Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Борисовна Степанова

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное общественное учреждение "Детский сад № 185 комбинированного вида" Советского района г.КазаниКартотека по опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы Составила воспитатель: Степанова Наталья Борисовна2018/2019 уч.годОсобенности развития познавательно-исследовательской деятельностиРебёнку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мираи экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой действительности.Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникамсамостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское эксперименти-рование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и, что самое главное, происходит на глазах у ребёнка, при осуществлении практических действий. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.Старший дошкольный возраст важный этап развития познавательной активности ребёнка, которыйвключает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобретение знаний само-стоятельно или совместно со взрослым под его руководством.В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать регулярным и постоянным, поскольку это наиболее эффективный путь ознакомления детей с окружающим миром, развитие всех мыслительных процессов. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети подготовительной группы способны делать выводы о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать подробное описание увиденного.Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полученный результат. В таких случаях роль педагога предполагает наблюдение за ходом эксперимента и контроль соблюдения правил техники безопасности. Также педагог должен учитывать уровень развития детей, поскольку среди них имеются индивидуальные различия. В этом случае подход должен быть индивидуальным, педагог должен обучать детей навыкам экспериментирования не с позиции того, что они должны владеть какими-либо знаниями только потому, что достигли того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребёнка.Цели познавательно-исследовательской деятельностиФормирование способности видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системевзаимосвязи и взаимозависимости.Развитие личного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов,заместителей, моделей).Расширение понимания опытно-экспериментальной задачи способом включения в мыслительные,моделирующие и преобразующие действия.Поддержание инициативы, сообразительности, самостоятельности; расширение кругозора.Воспитание ценностного о тношения к окружающей действительности.Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностьюПри организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать:Деятельность по экспериментированию проводится еженедельно, в группе и на прогулке, длительностью 25-30 минут.Педагог должен стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого - как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, направления.в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений,формулирования заключительного вывода.Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, учить формулировать выводы, излагать свою точку зрения: в процессе экспериментирования каждый ребёнокдолжен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.Для поддержания интереса к экспериментированию образовательную деятельность рекомендуетсяобъединить общей историей: на вводном занятии педагог предлагает детям стать «сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.Исследования осуществляются при помощи увеличительного стекла - лупы (выдаётся каждому в начале эксперимента).СентябрьМесяц№ П/ПНаименованиеОписаниеСентябрь1РазделТайны живой природы (мир растений)ОбъектЛистьяПроблемная ситуацияПедагог на прогулке собирает опавшие листья в букет, отмечает их красоту, интересуется у детей: «Знаете ли вы, как устроен лист?» Предлагает «сыщикам» заняться исследованием строения листа.РезультатДаны знания о строении листа, опытным путём установлено, что «скелет» листовой пластинки состоит из прожилокНазвание опытаРазгадываем секрет листьев. Цель опытаСформировать у детей представление о строении листьев дерева; продолжать учить выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиямМатериалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; опавшие подсохшие листья; листы бумаги, щётки; гуашевые краски, альбомные листы, кисточки.Место проведения/ Форма организации Прогулка Наблюдение Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияСентябрь2РазделИстория воды и воздухаОбъектВоздухПроблемная ситуацияПедагог обращает внимание детей на заранее размещённый на участке пакет, который наполнен воздухом, выясняет у детей, что в пакете (воздух), интересуется у «сыщиков»: «Не желаете ли вы заняться исследованием, чтобы определить, для чего необходим воздух и где он используется?»РезультатОпытным путём со свечой и огнем выявлено, что воздух (кислород) способствует горению, а отсутствие воздуха препятствует горениюНазвание опытаПогасим пламя Цель опытаПродолжать знакомить детей со свойствами воздуха (кислорода); учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий; развивать познавательный интересМатериалы и оборудованиеКороткая свеча (декоративная); прозрачный стаканМесто проведения/ Форма организации Прогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияСентябрь3РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов)ОбъектБумагаПроблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), у него в руках письмо. Персонаж рассказывает, что получил загадочное письмо - в конверте находился пустой лист! Просит «сыщиков» разгадать секрет письмаРезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Проведён опыт, в ходе которого выявлено, что невидимое письмо, написанное лимонным соком, проявляется при нагревании, так как мельчайшие частицы, содержащиеся в соке, от воздействия тепла превращаются в молекуле угля, и соответственно темнеют.Название опытаНапиши мне письмецо...Цель опытаУчить детей выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводыМатериалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; пластиковые стаканчики, свежевыжатый лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги; настольная лампа (с лампочкой накаливания).