Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Фадеева Ирина Михайловна

Интерактивные методы обучения как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях информатики

скачать документ

Вернуться назад

Интерактивные методы обучения как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях информатикиФадеева Ирина Михайловнакраевое государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение «Ачинский медицинский техникум»Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемого материала и закрепления его на практике.Сегодняшние требования к качеству образования привели к появлению новых форм обучения, позволяющих учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы и возможности самореализоваться в быстро меняющейся социальной среде, адаптироваться к меняющимся условиям жизни.Современный подход к обучению позволяет максимально раскрыть многогранность индивидуальных особенностей обучающегося, что в дальнейшем поможет ему быстрее ориентироваться в окружающем мире и самореализоваться. Так как личностный подход к обучению предполагает самоутверждение каждой отдельной личности, утверждение гуманистических отношений (когда каждый обучающийся осознает себя личностью и учится видеть личность в окружающих) и обогащает других студентов своей культурой, – формируется интенсивность общения.В практике педагогов-новаторов в центре находится процесс познания, организованный как совместная деятельность всех его субъектов, а не процесс преподнесения готовых знаний, так как такие знания не порождают заинтересованности в их расширении, реализации, что в свою очередь приводит к пассивности обучающихся. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такие методы обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работали самостоятельно, учились планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения на освоение ими знаний, умений и навыков.Существует много методов, различающихся между собой возможностями взаимодействия обучаемых. Эффективным конечно же считается такой метод, который требует наименьшей затраты ресурсов в плане времени, оборудования и т.п. для достижения студентами определённой учебной цели. Из многообразия современных методов обучения, применяю интерактивные методы, считаю, что именно эти методы, как ни какие другие, способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Интерактивные методы - это методы, которые требуют взаимодействия между обучающимися, а также между обучающимся и преподавателем. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «ast» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «преподаватель – студент» или «преподаватель - группа студентов (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также и на линиях «студент – аудитория» или «группа студентов – аудитория» (презентация работы в группах), «студент – компьютер» и т.д. Цель интерактивных методов – создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения продуктивным.Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходить это всё должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищённости, взаимопонимания и собственной успешности.По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студентов: активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы. Интерактивные формы и приёмы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый студент ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:Круглый стол (дискуссия, дебаты);Мозговой штурм (брейнсторминг);Деловые и ролевые игры;Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);Мастер класс.На сегодняшний день в обучении наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, проблемно-модульная технология, проектный метод, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), деловые и ролевые игры.Перейдем к рассмотрению современных, интерактивных методов обучения информатики, направленных на более эффективное развитие личности.К таким методам преподавания информатики можно отнести:Метод анализ ситуаций (метод кейс - технологии);Технологию с применением метода проектов;Рефлексивную технологию.Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности.Метод анализ ситуаций (метод кейс- технологии).Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающемуся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В аудитории в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями. Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией — ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке студентов. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (студенты сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание образовательной дисциплины. В рамках предмета информатики кейс - технологии применяю касательно таких тем как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Текстовый редактор», «Табличный редактор», «Вирусы и антивирусные программы». Например, кейс - технологии при изучении темы «Текстовый редактор MS Word. Вставка символов, которых нет на клавиатуре». Цель: систематизировать и усовершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре. Описание ситуации: Работник типографии должен набрать текст статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определённых временных затрат на поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения? Вопрос кейса: Какая специальная таблица предусмотрена в офисных программах для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре? Можно ли символы в Word вставить, используя кодировку Unicode? В каких текстовых редакторах, возможно, использовать кодировку Unicode?Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Подводя итог использования кейс - технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей студентов на занятиях информатики. Метод проектов.Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления студентов и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит студентов сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих у студентов применить накопленные знания по дисциплине, характеризуется получением обучающимися конкретного результата и его публичного представления. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.Основываясь на собственном опыте ведущую роль в образовательном процессе, отвожу проектной технологии. Метод проектов как педагогическая технология ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, направлен на развитие познавательной активности студентов, умений ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить. При изучении учебной дисциплины информатика предусматриваю задания для самостоятельной работы с современными справочно-информационными системами помощи (Консультант Плюс), мультимедиа и гипермедиа технологиями (электронные энциклопедии, учебники, справочники, электронные архивы, учебные приложения). Темы предлагаемых проектов для студентов:Как устроен Интернет?