Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Светлана Валентиновна Баранова

Работа над звуком.

скачать документ

Вернуться назад

Работа над звуком. Э. Григ «Утро».Баранова Светлана ВалентиновнаОБОУ ДО «Рыльская ДШИ»Курская область г. РыльскПреподавательПлан.I.Введение.II.Работа над кантиленой в пьесе Р. Глиэр « Утро». Соч. 43 № 4III.Заключение.IV.Список литературы.I.Введение.I.Звук - есть основа, сама материя музыки, облагораживая и совершенствуя звук, мы поднимаем музыку на большую высоту.Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.Работа над кантиленными пьесами даёт возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения, осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии. Все это должно служить воспитанию главного навыка хорошего пианиста – умению «петь» на фортепиано, что остается, пожалуй, самой трудной задачей, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение»)— широкая, свободно льющаяся напевная мелодия. Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. Владение legato – важнейшее умение для достижения кантилены.II.Работа над кантиленой в пьесе Р. Глиэр « Утро». Соч. 43 № 4II. Пьеса Рэйнгольда Морицовича Глиэра «Утро» - это программное произведение малой формы. Гомофонно-гармонического склада. Для пьесы типично единство музыкальных средств на протяжении всего произведения. Ограниченная взаимосвязь художественных и технических средств интенсивно влияет на овладение многообразными звуковыми красками и на развитие навыков кантиленной игры в целом. Образы природы находят своё живое отражение в этой лирической миниатюре.Светлым мажором передаются мягкие тона утреннего пейзажа. Характерно, что в начале и конце пьесы преобладает спокойно и просветлённо звучащий фа мажор. Одноголосное выразительное вступление рисует картину пробуждающейся природы, восход солнца, щебет птиц. Важно внутренне услышать эту мелодию, её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре.Необходимо определить «интонационные точки», как бы составляющие логический центр, вершину, кульминацию фразы, но и понятие «живого дыхания», «связности и раздельности слогов», «знаков препинания», словом все то, что необходимо применять в искусстве фразировки и постоянно говорить об этом ученикам, показывая то или иное место произведения.В связи с этим много внимания необходимо уделять исполнению лиг, ни в коем случае не подходить к ним шаблонно, то есть обязательного снятия руки с окончанием лиги. В данной мелодии песенного типа лиги нередко следует понимать как «смену смычка в пределах единой фразы». Между лигами подчас не только не должно быть цезуры, но, напротив, должна быть грань, как бы объединяющая две части фразы; это способствует «широкому мелодическому дыханию», связывает отдельные мотивы и фразы в одно органическое целое. Исполняя музыкальную фразу, никогда не следует забывать, что перед ней и после нее обычно следуют другие фразы, с которыми она должна быть согласована. Если фраза не будет соответствовать своим соседям и станет не в меру самостоятельной, то это неизбежно приведет к фальши в общем мелодическом движении, нарушит органическую связь музыкальной речи.Таким образом, выполнение лиг не должно приводить к раздроблению дыхания, вовсе не следует исполнять последнюю из нот, стоящих под одной лигой, обязательно путем снятия руки, если на то нет специального указания автора; эту ноту лучше всего исполнять посредством особого уменьшения силы звука. Фразировка исполнителя должна быть столь же естественной, непринужденной и плавной, как человеческое дыхание.Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиш.Поднимать отыгравший палец следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу ( этим достигается «вливание» одного звука в другой – легато).Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии.Взаимодействие пальцев и рук придаёт звукам глубину, а мелодии- связность. «Дыхание в движении», «дышащие руки» указывают на естественную связь пианистической моторики с вокальным произнесением мелодии.Правильное дыхание объединяет фразу, организует движения ученика и помогает осуществить динамическое развитие.Необходимо научиться дослушивать звук – это значит слышать предыдущее, и одновременно ощущать движение музыки- это значит думать и слушать « вперёд». При звукоизвлечении следует научить слушать до конца затухающий звук и ощущать ( «вести») его кончиком пальца, пока он длится. Пальцами надо брать и извлекать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание. Такие задания естественнее формируют руку. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.Основные недостатки в исполнении кантилены в большинстве случаев связаны с недослушиванием звука и недостаточным ощущением живого движения мелодии.