Место проведения/ Форма организации Прогулка Часть НОД Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияСентябрь4РазделЧто мы знаем о себе? (Организм человека)ОбъектОрганизм человекаПроблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает: «Мой друг заболел, и доктор сказал, что это произошло потому, что друг не заботился о себе: перед едой не мыл руки, не умывался и не чистил зубы». Персонаж сообщает детям, что не хочет заболеть, как его друг, поэтому просит «сыщиков» рассказать ему', что для человека полезно, а что – вредно.РезультатОбобщены знания детей о различных факторах, положительно или отрицательно влияющих на организм человекаНазвание опытаПолезно-вредноЦель опытаПродолжать знакомить детей с факторами, влияющими на организм человека; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.Материалы и оборудованиеКрасные и зелёные картонные квадраты (для каждого ребёнка); карточки с текстом (перечислены вредные и полезные факторы); юла со стрелочкой.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Викторина Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияОктябрь Месяц № п/пНаименованиеОписаниеОктябрь1РазделЧто мы знаем о себе? (Организм человека)ОбъектЛегкиеПроблемная ситуацияПедагог зачитывает детям послание - задание от Главного Исследователя: «Сыщики должны выяснить, почему и как дышит человек, какой орган в его организме ответственный за дыхание»РезультатИзучен один из органов человека лёгкие, проведён опыт, в ходе которого дети определяли объем легкихНазвание опытаЛегкиеЦель опытасформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (лёгкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеИзображение лёгких человека; воздушные шарики (для каждого ребёнка).Место проведения/ Форма организацииПомещение Игра Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияОктябрь2РазделТайны живой природы (мир растений и животных)ОбъектОпавшие листьяПроблемная ситуацияПедагог на прогулке обращает внимание детей на то, как дворник собирает опавшие листья в пристволовые лунки, интересуется: «Для чего вы это делаете?» Дворник сообщает, что опавшие листья - это не мусор, они приносят почве пользу. Педагог предлагает «сыщикам» выяснить, нужны ли опавшие листья и для чего.РезультатОбобщены знания детей о почве; установлена зависимость факторов неживой природы от живой (насыщенность, плодородность почвы от перегнивания опавших листьев)Название опытаОпавшие листьяЦель опытаПродолжать знакомить детей с взаимосвязями в живой природе; учить обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям.Материалы и оборудованиелупы «сыщиков»; образцы почвы; пластиковые или деревянные дощечки; опавшие листья различной степени сохранности (свежие и пролежавшие на земле).Место проведения/ Форма организацииПрогулка Наблюдение-исследование на прогулке Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияОктябрь3РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов)ОбъектКомпасПроблемная ситуацияНесколько компасов (по одному на 3-4 ребёнка); план - карта с указанием места обнаружения «клада» (с указанием сторон света), «клад»: сувениры, мелкие игрушки и пр. (для каждого ребёнка).РезультатДети ознакомлены с прибором для определения сторон свет а - компасом; использовали компас для определения места нахождения «клада».Название опытаА мы пойдём на север!Цель опытаПознакомить детей с компасом - предметом, указывающим на стороны света; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать любознательностьМатериалы и оборудованиеНесколько компасов (по одному на 3-4 ребёнка); план - карта с указанием места обнаружения «клада» (с указанием сторон света), «клад»: сувениры, мелкие игрушки и пр. (для каждого ребёнка).Место проведения/ Форма организацииПрогулка Игра Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияОктябрь4РазделТайны живой природы (мир растений и животных)ОбъектКартинки живых существПроблемная ситуацияЗакреплять знания детей о месте обитания различных живых существ; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия; развивать любознательность.РезультатЗакреплены знания детей о местах обитания различных живых существ. Изготовлен макет гнезда птицы.Название опытаЧей домик?Цель опытаЗакреплять знания детей о месте обитания различных живых существ; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия; развивать любознательность..Материалы и оборудованиеКарточки с изображением птиц, животных, насекомых и земноводных; карточки с изображением символов почвы, воды, рисунком дерева; материал для постройки макета гнезда - веточки, палочки, пух, перья.Место проведения/ Форма организации Помещение Часть НОД Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияНоябрь Месяц № п/пНаименованиеОписаниеНоябрь1РазделЧто мы знаем о себе? (Организм человека)ОбъектНаша кожаПроблемная ситуацияК «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), просит «сыщиков» рассказать ему, что такое кожа и для чего она нужна человекуК «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), просит «сыщиков» рассказать ему, что такое кожа и для чего она нужна человеку.РезультатДаны первоначальные знания о коже человека - её строении, функ-циях, значении, правилах ухода за кожейНазвание опытаНаша кожаЦель опытаПродолжать знакомить детей с организмом человека; дать первона-чальные знания о коже; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; два стакана - с тёплой и холодной водой.Место проведения/ Форма организации Помещение Режимный момент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияНоябрь2РазделИстория воды и воздуха. Что на поверхности. Свет и тень.ОбъектСвет и теньПроблемная ситуацияПедагог предлагает «сыщикам» поделиться своими знаниями с Персонажем, рассказать ему о том, какие вещества исследовали ребята и какие свойства этих веществ выделили в ходе различных опытовРезультатОбобщены знания детей о различныхвеществах и их свойствахНазвание опытаТройной эффектЦель опытаЗакреплять знания детей о свойствах объектов исследования (вода, воздух, свет, почва); развивать познавательный интересМатериалы и оборудованиеКарточки со схематичным изображением воды, воздуха, света, почвы (для каждого ребёнка); карточки с текстом (свойствавеществ); юла со стрелочкой.