Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Гордеева Мария Александровна

«Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению.»

скачать документ

Вернуться назад

Управление культуры и искусства Администрации г. Новочеркасска Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. С.В.РАХМАНИНОВА»г. НовочеркасскаДОКЛАД«Психологическая подготовка учащихся кконцертному выступлению.» Преподавателя Гордеевой М.А. 2020-2021 уч. годЭта работа предназначена в первую очередь для преподавателей ДМШ, ноинтересна эта тема может быть каждому, кому приходилось выходить на сцену.У любого исполнителя, ученика ДМШ или маститого артиста с огромнымконцертным опытом, встреча с публикой вызывает особое, очень сложное,восторженно - воодушевляющее или подавленное состояние, так называемое«эстрадное волнение». Каждому учителю хочется, чтобы волнение не помешало успешному выступлению его воспитанника. Поэтому преподаватель - музыкант в процессе обучения должен предусмотреть и воспитание у своих учеников профессиональных артистических навыков общения с публикой.Эстрадное волнение разнообразно в своих проявлениях: оно можетвоодушевлять и в этом случае позволяет раскрыть лучшие качества,потенциальные возможности исполнителя. Но очень часто у учеников передвыступлением возникает подавленное, плохо управляемое состояние,отрицательно сказывающееся на качестве игры. Нередко одна мысль опредстоящем выступлении вызывает состояние тревоги и угнетённости.Волнуются перед выступлением все, но проявляется это волнение у каждогопо-своему. Это, конечно же, зависит от индивидуальных особенностей человека.Значит, вдумчивому педагогу в предконцертной и концертной обстановкепредставляется благоприятная возможность лучше изучить психологическиеособенности своих учащихся.Практика показывает, что учащиеся младшего возраста ничего не знают обэстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где эти переживания обсуждаются. Почему большинство младших школьников не волнуются? Во-первых, ребёнок не может ещё в этом возрасте объективно оценить - удачное или не удачное выступление. Во-вторых, для детей 6-9 лет выступление в концерте привлекает праздничностью атмосферы (как утренники в детском саду), они ощущают себя артистами, выходящими на сцену, которым аплодируют, поздравляют и т. д. Но мне не раз приходилось наблюдать, как эстрадное волнение может быть спровоцировано и в младшем возрасте.Например, если амбициозный родитель провожает ребёнка словами: «Еслиполучишь четвёрку (тройку), то ...» Или ученик может быть вовлечённезадачливым преподавателем в негласную конкуренцию с одноклассником.Интересно, что исполнителю не безразлично в какой аудитории он выступает- «своей» или «чужой». Работая с учениками разных возрастов, я заметила, что по мере взросления это отношение существенно меняется. Если младшие школьники меньше волнуются в «своей» среде, играя для педагогов, родителей, друзей, то старшие дети спокойнее чувствуют себя в чужой обстановке и более чувствительны к мнению сверстников, педагогов и знакомых.Предконцертное и концертное состояние имеет довольно чёткуюпериодичность, состоящую из 5 фаз:Первая фаза: Длительное предконцертное состояние, которое наступает стого самого момента, когда становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему волнение периодически то возникает, тоуспокаивается. Чем ближе выступление, тем больше становится волнение.Вторая фаза: Непосредственное предконцертное состояние. Эта фазаможет нести с собой 3 различных типа волнения:Волнение-подъём : сопровождается нетерпеливым желанием скорее выйти насцену, мысленным планированием своего исполнения. Это наиболее желательное предконцертное состояние. Волнение-паника : связанно с сильным перевозбуждением, проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют, тревожность вырастает до страха. Такое волнение приводит к случайностям, справиться с ним трудно, но можно. В таких случаях я стараюсь переключить внимание ученика с его самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана, темпа, динамики. Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения - апатии – угнетённого и подавленного состояния, когда в сознании доминирует одна лишь мысль - скорее бы всё это кончилось.Третья фаза: Самая короткая и острая. Это выход на сцену. Ученик остаётсяодин и педагог уже ничем не может помочь. Эта фаза чаще всего проходит как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Для того чтобы ученик осознанно выполнял все предконцертные действия, выход к инструменту я всегда тщательно отрабатываю: как он выйдет на сцену, будет регулировать положениестула, проверит чистоту клавиатуры и т. д. Все эти действия помогают успокоиться, сосредоточиться и создать спокойное и деловое настроение у выступающего.Четвёртая фаза: Начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться,представить себе темп, динамику, можно пропеть про себя начало пьесы. Все эти действия мы с учениками отрабатываем в классе на уроках, предшествующих выступлению. Если программа хорошо проработана и отрепетировано предконцертное поведение, исполнение будет успешным.Тоже имеет большое значение. Это послеконцертное состояние.