Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Валиева Севда Закировна

Использование ИКТ при формировании навыков функционального чтения в рамках гражданско-патриотического воспитания

скачать документ

Вернуться назад

Использование ИКТ при формировании навыков функционального чтения в рамках гражданско-патриотического воспитанияВалиева С.З.Воспитатель школы-интерната № 36города СтаврополяРассмотрены ключевые вопросы применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при формировании навыков функционального чтения в рамках гражданско-патриотического воспитания. Дан краткий обзор наиболее актуальных проблем, предложены варианты решений.Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ, функциональное чтение, гражданско-патриотическое воспитание.The key issues of the use of information and communication technologies (ICT) in the formation of functional reading skills within the framework of civil-patriotic education are considered. A brief overview of the most pressing problems is given, options for solutions are proposed.Key words: information and communication technologies, ICT, functional reading, civil and patriotic education.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно применяются для решения различных задач в учебно-воспитательных целях. Среди них — формирование навыков функционального чтения в рамках гражданско-патриотического воспитания. В 2000-х и 2010-х годах уже стал заметен определённый прогресс в решении таких задач, хотя эксперты и отмечают, что активное применение ИКТ всё же наблюдается скорее у преподавателей-инноваторов: массовым явлением этот процесс до сих пор не стал.В рамках гражданского, патриотического воспитания, как и в других сферах, потенциал современных технологий, способных помочь при формировании навыков функционального чтения, реализован ещё явно не целиком. Одной из ключевых задач является разработка теоретической методики гражданско-патриотического воспитания с применением новейших технологических средств. Прежде всего, это глобальная сеть (интернет) и различное оборудование, которые позволяют расширить имеющиеся возможности [2].Активное использование ИКТ — один из инструментов, благодаря которым удаётся сделать гражданско-патриотическое воспитание более эффективным. Фактически для этого уже имеется технологическая основа на рынке, однако требуется адаптировать её под конкретные учебные и воспитательные задачи, а затем начать использовать согласно определённой методике. Имеющаяся база данных, то есть библиотека, существующая в том числе и в электронной форме, призвана сыграть в этом ключевую роль [3].Практика показывает, что эффективность воспитания и обучения зависит не только от того, в каком объёме представлены знания и каким качеством они обладают. Важно, насколько активно эти знания применяют, правильно ли их используют, соответствует ли обращение с ними изначально поставленным задачам. Ведь без систематизации ИКТ способны предоставить набор разрозненных фактов, с которыми будет довольно трудно разобраться. Ключевая задача — развить умение формировать и систематизировать опыт в рамках определённой сферы обучения и воспитания, создавать картину мира [1]. Это и есть один из главных аспектов функционального чтения.В полной мере решение поставленной задачи возможно только при использовании междисциплинарного подхода, что должно отражаться в том числе на подборе ИКТ и методик работы с ними. Это касается программных и методических комплексов, приёмов работы с сетевыми ресурсами: веб-сайтами, пабликами, каналами.Важно, чтобы учащиеся были мотивированы, чтобы гражданско-правовое воспитание представляло для них интерес. Эту задачу, как подтверждается на теоретическом и практическом уровнях, также можно решить с применением ИКТ. Причём как на том уровне, где в работу вовлекаются только сами учащиеся, так и на том уровне, где всё происходит совместно с родителями, педагогами, экспертами из различных областей. ИКТ обладают уникальными дидактическими свойствами, которых нет у других технологий.Различные достижения применяются в педагогической работе с целью развивать мышление учащихся, их коммуникативные способности и прочие навыки; обучать их принятию самостоятельных решений и экспериментировать в различных областях. Применяя всё это к гражданско-патриотическому воспитанию, следует выделить несколько вариантов применения ИКТ [5]:презентация мультимедийных проектов, в том числе подготовленных самими учащимися;деятельность в режиме онлайн в различное время, ведение и администрирование веб-ресурсов;активное освоение материала в соревновательной форме, включая различные викторины;поиск информации с применением общих или специально разработанных приложений;игры, в том числе с применением мобильных устройств и приложений для них.