Место проведения/ Форма организацииПомещение Игра-викторина Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияНоябрь3РазделКосмические путешествияОбъектЗемля и ЛунаПроблемная ситуацияПедагог рассказывает, что вчера посетила заседание клуба почемучек, и там рассматривался один интересный вопрос: «На чём держится Луна? Почему она не падает на Землю?» Предлагает «сыщикам» найти ответ на этот вопрос.РезультатДети получили первоначальные представления о силе притяжения; опытным путём выявлено, как благодаря силе притяжения взаимодействуют между собой Земля и ЛунаНазвание опытаНа чём держится Луна?Цель опытаПродолжать знакомить детей с космическими объектами; дать первоначальные знания о силе притяжения; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеМаленькая резиновая игрушка; воздушный шарик на верёвочке.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Беседа Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияНоябрь4РазделТайны живой природы (мир растений)ОбъектРастениеПроблемная ситуацияПедагог рассказывает о том, что за окном стоит поздняя осень, на улице голо, уныло и некрасиво, не хватает ярких красок. Предлагает создать в группе цветущий зелёный сад, чтобы даже в холодное время года он радовал сочной зеленью.РезультатПроведён опыт по созданию миниоранжереи; установлена зависимость влияния тепла на активный рост растенийНазвание опытаСоздаём... оранжерею!Цель опытаПродолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о необходимости тепла для роста.растений; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеПластиковая бутылка (5 л); почва, растения или рассада; ножницы, вода, скотч; инструменты для ухода за растениями.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Труд на прогулке Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияДекабрь Месяц № п/пНаименованиеОписаниеДекабрь1РазделИстория воды и воздуха. ОбъектВодаПроблемная ситуацияОпределить, почему вода в бутылке сталатвёрдойРезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания о свойстве воды, льда, снега.Проведён эксперимент, в ходе которого дети выявили, что лёд и снег - это замёрзшая вода и, чтобы превратить лёд обратно в воду, необходимо воздействие тепла.Название опытаВода особого родаЦель опытаЗакреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкая - твёрдая); продолжать учить детей устанавливать взаимо-связь между объектами неживой природы; учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; ёмкость с водой, ёмкость со льдом, ёмкость со снегом.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Наблюдение Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияДекабрь2РазделИстория воды и воздуха. ОбъектВодаПроблемная ситуацияОпределить, какой получится лёд при замерзании моря (солёный?)РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Опытным путём выявлено, что сладкая/солёная вода при замерзании «изгоняет» из себя соль/сахар и лёд получается пресным.Название опытаВкусный лёдЦель опытаПродолжать знакомить детей со свойствами льда; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; стаканчики с водой, соль, сахар, ложки, формочки для замораживания льда.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Эксперимент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияДекабрь3РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов).ОбъектМолокоПроблемная ситуацияопределить, почему молоко стало густым и кислым.РезультатОпытным путём выявлено, что молоко, оставшееся в тёплом помещении на долгое время, прокисает. Этому способствуют молочнокислые бактерии, содержащиеся в молоке, которые при увеличении их количества «позволяют» молоку скисать.Название опытаМолочная историяЦель опытаФормировать у детей понятие о развитии и размножении бактерий в питательной среде; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, скисшее молоко, кефир (простокваша), пластиковые ложки.Место проведения/ Форма организацииПомещение Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияДекабрь4РазделЧто мы знаем о себе? (Организм человека.)ОбъектСердцеПроблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает, что его друг заболел, ходил к доктору, доктор его долго слушал - прикладывал специальную грубочку-«слушалку» к груди. Персонаж удивляется: «Для чего доктору нужна трубочка и как при помощи её можно “слушать”?»РезультатСоздан макет простого прибора по типу стетоскопа, при помощи которого дети слушали дыхание и сердцебиение друг друга; выявлен принцип работы стетоскопа и его назначение.Название опытаСлушаем сердце.Цель опытаПродолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.Материалы и оборудованиеТонкий резиновый шланг (по 30 см на пару детей), две воронки (на пару детей), стетоскоп.Место проведения/ Форма организацииПомещение С/р игра Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияЯнварь Месяц № п/пНаименованиеОписаниеЯнварь1РазделИстория воды и воздуха.ОбъектСнегПроблемная ситуацияопытным путём определить, как краска сможет окрасить снег.РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания о свойстве воды, льда, снега.Проведён эксперимент, в ходе которого дети выявили, что лёд и снег - это замёрзшая вода и, чтобы превратить лёд обратно в воду, необходимо воздействие тепла.Название опытаРаскрасим зиму!Цель опытаПроведён опыт, в ходе которого дети закрепили знания о свойстве снега (тает от воздействия тепла (воды)), узнали о том, что окрашивание - это проникновение частиц краски между частицами того предмета, который окрашивают .Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; пластиковые бутылки (в крышках проделаны отверстия) с подкрашенной гуашью тёплой водой, лопатки.Месяц Этапы деятельности Содержание познавательно-исследовательской деятельности Результативность этаповпознавательно-исследовательской деятельности лупы «сыщиков»; пластиковые бутылки (в крышках проделаны отверстия) с подкра-шенной гуашью тёплой водой, лопатки.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Наблюдение Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияЯнварь2РазделПредметы с секретом (свойства веществ) ОбъектВоздух и ТермометрПроблемная ситуацияПознакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы.РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятельность. Опытным путём выявлено, что температура в помещении, на улице и вода, бывает разнойНазвание опытаВот так градусники!Цель опытаДать детям понятие «термометр», показать его значение;Познакомить детей с работой термометра, их видами;Учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы.Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир; Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;Обогатить знания детей о роли температуры в жизни человека, животных, растений.Материалы и оборудование«Волшебная» коробка, шифры 2-х видов (с усложнением, термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный, карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот»).Место проведения/ Форма организацииПрогулка и помещение Наблюдение Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияЯнварь3РазделКосмические путешествия.ОбъектПланеты и звездыПроблемная ситуацияПедагог демонстрирует детям слайды с изображением космического пространства, обращает внимание детей на размеры планет. Солнца, интересуется у детей: «Что больше - далёкие маленькие звёзды или большие планеты?»РезультатОбобщены знания детей о космосе, выявлена взаимосвязь между размерами планет и звёзд.Название опытаКосмические путешествия.Цель опытаПродолжать знакомить детей с понятиями «космос», «космическое пространство»; учить обобщённым способам исследования различ-ных объектов; развивать интерес к исследованиям.Материалы и оборудованиеНесколько мячей контрастных размеров (от большого надувного до маленького теннисного), проектор, экран, слайды с изображением Солнечной системы и космического пространства (или плакаты с аналогичными изображениями).Место проведения/ Форма организацииПомещение Часть НОД Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияЯнварь4РазделТайны живой природы (мир растений и животных)ОбъектРастенияПроблемная ситуацияПедагог приглашает «сыщиков» в мир растений для расследования очередного дела; дети должны определить, при каких условиях рас-тения будут лучше расти и развиваться.РезультатДети включены в игровую и познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Опытным путём выявлено, что при отсу-тствии воды (полива) семена растения не смогут прорасти, засохнут.Название опытаРасти, вырастай!Цель опытаФормировать у детей понятие о факторах внешней среды, необхо-димых для роста и развития растений: включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия эксперимен-тального характера.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; две прозрачные ёмкости с почвой, 6 семян гороха, лейка с водой; картинки-схемы с изображением роста и развития растений.Место проведения/ Форма организацииПомещение Труд в уголке природы Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияФевраль Месяц № п/пНаименованиеОписаниеФевраль1РазделИстория воды и воздуха.ОбъектЛедПроблемная ситуацияК «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит фор-му для льда (с замороженными кубиками льда), просит детей разре-шить ему поучаствовать в «расследовании» интересных дел «сыщи-ков», предлагает провести какой-нибудь опыт со льдом и рассказать ему о его свойствах.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-иследовательскую деятель-ность; закреплены знания детей о свойствах льда. Опытным путём выявлено, что лёд при замерзании расширяется, увеличивается в размере относительно того же объёма воды.Название опытаТает, тает лёд.Цель опытаПродолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состо-яний воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера..Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; формочка для льда (со льдом), несколько прозрач-ных стаканов, тёплая и холодная вода.Место проведения/ Форма организацииОпыт Наблюдение Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияФевраль2РазделЧто на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)ОбъектПочваПроблемная ситуацияПедагог вносит в группу коробку, сообщает, что «сыщикам» передали для исследования образцы с запиской: «Определить, что находится в этом веществе». Педагог предлагает детям заняться исследованием почвы.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей о свойствах почвы. Проведены опыты, в ходе которых было выявлено, что почва состоит из пес-ка, глины, мельчайших частиц-остатковков (растений) перегноя, воздуха.Название опытаИз чего состоит почва?Цель опытаПродолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (почвы); учить обобщать полученные знания, самостоятельно форму-лировать выводы; развивать интерес к объектам исследования.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; коробка, образцы почвы (из разных мест нахожде-ния), стаканчики, вода, фильтр (любой).Место проведения/ Форма организацииПомещение Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияФевраль3РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов)ОбъектМагнитПроблемная ситуацияПедагог вносит «волшебный» предмет (магнит), спрятанный в непроз-рачном мешочке. Прикладывает мешочек к чему-либо металлическо-му, отпускает руку - и чудо! - мешочек не падает. Что же в мешочке?РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей о свойстве магнита притягивать к себе металлические предметы. Опытным путём выявлено, что магнитможет намагничивать другие металлические детали.Название опытаНамагничивание.Цель опытаПродолжать знакомить дегей с явлением магнетизма; закреплять уме-ние самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеМагниты (по количеству детей), маленькие металлические шайбы, пластиковые тарелочки, мелкие металлические детали.Место проведения/ Форма организацииПомещение Часть НОД Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияФевраль4РазделИстория воды и воздухаОбъектСнежинки (вода)Проблемная ситуацияПеред прогулкой педагог рассказывает детям про письмо одной сне-жинки, она просит «сыщиков» попытаться раскрыть её секрет. Педагог предлагает «сыщикам» на прогулке узнать, какой секрет скрывает снежинка.РезультатДети включены в игровую и познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Опытным путём выявлено, что при отсу-тствии воды (полива) семена растения не смогут прорасти, засохнут.Название опытаСоздаём... снежинки!