Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Рыжова Ольга Викторовна

Окислительно-восстановительные реакции

скачать документ

Вернуться назад

Конспект урока «Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)»8 классЦели урока:Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель». Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.Сложность заключается в том, что уровень подготовки обучающихся в классе самый разнообразный. И я пыталась это учитывать в работе. На своих уроках я использую свое сочетание приемов мотивации. Так как яркая познавательная мотивация оказывает важное, серьезное воздействие на всех обучающихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Это и непонятное действие в начале урока, музыка, литературные произведения, и т.д. Сегодня я связала процесс психологического настроя на работу с темой урока. Поддержала интерес за счёт прикладной значимости материала, интересных исторических фактов, эксперимента, сочинения сказки.При изучение нового материала использовались следующие методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.Был организован контроль и взаимоконтроль обучающихся. Подведены итоги урока. Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, которые я использовала это:наглядность, разнообразие форм деятельности, анализ, сравнение, классификация, аналогия и др.,активизации воображения и творчества,взаимопроверка.Конспект урока « Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)»(«Кто-то теряет, а кто-то находит»)Тип урока: изучение нового материала.Дидактические цели: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.Цели:Обучающие: Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель». Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.Развивающие:Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций. Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете. Развивать умение наблюдать, делать выводы.Воспитательные: Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу. Воспитывать чувство патриотизма.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.Ход урока1. Организационный момент.Добрый день, ребята! Сегодняшний урок, как вы поняли, необычный. И вы, наверное, волнуетесь? Я тоже. Предлагаю убрать волнение. Устраивайтесь удобнее на стуле, руки положите на колени ладонями вверх, расслабьтесь и закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании: «Я дышу и наполняюсь энергией. Я становлюсь сильным и энергичным». Сделали глубокий вдох, задержали дыхание (3 с), выдохнули, открыли глаза. Вы полны сил и энергии, готовы работать на уровне всех своих возможностей.Так как мы сейчас успокаивали своё волнение? (Глубоко дыша)А что использует для дыхания человек? (Кислород)А кто является его главным поставщиком кислорода в воздух? (Растения) Как называется процесс, протекающий в зеленых частях растений? (Фотосинтез)Демонстрация «Горение спички». Какой процесс мы наблюдаем?Горение.Реакции горения применяются для получения тепла, света, механической энергии. Именно с их помощью ракеты и самолеты поднимаются в космос. Процессы дыхания, фотосинтеза, горения, брожения и многие другие – это окислительно-восстановительные реакции. ОВР в природе – извержение вулканов, грозовой разряд, образование перегноя, брожение, коррозия металлов и др. Как вы считаете, возможно, ли было возникновение жизни на нашей планете без участия окислительно-восстановительных процессов? (Нет)Поэтому окислительно-восстановительные реакции требуют к себе особого уважения.Слайд 1Запишите в тетради тему урока: «Окислительно-восстановительные реакции».Целеполагание.Слайд 2 Цель:Познакомиться с окислительно-восстановительными реакциями и выяснить, в чём отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных реакций.Научиться определять в реакциях окислитель и восстановитель.Научиться составлять схемы процессов отдачи и принятия электронов.Познакомиться с важнейшими окислительно-восстановительными реакциями, встречающимися в природе.Выяснить, каким образом окислительно-восстановительные реакции помогли нам выстоять и победить в Великой Отечественной войне. 3. Актуализация знаний. Слайд3 Кто же главный герой окислительно-восстановительной реакции? Почему происходят окислительно-восстановительные реакции?Послушайте поэтические строки В. Брюсосова. А затем найдём ответ на вопрос.Быть может, эти электроны-Миры, где пять материков,Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом- Вселенная, где сто планет; Там - все, что здесь, в объёме сжатом, Но также то, чего здесь нет. Посмотрим на таблицу Д.