красителей, технике свободной росписи тканей;народные традиции в изготовлении игрушек; начальные сведения о флористике; начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства;безопасные приёмы работы с необходимыми инструментами и приспособлениями; правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов. уметь: работать нужными инструментами и приспособлениями;последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);изготавливать мягкие игрушки из различных тканей; несложные декоративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры); пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироватьсяОжидаемые результаты:главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно - прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно - прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы;ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.Тематический план№Названий разделов и темКол-во часВ том числетеорияпрактика1Введение11 2Народы маленьких и больших рек (плетение цепочки)6153Орнаменты народов ханты и манси (изготовление кулона с орнаментом)4134«Искусство жить на Севере» (бережное отношение обско-угорских народов к окружающей среде) (плетение «ящерицы»)4135Значение растительного мира в традиционной жизни обско-угорских народов (плетение «Цветка»)5146Виды орнамента. Орнаменты-бордюры (плетение орнаментированного браслета)6157Игрушки обско-угорских народов кукла «Акань»4138Славянские обереги4139Орнаменты славянских народов61510Славянская и Русская вышивка.101911Значение растительного мира в традиционной жизни славян.81712Значение животного мира в традиционной жизни славян.81713Подведение итогов2214Итого68Содержание программыКоличество часов:( 30час) Культура, традиции и декоративно – прикладное творчество Обских народов.В недавнем прошлом хозяйство обско-угорских народов было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами, используя природные богатства. Особенно велика и разнообразна роль женщины в области декоративного искусства, которая создавала все в доме: от нарядной орнаментированной одежды до посуды. Используя тот или иной материал, мастерица применяла определенные приемы его обработки, переданные предыдущими поколениями. Вместе с тем она стремилась полнее использовать свойства материала, отбирая то, что ему соответствует, внося свои варианты оформления. Вот почему предметы, изготовленные мастерицами, глубоко индивидуальны, неповторимы.С появлением бисера из рук мансийских и хантыйских мастериц «выходили» произведения искусства и сформировались собственные технологии бисероплетения, которые передавались из поколения в поколение, преобразовывались и совершенствовались на каждом этапе. Бисерные украшения кроме эстетических функций носили характер оберега или талисмана. Наши предки искренне верили, что одежда, украшенная бисером, и украшения, сделанные своими руками, будут оберегать и исцелять.Были известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Бисерное шитье по ткани и коже является разновидностью вышивки. Цветным бисером украшали свадебные головные повязки, края воротника, вырез на груди, рукава, линию кокетки женского платья. Полосы несложных узоров из бисера нашивали на стане платья вдоль шва оборки подола. Кроме того, существовали изделия, полностью изготовленные из бисера: съемные нагрудные украшения «пальсак» и «турлопс», женские пояса.Обские угры предпочитали яркие, сочные цвета бисера (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), контрастно сочетающиеся между собой. Белый цвет чаще употребляли для фона. Использовали два, три цвета, реже четыре, но не больше. Бисер нанизывали на сухожильную или капроновую нить. Также из бисера плели узкие орнаментированные полоски и затем пришивали их на ткань платья или прикрепляли к косам.Многообразие бисерных изделий народов ханты и манси сохранилось на сегодняшний день в небольшом количестве, и многое, к сожалению, уже не удается воссоздать. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, сохранению и включению угасающих видов прикладного искусства в образовательный процесс.Программа предоставляет возможность педагогу дополнительного образования осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к традиционной культуре, развивать художественно-эстетический вкус. Именно индивидуальный подход в обучении дает возможность утвердиться «трудному», социально незащищенному или замкнутому ребенку.Вводное занятие. Теоретические сведения: Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности на занятиях декоративно - прикладного искусства.Народы маленьких и больших рек (плетение цепочки)2.1.Теоретические сведения: Народы маленьких и больших рек. Декоративно - прикладное искусство обско-угорских народов. Знакомство с бисером. Основные виды бисера. Выбор бисера.2.1.Практическая работа: Плетение крестиком цепочки с рисунком «ёлочка», которая в дальнейшем пригодиться для кулона.