Цель опытаПродолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавате-льные действия экспериментального характера.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; мыльные пузыри, чашка с кипятком, металлическая крышка.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМарт Месяц № п/пНаименованиеОписаниеМарт1РазделТайны живой природы (мир растений и животных).ОбъектЛимонПроблемная ситуацияПедагог вносит в группу ёмкость с водой, лимоны, напоминает детям о том, что весной витаминов в организме не хватает, их запасы надо пополнять; демонстрирует лимоны, интересуется у детей: «Как лимон может помочь восполнить организм витаминами?» Дети поясняют, что в лимонах очень много витаминов. Педагог предлагает детям помыть лимоны в ёмкости с водой, спрашивает: «Почему грязные лимоны нельзя кушать?»; кладёт лимон в ёмкость, замечает, что лимон плавает на поверхности. Разыгрывает удивление и предлагает «сыщикам» расследовать «дело» о плавающем лимоне.РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Опытным путём установлено, что целый лимон не тонет в воде, а лимонные дольки опускаются на дно. Это происходит потому, что мя-коть лимона наполняется водой, становится тяжелее, поэтому тонет. А целый, неразрезанный, лимон держится на поверхности, потому что его кожура (цедра) препятствует проникновению воды.Название опытаЛимонный пловец.Цель опытаСформировать у детей представление о составе фруктов, их способ-ности тонутъ/не тонуть в воде; продолжать учить детей выявлять свойс-тва исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действи-ям.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; свежие лимоны (нарезанные на дольки и целые); глубокая ёмкость с водой; фрукты для сравнения - яблоко, груша, апельсин; пластиковые стаканчики.Место проведения/ Форма организ-ии Помещение Режимный момент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Март2РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов)ОбъектПапье-машеПроблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит поделки, выполненные из тары для упаковки яиц, рассказывает: «Ребята из дру-гой группы сделали эти красивые фигурки из... тары для упаковки яиц, которую все всегда выбрасывают». Педагог просит Персонаж погостить у них в группе, и тогда дети смогут показать ему, для чего ещё может пригодиться тара для упаковки яиц.РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Опытным путём выявлено, что тара для упаковки яиц, особым образом переработанная в обычных, не промышленных условиях, ста-новится специальной массой папье-маше, которая пригодна для изго-товления различных поделок.Название опытаПапье-маше.Цель опытаПознакомить детей со способом производства особой бумаги - папье-маше; учить обобщать полученные знания в ходе исследовательской деятельности; самостоятельно формулировать выводы; развивать по-знавательный интерес.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; поделки, выполненные из тары для упаковки яиц; клей ПВА, ёмкость для смешивания состава, вода; заранее изготов-ленная масса для папье-маше; неиспользуемые тарелки, полиэтиленовые перчаткиМесто проведения/ Форма организац-и Помещение Часть НОД Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМарт3РазделЧто мы знаем о себе? (Организм человека.)ОбъектЧасти телаПроблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (желательно, чтобы дети в этот момент рисовали или раскрашивали), какое-то время наблюдает за процессом, обращает внимание на то, что ребята рисуют правой рукой (если есть дети - левши, то и левой), рассказывает, что ему удобно всё делать правой рукой (рисовать, писать, кушать, бросать мяч и пр.), Просит «сыщиков» исследовать это явление и рассказать, почему некоторыелюди пользуются только правой рукой, а другие левой.РезультатДети включены в игровую и познавательно-исследовательскую дея-тельность. Проведены опыты, в ходе которых дети определили, какой глаз, какая рука и нога у них являются ведущими, доминирующими.Название опытаДоминанты.Цель опытаПродолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, самостоя-тельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспери-ментальной деятельности.Материалы и оборудованиеАльбомные листы или раскраски; маленькие мячи: полые трубки, стаканчики (для каждого ребёнка).Место проведения/ Форма организацииПрогулка (Помещение ) Режимный момент (Часть НОД) Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМарт4РазделИстория воды и воздухаОбъектВода (пресная, соленая)Проблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает, что летом он отдыхал на море и научился плавать, а когда приехал домой, то решил похвастаться перед друзьями своим новым умением и от правился купаться на речку/озеро. Но у него почему-то не получилось так же хорошо плавать, как в море. Персонаж интересуется у детей: «Почему так произошло?»РезультатДети включены в игровую, познавательно- исследовательскую деятель-ность; уточнены знания об особенностях морской и речной воды.Проведён эксперимент, в ходе которого дети выявили, что в солёной воде плавать гораздо легче, чем в пресной, поскольку солёная вода более плотная.Название опытаСоль - вода, соль - вода...Цель опытаЗакреплять знания детей о свойствах воды (солёная пресная); продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования;учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; две пластиковые ёмкости с водой, соль, ложки; иг-рушки из различных материалов, детали металлического конструктора.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАпрель Месяц № п/пНаименованиеОписаниеАпрель1РазделИстория воды и воздуха.ОбъектВоздух и яичная скорлупаПроблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит куриное яйцо, спрашивает у детей, кто находится внутри яйца. Педагог совмес-тно с детьми уточняет, что внутри яйца растёт и развивается малыш ку-рочки - цыплёнок. Персонаж интересуется у детей: «Как он там дышит, внутри плотной скорлупы?»РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность. Проведён опыт, в ходе которого дети закрепили знания о том, что воздух при нагревании расширяется в объёме, выяснили, что внутри яичной скорлупы содержится воздух, который проходит наружу через множество маленьких отверстий.Название опытаКак «дышит» яйцо?Цель опытаЗакрепить знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познава-тельный интерес.