К сожалению, оно часто недооценивается многими педагогами. Между темпереживание, насыщенное эмоциональными перегрузками, не может пройтимгновенно после ухода со сцены. Это или радостный подъем после удачноговыступления, или недовольство собой, или запоздалое желание « вот теперь бы я сыграл по-другому». В этот момент важна спокойная уверенность педагога, его поддержка. Большая ранимость детской психики требует бережного отношения к послеконцертным состояниям. Очень важно, чтобы разочарование после неудачного выступления не превратилось в комплекс, мешающий последующим выступлениям.В чём же причина эстрадного волнения? В разное время разные музыкантыотвечали на него по-разному. Например, известный педагог и композиторС.М.Майкопар считал причиной волнения неправильную работу инепродуктивные домашние занятия учащегося. По его мнению, это приводит к недостаточной проработке музыкального произведения, вызывающей ощущение неуверенности и тревоги. Может быть... Но как часто бывает, что и ученик прилежный, и отработано всё тщательно, а выступление неудачное. К тому же недостаточная подготовка несвойственна большим музыкантам, а эстрадное волнение овладевает и ими. О нём с горечью писал Антон Рубинштейн: «Вещь, которую я должен исполнить, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервозное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь. Это пытка, страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать».К.С.Станиславский признавал причиной волнения повышенное самолюбие,тщеславие и гордость артиста, которые, не получив подтверждения, приводят к страху. Не в скромности, а в нескромности, не в недооценке, а в переоценке своих способностей видел причину волнения Г.М.Коган. Я хочу присоединиться к этому мнению, так как считаю, что именно нежелание выглядеть плохо в глазах окружающих становиться основной причиной волнения на выступлении. Но волнение не всегда угнетает. Оно имеет несомненную положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно учащемуся, так как позволяет ему раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться. Концертные выступления являются своеобразными ступенями в развитии учащихся. Они являются необходимой профессиональной проверкой возможностей ученика. Это – положительные стороны эстрадного волнения. Только в случаях волнения-паники и волнения- апатии возникают отрицательные стороны этого явления - тревожность, напряжённость, неуверенность памяти, подавленность.Но в чём же всё-таки причина страха и тревоги? Ведь концертное исполнениене угрожает жизни или здоровью выступающего. И тем не менее, выступление перед публикой - действительно тяжёлое испытание для ученика, да и для любого артиста. Но испытание в сфере социальных отношений. Репетиция в том же зале, на том же инструменте, что и на концерте, но без публики не вызовет такого волнения, как на самом концерте. Даже у начинающих учеников оно будет проходить гораздо слабее. В чём же дело? А в том, что в концерте, на экзамене значительно повышается ответственность за свои знания, умения, действия. У учащихся волнение трансформируется в боязнь забыть, напутать. И их необходимо убедить, что не это главное, что гораздо важнее художественно- выразительная сторона исполнения. У опытных артистов каждое выступление - это борьба за завоевание престижа, его сохранение. «Прошлое давит. Сейчас я должен оправдать себя, я не могу сыграть как-нибудь», - объяснял свое волнениеА.Н.Скрябин. Сыграть «как-нибудь» не может и старший школьник - ему нужна «пятёрка» для отбора на конкурс, для поступления в училище, длясамоутверждения, всем нужен только успех. А уверенности нет, потому, что в предконцертной обстановке больше всего царят неопределённость инепредсказуемость оценки слушателей и комиссии. Следовательно, эстрадное волнение проявляется только в особых условиях социальных взаимоотношений - на экзамене, концерте, в соревновании, конкурсе, где мнение о себе и социальный статус выступающего подвергаются испытанию. Устранить волнение чрезвычайно сложно. И как мы видели не нужно. Нужно научиться приспосабливаться к исполнению в экстремальных условиях. Нужно научиться «спокойно волноваться».Концертное выступление - это итог совместной работы ученика и педагога. Ия рассматриваю психологическую подготовку к исполнению на эстраде какнеотъемлемую составную часть профессионального обучения в классе поспециальности. Здесь важны самые различные факторы: выбор репертуара,соответствующего художественным и техническим возможностям ученика,состояние игрового аппарата, грамотная работа над материалом в классе и вдомашних занятиях и многое другое.Более того, даже чисто техническую работу над гаммами и упражнениямиможно рассматривать с точки зрения её пользы для обеспечения успешностиконцертных выступлений, так как они создают своеобразный резерв технической прочности, гибкости владения игровыми навыками.Тщательная ежедневная работа - ознакомление с сочинением иформирование исполнительского навыка, работа над его воплощением,понимание логики музыкального развития, освоение технических трудностей ,внимательное отношение к аппликатуре и штрихам, доведение всех движений до автоматизма - вот та база, которая поможет ученику вынести на эстраду произведение без технических «помех».Не последнюю роль, конечно, играет и адекватность оценки ученика.Правильному развитию этого качества у молодого музыканта могут помешать педагогические просчёты, такие, как завышение трудности программы.Поэтому к выбору исполняемых произведений я отношусь особенновнимательно, учитывая личностные качества ученика. Нередко для леченияпроявлений «эстрадобоязни» приходится применять напротив снижениетрудности программы.