Орнаменты народов ханты и манси (изготовление кулона с орнаментом)3.1.Теоретические сведения: Орнаменты народов ханты и манси. Техника выполненияэскизов и схем для плетения. Сочетание цветов. Выбор орнамента. Зарисовка орнамента на листе в клеточку. Составление рисунка и схемы для плетения.3.2.Практическая работа: Плетение первого ряда, поворота и последующих рядов по схеме. Изготовление кулона с орнаментом и переплетение к нему цепочки. Оформление изделия.«Искусство жить на Севере» (бережное отношение обско-угорских народов к окружающей среде) (плетение «ящерицы»)4.1.Теоретические сведения: Бережное отношение обско-угорских народов кокружающей среде. Современные виды бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек. Техника выполнения. Цветовое композиционное решение. Зарисовка схемы.4.2.Практическая работа: Изготовление игрушки. Оформление.Значение растительного мира в традиционной жизни обско-угорских народов (плетение «Цветка»)5.1.Теоретические сведения: Значение растительного мира в традиционной жизни обско-угорских народов. Растительные орнаменты.Основные приемы бисероплетения на проволоке. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схемы.5.2.Практическая работа: Изготовление лепестков. Сборка лепестков. Составление композиции. Оформление.Виды орнамента. Орнаменты-бордюры (плетение орнаментированного браслета)6.1Теоретические сведения: Виды орнамента. Орнаменты - бордюры. Техника выполнения эскизов для плетения. Зарисовка схем. Подготовка схемы для плетения. Выбор бисера. Цветовое решение.6.2Практическая работа: Плетение браслета по схеме.Игрушки обско-угорских народов кукла «Акань» 7.1.Теоретические сведения: Игрушки обско-угорских народов, как средство подготовки к роду деятельности. Основные приемы вышивки бисером. Техника выполнения. Цветовое композиционное решение. Зарисовка схемы.7.2.Практическая работа: Изготовление игрушки. Оформление.Культура, традиции и декоративно – прикладное творчество СлавянКоличество часов (36час) Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Именно поэтому отмечается острая необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, опыта освоения культурного пространства, передачи его новым поколениям, возрождения национального характера. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого. Культура русского народа разнообразна и многогранна. Она включает в себя большое количество традиций, обычаев и обрядов.Вера в силу различных оберегов является языческой традицией, сохранившейся на Руси и после прихода христианской религии. Древние славяне воспринимали окружающий мир не так, как делаем это мы. Их мир был таинственным, живым, наполненным волшебством. В основе любой языческой религии лежит страх перед непостижимыми, могучими силами природы.  Для того, чтобы оградиться от всевозможных несчастий, ненужных воздействий, низких энергий, а также для возможности взаимодействия с более высокими энергиями, славянами активно использовались различные обережные символы. Они защищали людей от злых духов, болезней, несправедливости, приносили любовь, удачу и достаток своим владельцам. Обладали славянские обереги не сказочной, а божественной силой.1. Вводное занятие 1.1Теоретические сведения: Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности на занятиях декоративно - прикладного искусства.2. Славянские обереги.2.1.Теоретические сведения: Славяне. Солярные знаки древних славян. Декоративно - прикладное искусство славянских народов. Знакомство с вышивкой. Основные виды вышивки. Выбор цветовой гаммы.2.1.Практическая работа: Освоение счетной вышивки.Орнаменты славянских народов 3.1.Теоретические сведения: Орнаменты славян. Техника выполнения эскизов и схем для вышивки. Сочетание цветов. Выбор орнамента. Зарисовка орнамента на листе в клеточку. Составление рисунка и схемы для вышивки.3.2.Практическая работа: Плетение первого ряда, поворота и последующих рядов по схеме. Изготовление кулона с орнаментом и переплетение к нему цепочки. Оформление изделия. Славянская и Русская вышивка.4.1.Теоретические сведения: Вышивка в быту рушники, скатерти. Техника выполнения. Цветовое композиционное решение. Зарисовка схемы.4.2.Практическая работа: Изготовление рушника. Оформление работы.Значение растительного мира в традиционной жизни славян.5.1.Теоретические сведения: Значение растительного мира в традиционной жизни. Растительные орнаменты.Основные приемы вышивки. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схемы.5.2.Практическая работа: Изготовление салфетки с элементами растительных символов. Составление композиции. Оформление. Значение животного мира в традиционной жизни славян.6.1Теоретические сведения: Значение животного мира в жизни славян Зарисовка схем. Подготовка схемы для вышивки. Выбор материала. Цветовое решение.6.2Практическая работа: Изготовление салфетки с элементами растительных символов. Литература, используемая при написании программыВолдина, Т.В. Библиографический указатель по фольклору / Т.