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; пластиковая ёмкость (одна на 4-5 детей), ёмкость с горячей водой; несколько сырых куриных яиц, ложкас длинной ручкой.Место проведения/ Форма организ-ии Помещение Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАпрель2РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов)ОбъектКрахмалПроблемная ситуацияПедагог зачитывает «сыщикам» письмо с просьбой о расследовании от какого-либо Персонажа, в письме тот рассказывает, что ему очень нра-вится играть в песочнице, по на улице ещё прохладно, и спрашивает детей: «Можно ли играть с песком в помещении?»РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую дея-тельность; закреплены знания о свойствах песка. Дети ознакомлены с некоторыми свойствами крахмала; проведена опытная деятельность по изготовлению «волшебного» песка из смеси крахмала, воды и песка, выявлены его новые свойства.Название опыта«Волшебный» песок.Цель опытаПродолжать знакомить детей со свойствами песка и его «превращени-ями»; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать лю-бознательность.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; ёмкость с чистым песком, сито; картофельный или кукурузный крахмал; вода, мерные стаканы, формочки.Место проведения/ Форма организац-и Прогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАпрель3РазделЧто на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины).ОбъектПочваПроблемная ситуация«Сыщики» получают посылку - материал для исследования - с коммен-тарием: «Необходимо выяснить, каким образом и в каком количестве почва может “выпить” воду».РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Уточнены знания детей о составе и свойствах почвы; в ходе опытной деятельности выявлено, что определённое количество сухой почвы может впитать некоторое количество воды, большее количество воды не впитывается в почву, остаётся на поверхности. Густая жидкость впитывается медленнее, покрывает почву тонким слоем.Название опытаНапоим... почву.Цель опытаПродолжать знакомить детей с поглотительным свойством почвы: учить обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; пробы почвы (сухой) в пластиковых ёмкостях (по две ёмкости на 4 -5 детей): лейка с водой, клейстер, лопатки, линейки.Место проведения/ Форма организацииПрогулка (Помещение ) Режимный момент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАпрель4РазделТайны живой природы (мир растений и животных)ОбъектСеменаПроблемная ситуацияПедагог напоминает детям о том, что с наступлением весны начинается сезон посадки растений. Предлагает детям посадить семена, чтобы позже высадить проросшие растения па клумбу/в огород, и выявить, что же необходимо делать для того, чтобы семена проросли быстрее.РезультатДети включены в игровую и познавательно-исследовательскую деяте-льность. Закреплены знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений; опытным путём выявлена зависимость окружающей температуры на рост и развитие растений.Название опытаМы посеем и посадим!Цель опытаФормировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходи-мых для роста и развития растений: включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия эксперименталь-ного характера.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков»; две прозрачные ёмкости, мешок с почвой, совочки, два вида семян цветов или быстро всхожих растений, лейка с водой; карточки-схемы с изображением условий, необходимых для роста и развития растений (и несколько других, не относящихся к растениям).Место проведения/ Форма организацииПрогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМай Месяц № п/пНаименованиеОписаниеМай1РазделИстория воды и воздуха.ОбъектДождь (уровень осадков)Проблемная ситуацияПедагог читает детям объявление в газете: «Метеорологической стан-ции требуются активные и любознательные помощники для проведения исследования определения уровня осадков в виде дождя». Педагог предлагает «сыщикам» откликнуться на объявление - оказать помощь метеорологам и вычислить уровень осадков.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно- исследовательскую дея-тельность. Уточнены знания детей о метеорологической службе и её значении; дети изготовили прибор, измеряющий уровень дождя; опыт-ным путём определён уровень осадков (дождя).Название опытаУровень дождя.Цель опытаПродолжать включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера: развивать любознательность.Материалы и оборудованиеНесколько пластиковых бутылок, скотч, самоклеящаяся бумага, фломастер (маркер), линейка.Место проведения/ Форма организ-ии Прогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМай2РазделКосмические путешествия.ОбъектСолнце.Проблемная ситуацияПедагог устанавливает экран, включает проектор, предлагает детям от-правиться в космическое путешествие, демонстрирует детям видеосю-жет о затмении Солнца, останавливает кадр на изображении неполного затмения, интересуется у детей: «Какое явление показано и как оно происходит?»РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Рассмотрено понятие «затмение Солнца», проведён опыт, на-глядно демонстрирующий данное явление.Название опытаЗатмение Солнца.Цель опытаПродолжать знакомить детей с небесными явлениями; закреплять уме-ния обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать вы-воды; развивать интерес к объектам исследования.Материалы и оборудованиеНастольная лампа, картонные круги жёлтого цвета (для каждого ребёнка); проектор, экран, видеосюжет о затмении Солнца.Место проведения/ Форма организац Помещение Часть НОД Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМай3РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов)ОбъектВодаПроблемная ситуацияК «сыщикам» приходит Персонаж, приносит две ёмкости с водой, пред-лагает задачку: «Если эти ёмкости поставить на солнце (на улице в солнечное место, на подоконнике в группе), в каком стаканчике вода нагреется быстрее?».РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Опытным путём выявлено, что тёмные, чёрные поверхности по-глощают больше света и тепла и при воздействии солнечного света на-греваются сильнее; а светлые, белые поверхности отражают свет и на- греваются меньше, чем тёмные.Название опытаСвет, цвет и тепло.