Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Светлана Анатольевна Сергеева

Опыт работы "Проектная деятельность в ДОУ"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1«Алёнушка» городского округа город Октябрьский Республики БашкортостанОпыт работына тему: «Проектная деятельность в ДОУ» Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Светлана Анатольевна Сергееваг. Октябрьский СодержаниеВведение …………………………………………………………………………. 3Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения ...……………………………………………….. 0 История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи...……… 0 Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи………………………………………………………………………0Глава II. Опытно – экспериментальная работа по организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи……………………………… ..02.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере МБДОУ детский сад № 1 группа «Солнышко»)…………………………...…….……………………………….0 Описание проектной деятельности……………………………………..0 Методические рекомендации …………………………………………...0Заключение……………………………………………………………………….0Библиография……………………………………………………………………0ПриложениеВведениеДошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.Глобальные перемены, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания. Вместе с тем, как показывает практика и научные исследования (Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, О.Л.Зверева, В.М.Иванова, Т.А.Маркова и др.), родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний. [29]Детский сад является первым воспитательным учреждением, скоторым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно, повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям.Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, т. к. родители лучше знают своего ребенка, учитываютего индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие  не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десяти летия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [23]В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация педагогического процесса. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Она и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности (как взрослой, так и детской) как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.Задачи:Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.Выявить состояние работы педагогов ДОУ в реализации проектной деятельности.Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.Разработать методические рекомендации для воспитателей.В работе были применены следующие методы:Изучение психолого-педагогической литературы; Наблюдение за родителями и детьми; Анкетирование педагогов и родителей;Индивидуальные беседы с родителями и педагогами.Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 1.Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве – 48) и приложений.Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияИстория вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьиСемья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. [12]А.С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества".В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "школа-семья-общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "педагогическое просвещение", "педагогическая пропаганда", "органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей", "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей [14].С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе "Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками". Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. [22] Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их "другими глазами". [2]Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. [29]Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практика в детсадах, привлечение их к этой работе» (Н.К.Крупская). [40]В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности [8].Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.Анализ психолого-педагогической литературы показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключения родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере. 1.2. Проектная деятельность как форма организации взаимодействияДОУ и семьиФормы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. [48]Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ с семьейустановление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».В ряде работ (ЕЛ.Арнаутова, В.П.Дуброва, В.М.Иванова, Т.АМарковаи др.) рассматриваются проблемы оказания педагогической помощи семье, использование разнообразных форм педагогического общения между педагогами ДОУ и родителями. Это коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Но как показывают исследования В.П. Дубровой, О.Л.Зверевой, практика, существующие формы работы не удовлетворяют многих родителей и малоэффективны. Нами была предпринята попытка изучить проектную деятельность как форму организации взаимодействия детского сада с семьей и проанализировать её внедрение в практику: об этом речь пойдет во 2 главе.В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание. Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринужденной обстановки, и детактивное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На наш взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.Цель нетрадиционных форм – заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.Кротовой Т. В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно - аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары-практикумы, устные педагогические журналы), наглядно – информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей). [28]Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. В практике детского сада нередко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т. д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т. е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова).В последнее времяв ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.