В. Волдина. - Томск: Издательство Томского университета, 2010 - 127 с.Главацкая, Е.М., Вершинина, Е.В., Захарова, ИЛО. Голоса древних культур / Е.М. Главацкая. - Ханты-Мансийск, Екатеринбург, 2008. - 128 с.Ерныхова, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов / Е.А. Ерныхова. - Йошкар-Ола. 2011. - 138 с.Королёва, Н.С. Народное декоративное искусство хантов и манси. Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири, Сибири и Дальнего Востока / Н.С. Королёва. - М., 2009. - С. 30-43.Кравченко, О.А. Этносоциопедагогика / О.А. Кравченко. - СПб. ООО «Миралл», 2007.- 160 с.Решетникова, Р.Г. Декоративно-прикладное искусство славянских народов / Р.Г. Решетникова.- М.,2003.- 43 с.Тахтуева, А.М. Финно-угорский мир в куклах и игрушках / А.М. Тахтуева. - Ханты- Мансийск, 2006 - 144 с., И.Д. Литература для педагога:Горбунова, М.Б. Природа Югры: Азбука первоклассника / М.Б. Горбунова. - Екатеринбург, 2008. - 64 с.Жаркевич, Т.В. Бисер. Модные вещи своими руками / Т.В. Жаркевич. - Минск: Харвест, 2009. - 144 с.Кулемзин, В.М., Лукина, Н.В. Знакомьтесь: ханты / В.М. Кулемзин. - Новосибирск, 2011. - 136 с.Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа) / Н.В. Лукина. - Томск,2008. - 364 с.Молчанова, Т.А. Орнамент хантов казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т.А. Молданова. - Томск, 2009. - 261 с.Ромбандеева, Е.И. Мансийские орнаменты и их названия // Орнаменты народов Западной Сибири / Е.А. Ромбандеева. - Томск. 2012. - 34 с.Ромбандеева, Е.И., Кузакова Е.А. Словарь мансийско-русский и русско-мансийский /Е.А.Ромбандеева. - Л., 2002. - 360 с.Сунгатова, Г.Г. Технология бисероплетения / Г.Г. Сунгатова. - Нягань, 2004. - 93 с.Сязи, А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов нижней Оби / А.М. Сязи. - Тюмень. 2005. - 55 с.Тарханов, А.С. Лесные доктора / А.С. Тарханов. - Екатеринбург, 2008. - 199 с.Шешкин, П.Е. Шабалина, И.Д. Мансийские орнаменты / П.Е. Шешкин. - СПб. 2001.- 128 с.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения). Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –347 с.Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов. -М.: Эксмо, 2009.-606 с: ил. Интернет-ресурсы:http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.htmlhttp://gov.cap.ru/main.asp?govid=143http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.htmlhttp://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.phphttp://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393http://forum.satilina.com/http://www.vilushka.ru/pr_ts3.htmlhttp://www.bicer.ru/http://www.cap.ru/http://www.formula-rukodeliya.ru/http://www.rto-mos.ru/http://www.crossstitcher.ru/14.http://img15.mynnm.com/a/f/c/8/6/87af9ee11b46c9dd8882b3ce0ca.jpgСписок литературы для детейИзобразительное искусство: декоративно-прикладное творчество в жизни человека: Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». - учебное издание. /А. Дорофеева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин .- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-16 с. Основы народного и декоративно-прикладного творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. -16с. Журналы «Вышиваю крестиком»Журналы «Формула рукоделия»Журналы «Ручная работа» Самойлова, Е.Н. Сказки народов Севера / Е.Н. Самойлова. - СПб. 2005. - 160 с.Соловар, В.Н. Хантыйско-русский словарь / В.Н. Соловар. - СПб. 2006. - 336 с.Ромбаидеева, Е.А. Мансийские загадки / Е.А. Ромбандеева. - М.,2006. - 17 с.Ромбандеева, Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) / Е.А. Ромбандеева. - Сургут, 2013. - 208 с.ПриложениеПриложение 1Устное народное творчество двух культурПословицы Хантов Пословицы СлавянНе водою рыбак кормится - а сетями.Худая та птица, которая гнездо свое марает.Поранив лебедя – поранишь свою душу. В каком народе живешь, того и обычья держись.Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.Где сосна взросла, там она и красна.День красен солнцем, а человек – трудом и добром. Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.Волка ноги кормят, человека – руки. Солнца не закроешь, а правду не скроешь. Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.В какой народ придешь, таку и шапку наденешь.Как крикнешь, так и эхо отзовется. Как аукнется, так и откликнется.Приложение 2Сказки КОЛОБОКПопросил Рас Деву: - Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес……..КУРОЧКА РЯБАКажется - ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп - и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она “по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается “с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи. ЛИСА И ГУСИ.(хантыйская сказка)На берегу речки лиса увидела гусей и говорит:- Я вас съем. Гуси отвечают:- Ты, лиса, хорошая лиса, не ешь нас.- Нет, - говорит лиса, - съем, всех съем.- Лиса, перед смертью мы тебе одну песню споем. Когда песня кончится, тогда ешь нас. Первый гусь запел:--Га-га-га!