Цель опытаДать представление детям о взаимосвязи света, цвета и тепла; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный инте-рес.Материалы и оборудованиеДве разные по объёму ёмкости (стеклянные) с одинаковым количест-вом воды, мерный стакан; листы белой и чёрной бумаги; термометр.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияМай4РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов).ОбъектСолнце.Проблемная ситуацияК «сыщикам» приходит Персонаж (по выбору педагога), приносит карт-очку с изображением Солнца, просит детей рассказать, что означает эта карточка. Дети перечисляют (свет, тепло), Персонаж интересуется: «А если Солнце спряталось за тучку или наступили холода - откуда может появиться тепло и как тогда можно согреться?»РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Проведён опыт по превращению энергии движения в тепло, рас-смотрен механизм данного явления.Название опытаОткуда появляется тепло?Цель опытаПродолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для превращения энергии движения в тепло; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеЛисты картона или картонные трубочки; карточка с изображением Солнца.Место проведения/ Форма организацииПомещение Режимный момент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюнь Месяц № п/пНаименованиеОписаниеИюнь1РазделТайны живой природы (мир растений и животных).ОбъектПонятия «живая» и «неживая» природа.Проблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), просит «сыщиков» рассказать, почему природа называется «живая» и «неживая» и что оз-начают эти понятия.РезультатДети включены в игровую, познавательную деятельность. Уточнены зна-ния детей об объектах живой и неживой природы, их отличиях и взаимо-связи.Название опытаОсновные признаки.Цель опытаСформировать у детей понятие об отличиях живых и неживых объектов природы; продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий.Материалы и оборудованиеКарточки с изображением объектов живой и неживой природы, две коробки зелёного и синего цветов.Место проведения/ Форма организ-ии Помещение Игра Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюнь2РазделТайны живой природы (мир растений). ОбъектСемена и выросшие из них растения.Проблемная ситуацияПедагог выносит на участок материал для посадки, демонстрирует де-тям семена (подсолнуха, гороха, фасоли), просит рассмотреть их, назвать, интересуется у детей: Для чего нужны семена?» Предлагает посадить семена и вырастить растения.РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Опытным путём выявлено, что для роста и развития растений необходима плодородная почва; в песке растут только некоторые растения с особым строением: глина не даёт растениям возможности полноценно расти и развиваться из-за своих свойств.Название опытаВырастет - не вырастет... (долговременный).Цель опытаУстановить влияние качества почвы на рост растения; продолжать учить детей выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков», ёмкости для посадки растений, семена быстро всхо-жих растений, почва, глина, песок, лейки с водой.Место проведения/ Форма организац Прогулка Трудовая деятельность Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюнь3РазделТайны живой природы (мир растений).ОбъектЦветыПроблемная ситуацияПедагог подводит детей к клумбе, обращает внимание детей на краси-вые цветы, интересуется: «Знаете ли вы, как вырастают цветы? Откуда они появляются па клумбе, в саду, в поле?» Предлагает «сыщикам» расследовать «дело» о появлении цветов.РезультатДети включены в игровую, познавательно-исследовательскую деятель-ность. Выяснены способы размножения цветов, осуществлена посадка семян и луковиц цветочных растений.Название опытаЦветочные секреты.Цель опытаФормировать у детей первоначальное понятие о размножении и росте цветов; закреплять умение самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков», прозрачные пластиковые стаканчики, семена различ-ных цветов (в том числе луковицы), лейки с водой, инструменты для са-довых работ.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Трудовая Деятельность Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюнь4РазделТайны живой природы.ОбъектВоздух, вода, Солнце.Проблемная ситуацияПедагог рассказывает детям, что по пути в детский сад заметила маши-ну, которая стояла с заведённым мотором. Из выхлопной трубы авто-мобиля вырывался густой, сизый дым, дурно пахнуло, педагогу стало нечем дышать. Интересуется у ребят; «Чем вредил автомобиль? Поче-му стало трудно дышать?»РезультатДети включены в игровую, познавательную деятельность. Закреплены знания о значении воздуха, воды и солнца для жизнедеятельности че-ловека, выявлены как полезные, так и вредные воздействия воздуха, воды и солнца на человека.Название опытаЭто - хорошо, а это - плохо!Цель опытаПродолжать знакомить детей с полезным и вредным влиянием объек-тов неживой природы на жизнедеятельность человека; закреплять уме-ние самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеКарточки с изображением символов воды, воздуха, солнца.Место проведения/ Форма организацииПомещение Режимный момент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюль Месяц № п/пНаименованиеОписаниеИюль1РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов).ОбъектМагнитПроблемная ситуацияПедагог демонстрирует детям коробку с магнитами в форме шара, предлагает «сыщикам» заняться «магнетизмом» на прогулке - провести новые опыты с магнитами на улице.РезультатДети включены в игровую и познавательно-исследовательскую деяте-льность. Опытным путём выяснено, что у каждого магнита есть север-ный и южный полюса. Магниты притягиваются разными полюсами (се-верный к южному), а отталкиваются одинаковыми (северный от север-ного, южный от южного).Название опытаЛетающие магниты.Цель опытаЗакреплять знания детей о свойствах магнита; продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.Материалы и оборудованиеНебольшие круглые магниты (в форме шара), прочная узкая трубка (из плотного картона), маркер для нанесения метки.Место проведения/ Форма организ-ии Помещение Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюль2РазделПредметы с секретом (свойства веществ и материалов).