И. Менделеева. Представьте себе, что Вы стоите перед домом, где живут удивительные существа. О ком же сейчас идёт речь? (о Ме и НеМе). Каждый житель-ХЭ имеет свою квартиру, живет на определенном этаже и в определенном подъезде. Представители высшего общества инертные газы занимают элитный 8 подъезд, они держатся особняком, в контакты ни с кем не вступают и очень самодостаточны. Почему? Все остальные жители очень хотят быть похожими на них. Для этого одни отдают, а другие принимают электроны. В этом случае атомы превращаются в ионы, которые имеют такую же электронную конфигурацию, как ближайшие к ним инертные газы. Как мы сказали, у атомов химических элементов в сложных веществах появляются условные заряды-степени окисления.Давайте повторим определение степени окисления атома химического элемента в соединении? Задание № 1. Определите степень окисления атомов элементов в следующих веществах:а) H3PO4 б) P2O5 в) PH3 г) Na3P д) Na2SO4ж) Р4. Формирование новых знаний.Задание № 2.Вторая тема урока: «Кто-то теряет, а кто-то находит». Почему она так звучит?Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю провести небольшую лабораторную работу, используя инструкцию.Правила техники безопасности.Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.Опыт 2. Поместите в раствор сульфата меди (II) железный гвоздь.Составьте уравнения химических реакций. Определите тип каждой химической реакции.Определите степень окисления атома каждого химического элемента до реакции и после реакции.Подумайте, чем отличаются эти реакции?(Работа у доски)Ответы:Cu+2S+6O4-2 +2Na +1O-2H+1Cu +2(O -2H+1)2+Na2 +1S +6O4-2 – реакция обмена Cu+2S+6O4-2 + Fe0 Fe+2 S+6O4 -2+Сu0 – реакция замещенияРеакция №2 отличается от реакции №1 тем, что в данном случае изменяется степень окисления у атомов химических элементов до реакции и после реакции.Обратите внимание на это важное отличие двух реакций. Первая реакция является ОВР.Подчеркнем в уравнении реакции символы химических элементов, которые поменяли степень окисления. Выпишем их и укажем, что атомы сделали со своими электронами (Отдали или приняли?), т.е. переходы электронов.Cu+2 + 2 е- Сu0 – окислитель, восстанавливается Fe0 - 2 е- Fe+2 - восстановитель, окисляетсяДля этого существует шпаргалка «Шкала степеней окисления» (на доске):Слайд 4 (Учебник, стр. 229)Окислительно-восстановительные реакции – это химические реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества.Слайд 5(Учебник, стр. 230)Окислитель — атом или ион, который принимает электрон, а сам восстанавливается. (Учебник, стр. 230)3. Восстановление — процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением степени окисления. Cu+2 + 2 е- Сu0 Слайд 6(Учебник, стр. 231)4. Восстановитель — атом или ион, который отдает электрон, а сам окисляется. Его степень окисления при этом понижается.(Учебник, стр. 230)5. Окисление — процесс отдачи электрона, который сопровождается повышением степени окисления. Fe0 - 2 е- Fe+2Слайд 7Посмотрим на слайд.Вы видите необычное объяснение процессу окисления и восстановления.2Na + Cl2 = 2NaCl Хлор – «отрицательный», он отбирает чужие электроны (окислитель-«грабитель»). Натрий «окислился» – это заметно по его кислому лицу.Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. Вот почему вторая тема урока: « Кто-то теряет, а кто-то находит…» Слайд 8 4. Закрепление полученных знаний.Выполним еще одно задание на закрепление.Задание 3.Слайд 9Допишите электронные уравнения (Запишите переходы электронов) после обсуждения в парах: K0 K+1 S+2 S-2 S+4 S+6 S0 S-2 P-3 P+5 Mn+2 Mn+7Определите в схемах окислитель, восстановитель.Слайд 10Задание 4.Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь:Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O2Ca + O2 = 2CaOCu(OH)2 = CuO + H2OЗадание 5.Установите соответствие между формулой вещества и окислительно-восстановительными свойствами входящего в него атома фосфора.а) H3PO4 1) Окислительб) P2O5 2) Восстановительв) PH3 3) И окислитель и г) Na3P восстановительА сейчас ваш одноклассник расскажет, каким образом окислительно-восстановительные реакции помогли нам выстоять и победить в Великой Отечественной войне.Слайд 115. Выводы.Итак, весь окружающий мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.Слайд 12 6. Рефлексия. Посмотрите на слайд. Если Вы считаете, что мы достигли целей урока, Вы усвоили материал, и Вам было комфортно при этом, поднимите левую руку, а если считаете наоборот - правую.Слайд 13 7. Домашнее задание.Параграф 43, №1, 4. ИнструкцияПравила техники безопасности.Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.Опыт 2. Поместите в раствор сульфата меди (II) железный гвоздь.Задание:Составьте уравнения химических реакций. Определите тип каждой химической реакции.Определите степень окисления атома каждого химического элемента до реакции и после реакции.Подумайте, чем отличаются эти реакции?

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X