 В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта [37; 40].Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения кокружающему миру, содержание которой составляет его целесообразноеизменение и образование.Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активностиучащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленнойцели.Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ееможнопредставитькак:способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;способ взаимодействия с окружающей средой;поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. [10] Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). [16] Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения. Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”. [24] Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. [7]Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленые на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деяельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершентвованию детско – родительских отношений.В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.По мнению А. Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга. [15]Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта. [15]Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:потребность в любви, нужности другому человеку;потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;потребность в новых впечатлениях, притоке информации;потребность детей в самостоятельности.Для эффективности работы мы адаптировали алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям нашего ДОУ (МБДОУ детский сад № 1).1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, фестиваль.Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.Выводы по главе IОсновная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединениеих в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместноих решать.Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знаний», «родительский всеобуч» и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: несоветовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один - детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи.Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.Глава II. Опытно – экспериментальная работа по организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи2.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере МБДОУ детский сад № 1 группа «Солнышко»)Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно - экспериментальной работы нами была взята наша группа, в которую входили: 12 девочек, 2 мальчика и их родители. Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно:Анкетированиепедагогов, родителей;Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям (Приложение № 1 - 4), были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А также, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней. Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» - были получены следующие ответы:с бабушкой (60%)то с мамой, то с папой (6%)с няней (5%)со старшим братом (сестрой) (15%)Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду, интуиция, жизненый опыт. В результате ранжировки источники по своей значимости распределились следующим образом:педагогическая и психологическая литература;жизненый опыт;консультации у воспитателя и психолога в детском саду; интуиция и советы знакомых;Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), 10% опираются на жизненый опыт и интуицию, 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,7%на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовностьсотрудничась, но с оговоркой (дефецит времени)отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%)большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.Показатели результатов анкетирования родителей экспериментальной группы на констатирующем этапе приведены в таблице №1Тавлица №1Показатели активности родителейКоличество родителей, принимающих участие в %На констатирующем этапеВопросы к воспитателям26Интерес к новинкам педагогической литературы30Проявление интереса к организации жизни в детском саду20Проявление интереса к проектной деятельности20По результатам анкетирования педагогов ДОУ (Приложение № 5-8) нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта: 
выявлены отношение их к исследовательской деятельности;
творческий потенциал педагогов; 
произведена оценка готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций; 
изучение профессиональной готовности воспитателей к экспериментальной работе. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.Итак, констатирующий этап эксперемента показал отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности, выявил низкий уровень педагогической подготовки и психолого – педагогических знаний родителей, вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм сотрудничества детского сада с семьей как упедагогов, так и у родителей.Данный этап показал необходимость разработки методических рекомендаций, плана работы педагога по подготовке проекта, цикла мероприятий для организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи.2.2. Описание проектной деятельности.Целью следующего этапа стало внедрение проектной деятельности в практику ДОУ как формы взаимодействия с родителями, о чем и пойдет речь дальше.Педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, для педагогов ДОУ на II этапе (формирующий) были проведены следующие мероприятия:Консультации “Взаимодействие педагогов, родителей
