Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Невареных Людмила Александровна

Развитие волонтерского движения в условиях ДОУ.

скачать документ

Вернуться назад

Развитие волонтерского движения в условиях ДОУ. Невареных Л. А. воспитатель МБДОУ № 47 пос.Эльбан, Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из задач является «становление самостоятельности, целеустремлённости и саморегуляции собственных действий». Актуальность организации волонтёрского движения в дошкольном учреждении несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов и родителей, ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка. В ходе работы возникают противоречия между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни; необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья. Для реализации волонтерского движения был разработан и внедрен проект «Быть здоровым – это здорово!» Данный педагогический проект включает в себя элементы волонтерского движения и реализован в средней группе детьми – волонтерами подготовительной группы. Апробация идеи волонтёрства позволила мне расширить представление детей 6-7 лет о волонтёрском движении, создать в детском коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую развитие нравственных качеств личности, активную жизненную позицию. Знакомясь с историей вопроса  возникновения волонтёрства, изучила  ряд нормативно-правовых источников. Деятельность волонтёрских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 07 июля 1995 года), ФЗ «О волонтёрской деятельности в регионах РФ», в которых закреплены основные принципы и положения организации волонтёрского движения. Непосредственно занимаясь этой деятельностью, нашла противоречие - между  возможностью изучения опыта  волонтёрского движения и отсутствием  широкой апробации(признание, доверие) этих моделей  в практике работы, и в частности в  дошкольном образовании. Мне захотелось проверить, возможно ли организовать волонтёрство в нашем саду, в нашей группе? Изучив литературу о волонтёрском движении, решила попробовать внедрить это направление в своём учреждении. Учитывая то, что старшие дошкольники очень любознательны, активно принимают участие в интересных мероприятиях, решила предложить им стать юными волонтёрами. Была подобрана научная и познавательная литература, иллюстрации, презентации из интернет - ресурсов для расширения кругозора воспитанников о волонтёрском движении. В самом начале работы с детьми проводила ознакомительные беседы:«Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры». Дети узнали, кто такие волонтёры, чем занимаются, задавали вопросы, спрашивали, как им стать волонтёрами. У детей появилась заинтересованность. Поддерживая желание заниматься пока незнакомой для них деятельностью были использованы так же игровые упражнения и игры: «Объятия»,«Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек», «Тропинка», «Гномики», «Раздувайся пузырь», «Паровозик», «Пирамида любви» и т.д. Эти игры и упражнения помогали детям почувствовать теплоту и доброту друг к другу, понимание, что такие же игры можно будет проводить с младшими детьми. Очень много говорилось детям о том, что мы взрослые, а помогать будем малышам. Эти игры помогут им подружиться. Для чтения подобрала перечень литературных источников, которые также настраивал детей на волонтёрскую деятельность: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт«Шарик в окошке», Е. Кошевая«Мой сын» и т.д.Так же использовались презентации :«Волонтёры. Кто же они?», «Мы – будущие волонтёры»,«Маленькие волонтёры» для ознакомления детей с содержанием и направленностью волонтёрского движения. Зная о том, что заинтересованные родители – лучшие помощники в реализации проекта, осветив все направления волонтёрства, предложила родителям принять участие в нашем проекте, что ими было воспринято положительно. Многие родители, загорелись этой идеей, поддержали и высказали желание участвовать в волонтёрском проекте. С целью выявления их участия в реализации проекта провела опрос родителей: кто, чем может помочь, в чем может участвовать, какую помощь могут оказать в реализации проекта (информационную, практическую, активное участие в подборе мероприятий и др.). В основу работы детского волонтёрского проекта была заложена идея «Семи добрых дел». Ежедневно 1-2 раза в день дети подготовительной группы приходили к малышам, чтобы сделать «доброе дело».Например, такая форма как «Играем вместе» – одна из видов деятельности с детьми средней группы. Дети подготовительной группы играли в различные игры с детьми средней группы: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, проводили игры типа: «Научим тому, что умеем сами», «Дарим приятные сюрпризы». Мы проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей: «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье?», «Мой секрет здоровья», которые показали, что наши воспитанники умеют быть заботливыми, творческими и дружными. С детьми мы договаривались, какие подарки мы можем сделать для малышей, как можно рассказать малышам о сохранении своего здоровья. Наши дети подарили малышам книжки-малышки, любимые игрушки, маленькие сувениры. Видя радостные лица малышей, ребята ощутили радость от дарения подарков. Они осознали и почувствовали, что приятно не только получать подарки, но гораздо приятнее дарить. Дети с удовольствием поддержали идею проведения утренней гимнастики с младшей группой. Вместе с детьми мы разучили комплекс оригинальной утренней гимнастики«Клоун Плюх» и по утрам проводили ее совместно с детьми средней группы. Эта зарядка вызывала у детей положительные эмоции, доставляла удовольствие от выполнения упражнений, давала заряд бодрости всем её участникам.