Отсутствие навыков функционального чтения и отсутствие достаточного внимания в отношении гражданско-патриотического воспитания порождает немало проблем. Отмечено, в частности, что потребительское отношение к миру, бескультурный досуг и преобладание финансовых ценностей — прямые последствия того, что у молодёжи в современной России недостаточно сформировано нравственное, гражданское самосознание. Данную проблему важно не просто осмыслять и обсуждать — её необходимо решать на практическом уровне, и ИКТ открывают для этого широкие возможности.Между тем методики применения этих возможностей ещё недостаточно проработаны. Очевидно, что проработка должна вестись на нескольких уровнях, среди которых — теория воспитательного процесса, содержание программы по формированию навыков функционального чтения и непосредственная деятельность, педагогическая работа.Как одно из наиболее эффективных направлений работы себя показало формирование интернет-ресурсов и локальных электронных ресурсов на базе школьных библиотек, а также других оцифрованных хранилищ знаний гражданско-патриотического направления. Ведь если личный визит в библиотеку, даже расположенную в пределах школы, требует сил и времени, то при оцифровке, с возможностью получить доступ дистанционно, усилия сводятся к минимуму. Это создаёт благоприятные условия для познавательной активности, обучения, формирования необходимых навыков, включая навык функционального чтения [4].Что касается методической и организационной форм, то их необходимо прорабатывать в соответствии с тем, о занятиях какой направленности идёт речь. Прежде всего, любая учебно-воспитательная деятельность с применением ИКТ подразумевает ряд методик, которые уже классифицированы и подробно описаны. Среди них — игровые формы деятельности, иллюстрирование и воспроизведение контента, обучение поиску материалов различными способами.Важно уделять внимание также самостоятельной работе учащихся, поскольку без этого функциональное чтение останется исключительно теоретическим навыком, который не будет применяться для решения конкретных задач. Необходимо в соответствии с образовательными программами на государственном, региональном, муниципальном уровнях реализовывать различные проекты. Прежде всего, их задачи должны быть сформулированы таким образом, чтобы заполнять наиболее заметные, актуальные пробелы гражданско-патриотического воспитания в том или ином учебном заведении.Заполнение таких пробелов активно стимулирует развитие навыка функционального чтения среди учащихся, вместе с тем благодаря применению ИКТ создавая подходящие для этого, благоприятные условия. Подготовка эссе, рефератов, презентаций и других мультимедийных проектов может в таком случае проходить в обновлённых условиях, без формального подхода, в котором содержание играет лишь малую роль. Когда наполнение текста выходит на первый план, а процесс поиска информации упрощается и становится более интересным, эффективность применения ИКТ в гражданско-патриотическом воспитании проявляет себя наиболее заметно.Исходя из всего изложенного, совершенствование учебной и воспитательной деятельности в контексте гражданского, патриотического направления может состоять из следующих элементов:модернизация учебно-воспитательной программы согласно актуальным задачам;составление методической программы развития навыков функционального чтения среди учащихся;формирование и реализация плана по использованию конкретных ИКТ для достижения поставленных ранее задач.Последовательность работы позволит достичь желаемых результатов и на практике подтвердит эффективность применения ИКТ в данном направлении работы.Список источников информации:Вахрушева, В. А. Проведение практических работ на уроках окружающего мира / В. А. Вахрушева, А. И. Лячек // Начальная школа плюс До и После. — 2005. — № 4. — С. 42–47.Зуева, Е. М. Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства / Е. М. Зуева // Проблемы современного образования. — 2010. — № 1. — С. 48–51.Крупницкий, Д. В. Модель школьной библиотеки и проблемы чтения старшеклассников на современном этапе развития российского общества / Д. В. Круницкий // Библиосфера. — 2012. — № 2. — С. 86–90.Мусинов, П. А. Нормы права и нравственности как структурные компоненты нравственноправовой культуры / П. А. Мусинов // Право и образование. — 2006. — № 1. – С. 76–88.Элиасберг, Н. И. Нравственно-правовое воспитание личности в условиях «электронного государства» / Н. И. Элиасберг // Народное образование. — 2006. — № 9. — С. 222–225.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X