ОбъектЭлектричество (статическое)Проблемная ситуацияК детям приходит Персонаж (по выбору педагога), рассказывает: «Уз-нал, что существует особое электричество, которое не “живет” в розет-ке, а возникает, когда, например, надеваешь свитер - при этом раздаёт-ся треск, появляется забавная причёска». Просит «сыщиков» отыскать такое электричество.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Проведён опыт, в ходе которого дети закрепили знания о по-явлении и воздействии статического электричества на различные вещества - соль и перец.Название опыта«Особое» э-лек-три-чест-во.Цель опытаПродолжать знакомить детей со статическим электричеством; закреп-лять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формули-ровать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной дея-тельности.Материалы и оборудованиеЛупы «сыщиков», разделочная доска, по I чайной ложке соли, моло-того перца (душистый, паприка), воздушные шарики, шерстяная ткань.Место проведения/ Форма организац Помещение Эксперимент Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюль3РазделИстория воды и воздуха.ОбъектВоздух.Проблемная ситуацияПедагог вносит на участок ветряные игрушки (вертушки, ленты и пр.), замечает, что они обрадовались ветру, завертелись, заколыхались. Ин-тересуется у детей: «Что такое ветер и как он “работает”?»РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Выявлен механизм появления ветра, его распространение, особенности.Название опытаВетер, ветер, ты могуч!Цель опытаПродолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер; учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать любознательность.Материалы и оборудованиеКарточка-схема с изображением ветра, ветряные игрушки.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Наблюдение Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияИюль4РазделИстория воды и воздуха.ОбъектМеталлический корабль и водаПроблемная ситуация«Сыщики» получают посылку: игрушку - кораблик (металлический) и за-писку с просьбой ответить на вопрос: «Почему в воде не тонет боль-шой железный корабль?» Педагог предлагает «сыщикам» провести ис-следование.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льноегь. Выяснено, какие силы влияют на корабль во время погруже-ния и на его способность удерживаться на поверхности воды.Название опытаБольшой, а не тонет?!Цель опытаПродолжать знакомить детей с зависимостью параметров объекта и его свойств; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес.Материалы и оборудованиеПрозрачная ёмкость с водой, игрушки — кораблики (желательно метал-лические), различные металлические предметы, маркер для нанесения отметки.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Игры с водой Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАвгуст Месяц № п/пНаименованиеОписаниеАвгуст1РазделИстория воды и воздуха.ОбъектВода.Проблемная ситуацияПедагог рассказывает, что рано утром, когда она шла в детский сад. трава почему-то была мокрая, хотя дождика не было, ярко светило солнце. Педагог заметила, что на травинках блестят капельки воды. Откуда они появились?РезультатСформулирован вывод о причинах образовании росы; обобщён изу-ченный материал, подведены итоги познавательной деятельности.Название опытаРоса-росинка.Цель опытаПродолжать знакомить детей с разнообразием природных явлений; дать представление о процессе образования росы; развивать мысли-тельные процессы.Материалы и оборудованиеИллюстрации с изображением росы.Место проведения/ Форма организ-ии Прогулка Беседа Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАвгуст2РазделИстория воды и воздуха.ОбъектРадуга (Капли дождя и солнечный свет)Проблемная ситуацияПедагогу «звонит» по телефону Персонаж, рассказывает, что видел вчера после дождя на небе красивую разноцветную радугу. Педагог передаёт «сыщикам» просьбу Персонажа - рассказать, как появляется радуга.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательно-исследовательскую деяте-льность. Дети ознакомлены с механизмом появления радуги, проведён опыт, демонстрирующий образование радуги.Название опытаРадуга-дуга.Цель опытаФормировать у детей понятие о причинах появления радуги; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные дейс-твия экспериментального характера; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать по-знавательный интерес.Материалы и оборудованиеЛейки с водой.Место проведения/ Форма организац Прогулка Опыт Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАвгуст3РазделЧто мы знаем о себе? (Организм человека.)ОбъектЧеловекПроблемная ситуацияПедагог рассказывает детям: «Читала одну книгу, в которой автор рас-сказывал о том, что человек - это тоже животное, населяющее нашу Землю». Интересуется у детей: «Можно ли человека назвать живот- ным?» Предлагает «сыщикам» заняться исследованием этого вопроса.РезультатДети вовлечены в игровую, познавательную деятельность.Выявлены основные отличия человека от животного.Название опытаЧеловек - часть живой природы.Цель опытаСформировать у детей понятие об особенностях человека как объекта живой природы; закреплять умение обобщать полученные знания, са-мостоятельно формулировать выводы.Материалы и оборудованиеИзображения человека и животных.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Беседа Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информацияАвгуст4РазделКосмические путешествия.ОбъектЗвезды.Проблемная ситуацияК «сыщикам» приходит Персонаж, рассказывает, что вчера вечером, когда стемнело, он увидел падающую звезду и даже заметил, куда она упала. Приглашает ребят вместе с ним на поиски. Педагог интересуется у детей: «Можно ли найти упавшую звезду?»РезультатДети включены в игровую, познавательную деятельность.Сформированы знания об одном из космических явлений - звездопадеНазвание опытаЗвездопад.Цель опытаПродолжать знакомить детей с космическими объектами и явлениями; закреплять умение самостоятельно формулировать выводы; активизи-ровать мыслительную деятельность.Материалы и оборудованиеФотографии изображения звездопада.Место проведения/ Форма организацииПрогулка Беседа Примечание (источники)Костюченко М.П., Серия: «Карточное планирование в ДОО. Подготовительная группа» по программе «От рождения до школы», Издательство «Учитель», 2018Дополнительная информация

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X