В целях пропаганды здорового образа жизни мы с детьми оформили стенгазету «Будьте здоровы!». На стенгазете дети наклеили карточки с картинками на темы: «Как чистить зубы?», «Как правильно мыть руки?», «Алгоритм одевания на прогулку», которые были понятны детям 4-5 лет. Данные карточки подсказывали детям, как правильно выполнять гигиенические процедуры, как быстро одеться на прогулку, т.е. помогали закреплять знания о культурно-гигиенических навыках.Для реализации данной технологии я стремилась в каждый режимный момент предоставить детям возможность помочь или научить чему-то младших детей. Например, воспитанники подготовительной группы с удовольствием играли в совместные сюжетно-ролевые игры с младшими детьми, оказывали помощь в одевании на прогулку, разучивании стихотворений и песенок.Для закрепления знаний детей о личной гигиене дети-волонтёры с увлечением подготовили драматизацию сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», а потом с удовольствием показали её малышам. Показ сказки принёс малышам радость от постановки. Старшие дошкольники научились контактировать, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника. Научились адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Они стали более коммуникативными и общительными. У детей стала развиваться уверенность в себе, они начали чувствовать себя нужными людьми, умеющими помогать младшим. Дети – волонтёры стали понимать, что они должны быть добрыми, терпеливыми, ответственными. Дети младшего возраста стали охотнее общаться со старшими детьми, с удовольствием слушали сказки, потешки. В их речи стали появляться сложные предложения, они стали обращаться с просьбами о помощи к старшим детям («Помоги мне, пожалуйста», «Расскажи…», «Покажи, как это сделать», «Научи меня …» и др.). В их речи стало появляться больше вопросов «Где?», «Почему?», «Зачем?» и т.д.Но при реализации проекта я испытывала и трудности. Учитывая, что работа над проектом проводилась одновременно с ежедневной образовательной деятельностью в подготовительной к школе группе, происходило наложение мероприятий образовательного и воспитательного направления в процессе работы. Необходимо было выбирать время для осуществления плана проекта, договариваться с методической службой детского сада о переносе или совмещении некоторых мероприятий. Например, утренняя зарядка, прогулки, в режиме дня подготовительной и средней групп проводятся в разное время. Благодаря помощи и поддержке методической службы утренняя гимнастика в обеих группах на месяц была совмещена. Мы проводили совместную утреннюю гимнастику с детьми средней группы в спортивном и музыкальном залах, что дало возможность волонтёрам не только более чётко выполнять упражнения, но и одновременно помогать младшим детям. Это оказалось эффективным приёмом для повышения качества утренней гимнастики, активизации двигательной деятельности детей, сближения детей разных возрастов. В ходе реализации проекта «Быть здоровым – это здорово!» был приобретен опыт волонтёрской работы, апробированы разные формы и приёмы работы с детьми и их родителями. Воспитанники активно участвовали в волонтёрском движении, в ходе работы ребята получили навыки общения и взаимодействия с детьми младшего возраста, со своими сверстниками и взрослыми. Дети стали более самостоятельными, научились проявлять инициативу. У них появилась ответственность за дело, которое им поручено. Сформировались более доброжелательные отношения у участников проекта – взрослых и детей. Ребята стали более раскрепощёнными, активнымиРодители принимали активное участие в ходе проекта. С интересом слушали, читали и смотрели презентации о волонтёрском движении, сами стали более заинтересованными в приобщении к здоровому образу жизни своей семьи. Многие родители увидели положительное влияние проекта: дети стали активнее посещать спортивные секции.Список литературы1.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ (последняя редакция).2. Указ Президента РФ от 06.12.2017 N 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)».2.Всеобщая декларация добровольчества (принята на XVIВсемирной Международной Ассоциации Добровольческих Усилий – IAVE, Амстердам, январь 2001 г., Международный Год Добровольца4. Богина, Т. Л., Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие. /Т. Л. Богина., – М.:Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 – 96.5.Кожухова, С. Н., Шаповалова, Н.А., Организация волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни. // Методические рекомендации. / С.Н.,Кожухова, Н.А.,Шаповалова. – Белгород, ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2009.6. Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. / Г. Спенсер. - Ун-т Рос.акад. образования. - М.: УРАО, 2003. - 288 С.7.Шарыпин, А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность. / А.В. Шарыпин. // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №4., С. 214-220.8.Шипицина, Л.М., Защеринская, О. В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А., Азбука общения. // Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Шипицина, О.В.Защеринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001.- 40с.:ил.Интернет –ресурсы:9. Волонтерская деятельность - Википедия3https://ria.ru/20100521/236982093.html (волонтерское движение в России).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X