Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Давыдова Анастасия Михайловна

Особенности школ классического танца А.Я.Вагановой и Н.И.Тарасова

скачать документ

Вернуться назад

Давыдова Анастасия МихайловнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств г. Апатиты (МБУДО ДШИ)ПреподавательМетодическая разработка на тему:Особенности школ классического танца А.Я.Вагановой и Н.И.ТарасоваА.Я.ВагановаА.Я. Ваганова - основатель высшего хореографического образования. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века под ее руководством в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были созданы педагогическое и балетмейстерское отделения, где оформились черты вузовских специальностей: педагогики хореографии, искусства хореографа, истории и теории хореографического искусства. Однако большая часть идей А.Я. Вагановой реализовались лишь в начале 90-х гг. прошлого века, когда Ленинградское и Московское хореографические училища были преобразованы в высшие учебные заведения, а артисты балета стали получать высшее профессиональное образование. А.Я. Ваганова установила порядок движений на уроке, что значительно отличался от порядка других школ; выработала положение рук, их координацию в движениях, что придает гармоничность танцу.Особой заслугой А.Я. Вагановой следует считать разработанные ею методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Рабочая, вспомогательная роль рук, это технологическое открытие, очень облегчающее освоение техники классического танца и ничуть не обедняющее ни пластику, ни выразительность движений рук. Новым в ее методике являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное - стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Ученицы А.Я. Вагановой не только прочно усваивали pas, но умели объяснить, как его нужно правильно исполнять и в чем его назначение. Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце Ваганова считала крепкую постановку корпуса. Начиная с plie, ее усилия были направлены на выработку aplomb. В дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков. В своей книге она нередко подчеркивает, что движение необходимо начинать «из корпуса», ибо танец «из корпуса» обеспечивает надежную опору и артистическую окраску pas. Выработав у учениц необходимую устойчивость и гибкость, она затем смело вводила в экзерсис различные формы fouette, renverse и другие движения, основанные на поворотах корпуса.Предметом неустанной заботы А.Я. Вагановой была также правильная постановка рук. Согласно ее методу, руки должны не только завершать художественный облик танцовщицы, быть выразительными, легкими, но и активно помогать движению в больших прыжках и особенно турах, подчас исполняемых без подготовительного трамплинного толчка, - тут force зависит исключительно от умения владеть руками. Не случайно техника всевозможных вращений усовершенствована А.Я. Вагановой. В конечном итоге система А.Я. Вагановой направлена к тому, чтобы научить «танцевать всем телом», добиться гармоничности движений, расширить диапазон выразительности. Все ученицы отмечают необычайную насыщенность уроков Вагановой, сложность и стремительность темпов экзерсиса, разнообразие хореографических комбинаций. Если для начинающих А.Я. Ваганова считала полезным и необходимым многократный повтор движений, чтобы лучше развивалась эластичность связок, то в старших классах она бесконечно варьировала урок. Такой урок держал учениц в состоянии сосредоточенного, напряженного внимания, повышал их активность, приносил наибольшую пользу. Развивая творческую инициативу учащихся, А.Я. Ваганова нередко поручала им придумать небольшое adagio или allegro на пройденном материале. Никогда не останавливаясь на достигнутом, А.Я. Ваганова с годами все более усложняла, обогащала уроки. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца», вскоре после выхода в свет переведенная практически на все европейские языки и ставшая незаменимым пособием для педагогов.Н.И. ТарасовНиколай Тарасов - один из основателей кафедры хореографии ГИТИСа, проработавший на ней четверть века. Н.И. Тарасов преподавал вначале композицию, а затем и методику классического танца, став профессором и художественным руководителем педагогического отделения балетмейстерского факультета.Н.