Интернет-зависимость – проблема современного общества.Влияние СМИ на формирование нравственности.Вербальная и невербальная информационная культура. Я бы в медики пошёл, пусть меня научат.Что в имени тебе моем? Я горжусь своей профессией.Я и моя профессия.Интернет – друг или враг?Я здесь учусь и мне это нравится! и др.Рефлексивная технология.Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия.Процесс рефлексии должен быть многогранным. Так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность студентов и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.Формы образовательной рефлексии на занятиях информатики различны – устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.Одним из методов активизации рефлексии на уроках информатики является проблемное обучение.Средством развития рефлексии, обучающихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного обучающемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности студента и его социальных отношений.Брейнсторминг («мозговой штурм») на уроках информатики применяю, например, при изучении темы «Поисковые службы Интернет», «Работа с поисковыми серверами». Вопросами для «штурма» могут быть: «Какие услуги Сети вы характеризуете как вредные?», «Какие услуги вы бы однозначно запретили, или контролировали?», «Существует ли Интернет-зависимость, в чем ее причины?» и др. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль преподавателя в «мозговом штурме» очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Проблемы для «мозгового штурма», которые я использую при изучении дисциплины информатика:Вреден ли компьютер для здоровья человека?Внешние носители информации – недостатки и достоинства.Интернет в решении твоих профессиональных задач и пр.Активно использую интерактивный метод «дебаты». Цель участников дебатов - убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен. Проведение дебатов является эффективным средством обучения, умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение. Дискуссия в форме дебатов используется при обсуждении сложной или противоречивой проблемы, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга. Участники приводят аргументы за или против обсуждаемой идеи и стараются убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто набрасываются на них с нападками. На дебатах могут рассматриваться вопросы о программном и аппаратном обеспечении, методах решения задач, сравнение программ одного направления.При решении учебных задач по обработке статистических данных, анализу медицинской документации, заполнению учетных форм и пр. активно применяю методику деловой игры. Проведение занятий с использованием деловых игр, проблемных ситуаций способствует формированию осознанного отношения к необходимости овладения информационно-коммуникационными компетенциями, как значимыми в будущей профессиональной деятельности; создает условия для формирования устойчивого интереса к учебным дисциплинам.Рефлексия может также проходить и в форме защиты «Портфолио студента».Использование «Портфолио студента» как накопительной системы оценивания позволяет активизировать познавательную деятельность, обеспечить условия для развития творческого и интеллектуального потенциала студентов, мотивируя их к участию предметных олимпиадах, конкурсах, учебно-практических конференциях. Выполнение конкурсных заданий, разработка учебно-исследовательских тем позволяет студентам осознавать значимость ИКТ для современного человека, специалиста, формировать устойчивую мотивацию к изучению информационных технологий.Специфика электронного портфолио по информатике заключается в том, что студент представляет все свои достижения в области информатики в электронном виде. В электронном портфолио «Мое портфолио - путь к успеху» собраны все практические работы студента: презентации, кроссворды, рефераты, буклеты и т.д. Портфолио становится инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и само презентации студента.Кроме технологии «портфолио», для оценки результатов образовательной деятельности использую технологию тестирования. Применяю компьютерное тестирование для студентов на базе сетевого программного комплекса TestOfficeSunRavSoftware. Мною разработаны тесты по разделам программ и итоговые тесты по дисциплинам. Результаты тестов автоматически сохраняются, подробные отчеты использую как для анализа индивидуальных результатов студентов, так и для мониторинга уровня усвоения материалов группой в целом. В результате использования интерактивных методов обучения, занятие по дисциплине Информатика становится более индивидуализированным, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Преобладание интерактивных методов в обучении не означает полное исключение традиционных, а лишь предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.Выбор методов и подходов преподавания дисциплины информатика зависит от различных факторов. В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Инновационные методы преподавания можно применять для достижения следующих дидактических целей: обобщение ранее изученного материала (метод проектов); повышение учебной мотивации (рефлексия); эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов); развитие навыков работы в группе (метод проектов); формирование у студентов новых качеств и умений.Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого преподавателя и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт), требуется владение основными способами взаимодействия. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий и переход на интерактивное обучение.Список использованных источников:Богданова М. В., Евдакимов М. С., Юрченко А. С. Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 30-32. Горбунова Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения [Текст] / Л. И. Горбунова, Е. А. Субботина // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2015. С. 94/Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2013.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.Чермт К. Д., Птущенко Е.Б., Субботина И.П./ Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно- технологической компетентности специалиста, 2013.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X