Для учеников, страдающим повышенной нервозностью, я стараюсьорганизовывать частые выступления, усиленные тренировки на уроках(проигрывание программы, имитирующее концертное выступление).Важным моментом подготовки к публичному выступлению может быть иметодика саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. аутогенная тренировка.Для этого я использую упражнения для мышечной релаксации. Основной ихпринцип - расслабление после напряжения. На вдохе мышцы напрягаются,мысленно констатируем — «мышцы напряжены», при выдохе мышцырасслабляются, также мысленно констатируя расслабление. Таким образомтренируют все группы мышц: рук, шеи, груди и т. д.Преодоление мышечных напряжений уже само по себе до известной степениустраняет чувство страха, волнения. Для более полного эффекта в регуляцииэмоционально-психических состояний эту работу полезно сочетать сдыхательными упражнениями. Главный принцип этих упражнений: вдохактивизирует, выдох расслабляет. Вот некоторые из тех, которые я использую в своей работе:1 Глубокий вдох — медленный выдох — пауза ИЛИ глубокий вдох —задержка дыхания - медленный выдох.2 Полное дыхание: вдох - 4 сек., выдох - 4 сек., пауза - 2 сек., вдох - 4 сек,задержка дыхания - 2 сек., выдох - 4 сек.3 Порционное дыхание: 4 коротких вдоха через нос, 4 коротких выдохачерез рот, пауза.С целью регуляции эмоционально-психического состояния можно применятьразличные формулы самовнушения. Выглядят они так:1 Раскрепощён, собран, хочу играть, всё внимание на музыке. или2 Уверен, решителен, неожиданные помехи мобилизуют, насыщают гневом,всё внимание на музыке.На последнем этапе подготовки к выступлению особое значение приобретаетформула «всё внимание на музыке». При этом в лаконичных выражениях я даю образную характеристику исполняемого сочинения, создающую необходимую эмоциональную настройку. Однако значение данной формулы не ограничивается образно-художественной характеристикой исполняемого, а предполагает сосредоточение внимания на всех компонентах исполнительского процесса.Направленность внимания на один из них ведёт к досадным неожиданностям при исполнении. Так если внимание направлено только на образность, можетпострадать качество исполнения, если только на текст - может произойтизабывание и т. д. В подобных случаях очень важно умение переключать внимание на остальные компоненты исполнительства.В предконцертный период подготовки я использую так называемый«умственный эксперимент», когда ученик представляет себя в условиях эстрады, чувствует предконцертное волнение, принимает меры к устранениюотрицательных эмоций. На фоне появляющегося волнения произносятсязнакомые формулы. В этих условиях ученик начинает играть с максимальнойсосредоточенностью и эмоциональностью. Возникающее при этом позитивное эмоциональное состояние вскоре начинает приобретать стабильный характер.Контроль и регуляция психического состояния затем переносятся в процесссамого исполнения.Поведение ученика перед концертом тщательно продумывается. Педагогуочень важно в самых сложных ситуациях во время концерта сохранятьспокойствие и доброжелательность. Его нервозность может легко передатьсяученику. Младших учащихся на сцену должен выпускать их педагог - спокойно, без подчёркивания ответственности и без подробных наставлений. Сильно волнующихся учеников можно выпускать на выступления в ансамбле, в качестве аккомпаниатора, просить переворачивать страницы, практиковать более частые выступления. После выступления, особенно неудачного, нужно найти положительные моменты (не растерялся, выдержал темп, хорошо прозвучал эпизод). Подробное обсуждение лучше организовать в ближайшее время.Музыкальная педагогика, опыт многих выдающихся педагогов-музыкантови мой личный опыт подтверждает, что можно значительно снизитьотрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить учащихся к концертному исполнению.ЛИТЕРАТУРА1. Музыка : Большой энцикл. слов. / Абаджиев А. и др.; Гл. ред. Г. В. Келдыш / М. : Большая Рос. энцикл., 19982. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. Лицей / М. : Малое изд. предприятие NB Магистр", 1993.3. Додонов Б.И. В мире эмоций / Киев : Политиздат Украины, 1987.4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя / М. : Просвещение, 1983.5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / М. : Классика-XXI, 1999.6. Общая психология : [Учеб. для пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В Брушлинский, В.П.Зинченко и др.] ; Под ред. А.В.Петровского / М.: Просвещение, 1986.7. Теплов Б.М. Психология / М., 1946.8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / М., 1968.9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания сред. и высш. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили / М. : Академия, 1998.10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студентов вузов / А.Н. ЗиминаМ. : Владос, 2000.11. Гребенюк О.С. Общая педагогика : Курс лекций / Калининград : КГУ, 1996.12. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса в педагогике / М.,1971.13. Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики / СПб. и др. : ПИТЕР, 1998.14. Бейдер Т.А Музыка в школе : 1 кл.: Пособие для учителя: С предисл. / Авт-сост. Т. Бейдер, Е. Критская, Л. ЛевандовскаяМ. :Музыка, 1979.15. Школяр И.В. Музыкальное образование детей / М.,2001.16. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2119 "Музыка"] / Составитель О. А. Апраксина / М. : Просвещение, 1987.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X