и воспитанников через проектный метод” (Приложение №9), “Аспекты внедрения метода проектов в деятельность дошкольного учреждения” (Приложение №10);Семинар – практикум “Метод проектов в Доу как иновационная педагогическая технология (по Виноградовой Н. А.),” (Приложение № 11) “Алгоритм включения родителей в педагогический процесс ДОУ на основе метода проектов” (Приложение № 12), “Разработка проектов”, Презентация проектов;Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Задача педагога:Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;Вызвать интерес к данномы виду деятельности, как у родителей, так и у детей.Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: “Как назвался раньше наш город? В честь кого назван наш город и его улицы? Как называют людей, которые проживают в этом городе?”, дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.                 Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.Затем мы определяли тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациями к специалистам ДОУ. Кроме того, были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта). Было проведено родительское собрание, на котором также обуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают иформацию по теме проекта (фотографии, стихотворения). Так как проект назывался «Наш зеленый городок» темы приблизительно были следующие: «Достопримичательности нашего города», «Улицы города», «Парки», «Музеи и библиотеки» и т. д.Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы, консультации, семинар, акции; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.Следующий второй этап — это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в музеи, посещали выставки, библиотеки.Были организованы и проведены экcкурcии в библиотеки, парки в соответствии с планом проекта. На данном этапе проведения эксперемента нами так же были проведены: Познавательное занятие «Наш зеленый городок», ООД по речевому развитию «Мой любимый город».Консультации для родителей «История нашего города», «С чего начинается Родина?», «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».Для детей «Беседа о родном городе», дидактическая игра «Прогулка по городу».Рассматривали старые и новые фотографии г. Октябрьского.Семинар для воспитателей «Нравственно – патриотиеское воспитание дошкольников».Был оформлен нравственно – патриотический уголок в группе.Акции «Ёлочка – зелёная иголочка», «Сделаем наш детский сад красивее!», «Войди в парк другом», «Сделай участок чище!».Чтение художественной литературы.Заучивание стихотворений о городе.Дидактические игры: «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто живёт в реке», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник»; Сюжетно – ролевые игры: «Защитники Родины», «Экскурсии по городу». Подвижные, речевые игры, настольно - печатные.Воспитанники участвовали в интернет олимпиадах «Россия – Родина моя», «Я – Россиянин» - дипломы за 1 места. Родители совместно с детьми изготовили поделки на тему «Улицы города».Совместное творчество семей по рисованию «Главная площадь в городе», «Фонтаны», «Новогодняя площадь», «Моя улица, мой дом».Коллективная работа воспитаников «Парк Дружбы» - рисование + аппликация.Оформлен с помощью родителей фотоальбом «Путешествие по нашему городу».Сборник стихов о г. Октябрьском. Третьем этапом стала презентация проектной деятельности. Так же проект был представлен и всему педагогическому коллективу ДОУ.Позже была организована выставка совместных проектных работ для сотрудников, родителей и гостей.Паспорт проектаДетско-родительский образовательный проект«Самый теплый уголок родного города – ЮАО».Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.Вид проекта: творческо-информационныйПродолжительность проекта: долгосрочныйОбразовательная область: познаниеАктуальность темы: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, микрорайоном, а затем и со страной, ее столицей и символами.Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного города. Актуальность настоящего проекта определяется воспитанием любви и уважения к родному городу, что является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности совместно с семьей.Задачи проекта:Дать знания детям о родном городе, округе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Расширить знания детей о водоемах ЮАО.Познакомить детей с Москвой рекой, её расположением на карте, уникальностью. Воспитывать любовь к родному городу, округу, умение видеть прекрасное, гордиться им. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению ЮАО.Ресурсное обеспечение:книги,журналы,открытки,художественные произведения и материалы,музыкальные произведения и материалы.Участники проекта:воспитатель;музыкальный руководитель;дети старшей и подготовительной к школе группы;родители воспитанников.Гипотеза:Проживая в ЮАО г. Москвы, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.Сроки реализации проекта: 01.2011 – 10.2011 (старшая, подготовительная к школе группе).Ожидаемые результаты:дети должны знать и называть свой город, округ; символику города, достопримечательности; водоемы и растительный мир.у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город, округ и желание сохранить его чистым и красивым.Механизм отслеживания результатов: анализ детской деятельности (рассказы о городе, рисунки, построение из конструкторов, аппликации, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы);мониторинг достижения ребенком планируемых результатов в рамках реализации проектной деятельности; (Приложение № 16)анкетирование родителей (изучении совместного посещения родителей с детьми различных мест в городе и его окрестностях).I этап – подготовительный 1. Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города, округа родителями, заинтересовать идеей детей. 2. Выбор темы изучения города родителями в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми. 3. Совместное составление плана, маршрута экскурсий (воспитатель, родители, ребенок).II этап – реализация С начала календарного года родители с детьми старшей группы изучают выбранный объект через:подбор информации в книгах, журналах, открытках;экскурсии по музеям, историческим местам, достопримечательностям города;рассказы специалистов, родственников. В подготовительной к школе группе идет представление материала.III этап – обобщающий 1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями. 2. Отметить успехи и неудачи. 3. Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях. 4. Обобщить собранный текстовой, аудио-, видео-, фотоматериал. 5. Оформить книгу «Самый теплый уголок родного города ЮАО». 6. Презентация проекта, в форме КВН.