Если ухо не слышит звук до конца, то палец ставится пассивным, рука расслабляется, и каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего , а берётся как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. В результате фраза становится разорванной, а исполнение статичным. Умение выслушать и выдержать долгие звуки мелодии до конца приведёт к тому, что отдельные звуки сливаются в цельную фразу, которая приобретает внутреннее движение и музыкальный пульс.Тип аккомпанемента аккордовый. Левая рука, создавая гармонический фон и ритмическую пульсацию, должна в то же время помочь мелодии сохранить контуры фраз и целиком подчиниться ей во всех тончайших деталях. Смена гармонии придаёт яркий звуковой колорит. Важно, чтобы учащийся вслушивался в отдельные гармонии и их сочетания, вникал в логику гармонического развития и стремился понять его выразительный смысл.Поэтому аккомпанемент следует играть тихо и легко, нанизывая аккорды на общий стержень плавного, непрерывного движения. Очень часто появляется опасная тенденция аккомпанемента подчинить себе мелодию. Чтобы этого не случилось, правая рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, без промежуточных метрических опор, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя её звучание и помогая её развитию.Работая над соотношением звучности, полезно поделить партии правой и левой рук между учеником и педагогом. Это поможет ученику услышать должный уровень звучания, чтобы затем добиться его, играя двумя руками вместе.Во втором разделе пьесы мелодия переходит в партию левой руки, а гармонический аккомпанемент – в партию правой руки. Это создаёт определённую трудность. Но приёмы звуковедения остаются прежними.Пьеса заканчивается темой вступления, это создаёт обрамление и законченность.Динамическая нюансировка в соответствии с жанровой природой пьесы не выходит за пределы среднего уровня звучания ( рр, р, mf).Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Фортепианный звук быстро угасает.Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук “жизнь”. В этом основное значение запаздывающей педали. “Подхватывающий” и “поддерживающий” прием не дает звуку угаснуть. Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее, умение добиваться певучести без педали.В кантиленной ткани учащийся всё шире применяет различные виды художественной педализации. Важно научить его слышать связь педализации не только с интонированием мелодии и сменой гармонии, но и с темпо- динамической стороной исполнения. Лишь в полностью подготовленной пьесе можно избрать естественную взаимосвязь педализации с темпо- динамической нюансировкой. Совершенно беспочвенно исполнять до конца ещё не освоенный авторский текст, применяя предписанную педализацию. В этих случаях педаль не может выполнить свою художественную функцию.Обозначенная в пьесе редакторская педаль направлена на достижени интонационной рельефности звучания и на сохранение ритмической текучести гармонического сопровождения. Чуткий слуховой контроль позволит ученику находить художественную меру как глубины нажатия педали, так и степени её запаздывающего снятия. При завершении работы над произведением необходимо сосредоточить внимание на рельефном выявлении формы. Обычно приходится подсказать ученику, какие построения надо выдвинуть на первый план и какие, напротив, несколько убрать. Большую роль играет также выявление кульминаций в отдельных разделах и главной кульминации всего произведения.III.Заключение.III. Исполнение – это живой, содержательный, образный рассказ. Надо, чтобы в рассказе было определенное содержание, чтобы у исполнителя всегда было что-то такое, что приближало бы его к этому содержанию, а содержание этого рассказа можно черпать из личных впечатлений или из природы.Образные представления развивают фантазию, вызывают в нас те или иные побуждения, облегчают нам раскрытие «зерна» произведения, идейного содержания, то есть того, что является главным двигателем исполнения.Музыка- это искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Ее структура также закономерна, как и структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения.IV Список литературы.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.– Москва, “Музыка”1982 г.Гондельвейзер А.Б. Пианисты рассказывают.– Москва, “Сов. Композитор”. 1979 г.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.– Ростов – на – Дону, “Феникс”2002 г.Г.Коган «Работа пианиста» . Москва,2004 г.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– Москва, “Музыка”1988 г. С. Савшинский «Работа над музыкальным произведением». Москва, 2004 г.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.– Москва, “Сов. Композитор”1989 г. А.Шмидт – Шкловская « О воспитании пианистических навыков». Издательство «Музыка», 1985 г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X