И. Тарасов научно обобщил и методически зафиксировал достижения в области мужского классического танца. Его труд «Классический танец» стал итогом многолетней плодотворной деятельности, тщательного изучения специфики мужского исполнительства. Книга является ценнейшим вкладом в развитие российского и мирового хореографического искусства.Помимо своей уникальной педагогической одаренности, Н.И. Тарасов был и тонким психологом. Он внимательно изучал учеников, знал их физические данные, творческие способности, художественные возможности, выносливость, темперамент, особенности характера, пристрастия, бытовые привычки. Он умел тихо подбодрить неуверенного в себе ученика, остановить дерзкую самоуверенность. И на уроках Н.И. Тарасова была, как правило, идеальная дисциплина. Основные принципы методики Н.И. Тарасова неразрывно связаны с традициями русской школы классического танца и с теми требованиями, которые предъявляет театр каждой эпохи к хореографическому училищу, в своем творчески преобразованном виде он многое использовал из опыта Н. Домашева, Н. Легата, В. Тихомирова. За годы обучения его воспитанники обретали способность не только свободно владеть техникой классического танца, но и придавать пластике осознанность, внутренний смысл, образную законченность. Техника танца для Н.И. Тарасова не существовала в отрыве от художественного начала и сложных актерских задач.Воспитание профессионализма для Н.И. Тарасова было неразрывно связано и с воспитанием сознательности у учащихся. И эту сознательность он воспитывал с первых уроков, постепенно включая в них все более сложные требования. Он приучал к полной отдаче, к умению мыслить в пределах изучаемого материала и чувствовать профессиональную необходимость каждого урока, каждой комбинации. Исполнительская манера Н.И. Тарасова вобрала в себя лучшие традиции русской школы классического танца - мужественность, широту жестов, стремление к реалистической трактовке образов. Н.И. Тарасов, прежде всего, добивался от воспитанников понимания музыки. Ни одно движение, ни один прыжок или вращение они не выполняли механически. Он воспитывал в своих подопечных дисциплину, уважение к профессии, собранность и танцевальность.В старших классах Н.И. Тарасов никогда не перезагружал комбинации. Предельно четко он выделял главное движение, которое тренировалось. Его комбинации всегда были удобными, логичными, одно движение вытекало из другого.Цель его методики - сценическая интерпретация движений классического танца как элементов органичного языка действующих в балете персонажей. Поэтому, уже с первого элемента экзерсиса у станка не было простого движения, а было участие танцовщика в предложенном педагогом задании. Сердцевина его класса - allegro, о котором Н.И. Тарасов помнил сам и напоминал ученикам с первых минут урока.Методика Н.И. Тарасова при обучении прыжкам состоял в подготовке и проработке в ходе урока всех элементов этого движения в ходе комбинации, в развитии его в разных ракурсах, сочетаниях и ритмических рисунках, обеспечении его техники и сценической формы выверенными позами, движением рук и головы.Большое значение Н.И. Тарасов придавал музыкальной структуре уроков. Урок сопровождался новой, неизвестной исполнителям музыкой. Она, как правило, имела четкий ритм, который не приноравливался к ученикам, а вел их за собой. Вступление и финал музыкального произведения, сопровождавшего урок, были всегда очень четкими, как и пластический рисунок.В предвоенные годы вышла книга, написанная Н.И. Тарасовым совместно с В.Морицем и А.Чекрыгиным, - «Методика классического тренажа» (1940). Это было первое учебное пособие по методике преподавания классического танца.В 1971 году вышла в свет книга Н.И. Тарасова «Классический танец. Школа мужского исполнительства», которая сконцентрировала в себе огромный творческий опыт мастера как танцовщика и педагога-хореографа.Список литературы:Ваганова, А.Я. Основы классического танца : Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры / А.Я. Ваганова. - 6-е изд. - Санкт-Петербург : Лань, 2001. - 192 с.Тарасов, Н. И. (хореограф; 1902-). Классический танец : школа мужского исполнительства : [учебное пособие] / Н. И. Тарасов. - Изд. 3-е. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2005. - 492, [1] с. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-С.17

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X