В ходе реализации проекта образовательная работа с детьми строится на принципах:«позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);непрерывности и преемственности педагогического процесса;деятельностного подхода;развивающего характера обучения;дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.В педагогическом процессе используются следующие методы:наблюдения; целевые прогулки и экскурсии;беседа;чтение художественной литературы;рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, обсуждение их;рассказ воспитателя, родителей детей;разучивание песен и стихов;просмотр видеокассет;прослушивание аудиозаписей;дидактические, подвижные игры;поощрение детей за поддержание порядка, бережное отношение, культурное поведение в общественных местах.На III этапе (контрольный)В завершении эксперементыльной работы с целью проверки эффективности используюмых методов и форм работы ДОУ с семьей, были предложены те же самые анкеты, что и в начале исследованияПоказатели результатов анкетирования родителей экспериментальной группы на контрольном этапе приведены в таблице № 2.Сводныепоказателиэкспериментапредставлены в таблице № 3.Таблица №2Показатели активности родителейКоличество родителей, принимающих участие в %На контрольном этапеВопросы к воспитателям86Интерес к новинкам педагогической литературы90Проявление интереса к организации жизни в детском саду80Проявление интереса к проектной деятельности80Таблица №3Показатели активности родителейКоличество родителей, принимающих участие в %На констатирующем этапеНа контрольном этапеВопросы к воспитателям2686Интерес к новинкам педагогической литературы3090Проявление интереса к организации жизни в детском саду2080Проявление интереса к проектной деятельности2080Результаты повторного анкетирования показали, что большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей (до формирующего этапа – 20%). Почти все родители читают педагогическую литературу 40% – регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 50% – регулярно (до формирующего этапа – 30%). Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа – 20%). Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий, возросла их активность.Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:проявляют творческую активность в познании окружающего мира;самостоятельны и гибки в принятии решений;сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;осуществляютпоисковуюпедагогическуюдеятельность;реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;смогли реализовать свои творческие способности.Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности нашего дошкольного учреждения запланированы следующие мероприятия:проведение серии креативных игр «Проектный метод в дошкольном учреждении», которые будут организованы на протяжении всего учебного года. Основной задачей этих игр является не только ознакомление педагогов с инновационной технологией. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления воспитателей, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций;создание в детском саду аудио- и видеотеки, где ребята смогут самостоятельно найти интересующую их информацию. Цель данной работы – расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира;организация игры-развлечения для родителей «Творим, изменяем, экспериментируем…». Цель данного мероприятия - повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогами детского сада.По итогам эксперемента нами были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.Методические рекомендации для воспитателейАктуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Одна из особенностей заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло.Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод». Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти. [47]Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.Проектные методы могут использоваться педагогами и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия.По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. [40]Технология проектирования в ДОУПлан тематического проекта1. Тема и ее происхождение__________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта___________________________________________________________
3. Необходимые материалы __________________________________________4.Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? _____________________________________________________ Что мы хотим узнать? _______________________________________________ Как нам найти ответы на наши вопросы? _______________________________5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.Составление плана-схемы проекта.Сбор, накопление материала.Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.Домашние задания для сам. выполнения.Презентация проекта, открытое занятие.Основные этапы метода проектов1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.2. Разработка проекта– план деятельности по достижению цели:к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);в каких источниках можно найти информацию;какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);с какими предметами научиться работать для достижения цели.3. Выполнениепроекта– практическая часть.4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.В настоящее время проекты классифицируются:по составу участников;по целевой установке;по тематике;по срокам реализации.В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:исследовательское - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;ролево - игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи развития:обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;развитие познавательных способностей;развитие творческого воображения;развитие творческого мышления;развитие коммуникативных навыков.ЭтапыпроектаДеятельностьпедагогаДеятельностьдетей1 этап1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу.1. Вхождение в проблему.2. Вживание в игровую ситуацию.3. Принятие задачи.4. Дополнение задач проекта.2 этап4. Помогает в решении задачи.5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность.5. Объединение детей в рабочие группы.6. Распределение амплуа.3 этап7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта.7. Формирование специфических знаний, умений навыков.4 этап9. Подготовка к презентации.10.