Потом второй запел:- Га-га-га! Га-га-га! Затем третий запел:-Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!Четвертый запел:- Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!Затем все вместе запели:-Га-га-га-га-га-га-га-га-га-га-га-га!Так они до сих пор поют. ЗАЙЧИШКА(хантыйская сказка)Зайчишка ел осоку и порезал себе губу.Пошёл он к огню. Говорит зайчишка огню:— Сожги осоку.— В чём осока виновата (букв.: какое зло осока сделала)?— Когда я ел осоку, губу порезал!— Это твоя собачья жадность!Пошёл зайчишка к воде. Говорит он воде:— Погаси огонь!— В чём огонь виноват?— Не зажигает осоку.— В чём осока виновата?— Когда я ел траву-осоку, губу порезал.— Это твоя собачья жадность!Зайчишка пошёл к большому бобру и сказал:— Выпей воду.— В чём вода виновата?— Вода огонь не гасит.— В чём виноват огонь?— Огонь осоку не зажигает.— В чём виновата осока?— Когда я ел осоку, губу себе порезал.— Это твоя собачья жадность!Зайчишка побежал к мужчинам, у которых былилуки и стрелы. Говорит:— Убейте большого бобра!— В чём виноват бобёр?— Большой бобёр воду не пьёт.— В чём вода виновата?— Вода огонь не тушит.— В чём огонь виноват?— Огонь не поджигает осоку.— В чём осока виновата?— Когда я ел осоку, порезал губу.Зайчишка к мышам побежал. Мыши его пожалели,побежали грызть тетиву лука. Мужчины собрались убить большого бобра. Большой бобёр собрался выпить воду. Вода поднялась, стала гасить огонь. Огонь вспыхнул и попал на осоку. Зайчишка обжёг себе кончики ушей и лапки.Приложение 3Орнаменты растительного и животного мираПриложение 4Солярные знаки Схемы для выполнения работ Проверка знаний Загадки крайнего севера Древне русские загадки Растительный мирПосреди дремучего леса женщина в белом платке сидит. (Заснеженный пенек)В дремучем лесу стоит мужчина с черной бородой. (Чага)В середине дерева лабаз с мукой. (Дупло)В железном доме женщина сидит. (Орех)Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Морошка)Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Сноп)Не разобьешь горшочка — каши не поешь. (Орех)Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Огурец)Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Береза)Животный мирВезде обманывает, вечно хвастается. (Лисица)Много говорит, а бездомная. (Кукушка)Червяк и в воде живет. (Рыба)Клубком свернулась. (Собака)Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади метлы (Корова)На том свете живет, я на этом мрет. (Рыба)Возле бочки катаются клубочки. (Свинья и поросята)Домашний обиходРосомахи короткий шаг. (Лестница)Сама железная, а хвост из жилы. (Иголка)Один человек беспрерывно кричит. (Колокольчик)У старухи нос рябой. (Наперсток)Если в воду пустить – исчезнут. (Соль, сахар) В воде родится, а воды боится. (Соль)Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть)Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар — пеленаться стал, выбросили за окно — и собакам не надобно. (Горшок)Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)Бежала свинка, золотая спинка, льняной хвостик. (Иголка)Орудия труда, промыслаУ какого карася много ребер? (Лодка)Один старик под водою ходит, сладких оленей ловит. (Сети)Под водой гремучий дом. (Морда-ловушка для рыб)Кривоногий взлохматит, зубатый причешет. (Соха и борона)Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)Баба-яга, вилами нога; весь свет кормит, а сама голодная. (Соха)Как зайдет в дом — не выгонишь колом, а пора приходит — он и сам уходит. (Луч солнца)Что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь. (Молодость и старость)Сперва блеск. За блеском треск. За треском — плеск. (Молния, гром, дождь)Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо. (Год)Загадки и ребусыВам необходимо расшифровать ребусы. За каждый отгаданный ребус, команда получает жетон.(БОБЫ УСЫ) ,,,(ТКАЧЕЛИСТВОЛ) ,, , На карточке изображена схема плетения цепочки. Вы должны по схеме выполнить плетение цепочки. Опрос устный или письменный1.Специальная ткань для вышивания крестиком. (канва)2.Приспособление для натягивания ткани при вышивании. (пяльцы)3.Специальные нити для вышивания. (мулине)4.Изображение, рисунок на бумаге, который в начале работы переносится на ткань. (схема)5. Вышивка, при которой изображения одинаковы с лицевой и изнаночной стороны. (двусторонняя гладь)6.Вид счетной вышивки, наиболее часто используемый в работе на канве. (крест)7.Шов, используемый для вышивания стеблей, трав. (стебельчатый)8.Моток мулине. (пасма)9. Узелок, используемый при вышивке лентами, нитками. (французский)10. Метод, позволяющий увеличить объём элемента вышивки гладью или лентами. (настил)11.Материал, используемый при изготовлении лент для вышивания. (атлас, шелк, органза)12.Мелкие бусины, используемые для вышивания картин или отдельных элементов. (бисер)13.Мягкая или магнитная подушечка для игл. (игольница)14. Название вышивки одним цветом. (монохромная)15. Нить без цвета. (моно нить) 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X