Презентация.8. Продукт деятельности готовят к презентации.9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.Я работаю по методу проектов с 2011 года.Первый мой проект «Луковое счастье» 2011 г. был краткосрочным, так как он был разработан с детьми младшей группы, а такие дети, как вы знаете, любят быстрые результаты.Второй проект «Моя семья – моё богатство» 2011 - 2013 гг. уже более обширный. Он шёл два года (в 2011 - 2013 работала первая часть проекта «Моя родословная»).Третий проект «Наш любимый детский сад» так же был долгосрочным 2013 – 2015 гг. Первая его часть называлась «Детский сад – второй мой дом».Четвертый проект был создан в честь 70 – летия нашего любимого города и назывался «Наш зеленый городок» - 2016 г.А вот пятый проект «Вместе весело играть» стал еще более расшириным: 2016 – 2019 гг. Так как тема очень интересная и обьемная, я его распределила на части. Первая в 2016 – 2017 годах называлась «Игра и игрушка». Вторая в 2017 – 2018 годах «Игры такие разные». И вот в 2018 – 2019 годах будет работать последняя часть этого проекта.Помимо педагогических проектов, я веду работу с детскими проектами. В нашем городе проходит фестиваль «Здравствуй, мир!», который стал ежегодным. С первым проектом «Егерь или дело всей жизни» мы с семьей Каныгиной Ульяны в 2015 – 2016 гг. первый раз участвовали в этом фестивале. Это очень интересно! И в 2017 – 2018 гг. решила принять участие сразу с двумя детско – родительскими проектами. С бабушкой Быковской Марии был разработан проект «Друг мой Гриша» и показан на фестивале. Второй, с семьей Василига Михаила «Мой путь в детский сад»; он был представлен в нашем детском саду в день открытых дверей 12 апреля с присутствием родителей и детей. Сейчас, работая по методу проектов уже столько лет, можно сделать следующие выводы:Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе “От рождения до щколы”. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.Выводы по главе II Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.ЗаключениеТеоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь.Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду.В теории и практике разработаны и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.В рамках данного исследования была проведена опытно – экспериментальная работа, в которой принимали участие 14 воспитанников и их родители. Целью данной работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.Анализируя полученные данные, мы определили низкий уровень педагогической подготовки и психолого педагогических знаний родителей, а также отсутствие у некоторых педагогов представлений о проектной деятельности.Цель экспериментальной работы обеспечивалась путем реализации ряда программных мероприятий для родителей (родительские собрания, беседы, консультации, проводились дни вопросов и ответов) и педагогов (консультации, семинар – практикум, были разработаны методические рекомендации), а также для примера был представлен педагогический проект «».Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, была проведена повторная диагностика.Результаты повторной диагностики показали, заинтересованность родителей новыми формами и методами проведения мероприятий. Наблюдались изменения в отношениях между детьми и взрослыми.Итак, наше исследование показало, что проектная деятельность - современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она позволила наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей, качественно повлияла на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ДОУ.Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в полной мере, выдвинутая гипотеза подтверждена.БиблиографияАрнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.Арнаутова Е.П., Кулакова Е.А., Ермакова Л.А. ДОУ –семья- школа.//Управление ДОУ. 2004. №5. С.89.Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОУ. 2004. №5. С. 18Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.Виноградова Н.А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.] М: Просвещение, 2005.Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под ред. Т.А.Марковой. М. Педагогика, 1979.Воспитатели и родители./ Под ред. Л.В. Загик, В.М. Ивановой. М.,1985. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991.Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2008 . № 5 Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44 Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1986. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001. Дошкольное образование: история и современность. Сборник научных статей: В 2-х частях. Часть 1. М., МГПИ, 2003.Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997. Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:современные подходы. М.: ГПИ, 2003. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. Методическиерекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания. М., 1990г. Зверева О.Л. Школа родителей //.Дошкольное воспитание. 1994. №3, 49-52 с.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. Ильин Г.Л. Семейное или общественное воспитание ребенка?//Управление ДОУ. 2005. №3, С. 102 Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. / Науч.ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др." М., 1997.Канаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.56Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. – М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2001. – с.105 - 109 Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.40. Маркова Т. А. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.Нерода М.В., Тебенева Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. // Управление ДОУ. 2005. №6. С.91 Общение детей в детском саду и семье./Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: ИНТОР. 1990.Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htmhttp://fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-saduhttp://festival.1september.ru

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X