Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нихайчик Татьяна Владимировна

Влияние правильного речевого дыхания на развитие речи ребенка дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Влияние правильного речевого дыхания на развитие речи ребенка дошкольного возрастаПодготовил(а):Нихайчик Татьяна Владимировнаучитель-логопед муниципального автономногодошкольного образовательного учрежденияКиселевского городского округацентра развития ребенка-детского сада №1 «Левушка»(детский сад 1)Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Поэтому, дошкольникам, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, что в дальнейшем позволит перейти к развитию речевого дыхания.Именно ему (речевому дыханию) принадлежит решающая роль в развитии речи ребенка.Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным.Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой “проблемой”, а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. А если попробовать повторить это еще раз и проследить за своими действиями. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох – потом направленный выдох.Этот процесс и есть речевое дыхание, которое состоит из вдоха и более продолжительного выдоха: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания выглядит примерно так: вдох – остановка – выдох.Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. Вдыхаемый воздух задерживается в груди, чтобы выйти во время постепенного контролируемого выдоха, который должен быть не только длительным, но и плавным и легким.Несовершенства речевого дыхания отрицательно влияют на развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и не могут произнести длинную фразу. При неумении рационально использовать выдох, ребёнок может недоговаривать слова в предложении или договаривать их шёпотом. Чтобы закончить длинную фразу ребёнок вынужден добирать воздух и говорить на вдохе. В таком случае речь становится нечёткой и не плавной. Укороченный выдох вынуждает ребёнка говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Страдает развитие грамматического строя речи, нечёткое произнесение окончаний, не даёт возможности ребёнку учиться правильно согласовывать слова в предложении.Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, так как некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Дыхательные упражнения уходят своими корнями в древние восточные философские системы, такие как йога (пранаяма), цигун (даосские дыхательные техники), дзен (буддийская випассана).В представлении китайской философии весь мир, в котором мы живем, заполнен энергией Ци. Она присутствует везде: в воздухе, в деревьях, в зданиях и, конечно же, в человеке.Согласно восточной традиции, при дыхании организм человека наполняется жизненной энергией (прана, ци, ки). От правильности дыхания зависит количество и качество жизненной и боевой энергии в человеческом теле.По мнению мастеров цигун, многие из нас дышат неправильно, используя меньше трети объема своих легких.Разобраться с тем, что такое Цигун, с одной стороны, просто, но, с другой — потребует достаточно времени и сосредоточенности. Это древнее китайское искусство довольно многогранно, включает в себя как дыхательную гимнастку, так и целый комплекс упражнений, направленных на оздоровление тела и разума. «Ци» — жизненная энергия во Вселенной, «гун» — развитие умения, навыка. Проще — это уметь создавать энергию.Дыхательная гимнастика цигун расширяет возможности дыхательной системы, обеспечивая постоянный обмен кислорода и углекислого газа, улучшая кровообращение, способствуя поддержанию физической формы, спокойному и ясному мышлению. Гимнастические упражнения цигун предполагают обязательное сочетание физических действий с глубоким дыханием «животом» (дыханием диафрагмой).Привыкать к такому дыханию следует постепенно, со временем это будет получаться само собой. Дыхание будет зависеть и от скорости выполняемых упражнений, необходимо делать их медленно, плавно, чтобы ни в коем случае не было затруднения в дыхании.В рамках проекта «Развитие у дошкольников интереса к двигательной деятельности и потребности к занятиям физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО» перед нами была поставлена задача: определить, как занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию правильного речевого дыхания, развитию речи ребенка в целом.Мы познакомились с огромным количеством материала. Проанализировали его, оценили свои возможности, попрактиковали сначала на себе, затем предложили детям.Представляем вашему вниманию комплекс физических и дыхательных упражнений китайской оздоровительной гимнастики Цигун «У Цинь Си» («Игры пяти животных»).Упражнения этого комплекса отражают особенности каждого животного и имеют своё название (Приложение 1):Игра тигра:тигр поднимает лапутигр хватает добычуИгра оленя:столкновение рогамибегущий оленьИгра птицы:журавль тянется вверхлетящий журавльИгра медведя:медведь вращает туловищемИгра обезьяны:обезьяна собирает фруктыобезьяна поднимает лапки.«Этот комплекс лёгок в освоении, упражнения несложные, их смогут выполнять люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки» - это первое, что мы прочли в аннотации к данному материалу.Комплекс упражнений выполняется в медленном темпе, дыхание согласовано с движениями, и если выполнять его регулярно и правильно, то он обязательно окажет положительное воздействие на физическое и психическое здоровье.При правильном дыхании вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу диафрагмы и развить бесшумный короткий вдох для длительного голосоведения на выдохе.На практике возникли определенные трудности. Но отказаться от этой гимнастики уже не хотелось. Нас привлекла взаимосвязь дыхательных упражнений с физическими, направленными на развитие крупной и мелкой моторики (Приложение 2). Эти компоненты очень важны для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.Играя с детьми, главное учитывать их физиологические возможности. Ребёнок не должен уставать, выполнять упражнения по принуждению. Следить, чтобы у ребёнка не кружилась голова, не напрягались плечи. Результат достигается только в том случае, если эти упражнения ребенку нравится выполнять.Приложение1Комплекс физических и дыхательных упражнений китайской оздоровительной гимнастики Цигун «У Цинь Си»Упражнения делятся на 2 типа: психические – для стимуляции умственной активности, и физические – для поднятия мышечного тонуса.Дыхание произвольное, упражнения выполняются в медленном темпе, количество повторов не превышает 4-6 раз (в зависимости от возраста ребёнка).Игра тиграУпражнения выполняются энергично, но плавно. Выполняйте руками широкие и мощные движения.«Тигр поднимает лапу»Первая позиция. Руки расположены вдоль тела, ладони направлены в пол, пальцы растопырены и согнуты, имитируя лапу тигра. Взгляд направлен на тыльную поверхность кистей рук.Вторая позиция. Поверните ладони наружу, и сожмите кулаки, начиная с мизинца. Затем поднимите кулаки на уровень плеч. Разжимая кулаки, поднимите руки как можно выше над головой. Затем опять сформируйте лапы тигра. Взгляд направлен на тыльную поверхность ладоней.Третья позиция. Вновь сожмите руки в кулаки, повернув ладони друг к другу. Взгляд направлен на кулаки.Четвёртая позиция. Опустите кулаки на уровень плеч и разожмите их. Опустите ладони вниз, пальцы вытянуты перед животом. Взгляд направлен на тыльную поверхность ладоней.Возвращение в исходное положение. Повторите позиции 1-4 несколько раз. Затем опустите руки вдоль тела. Смотрите прямо.«Тигр хватает добычу»Первая позиция. Поднимите свободно сжатые кулаки на уровень плеч.Вторая позиция. Сформируйте лапу тигра и вытяните обе руки вперёд по дуге. Одновременно наклонитесь вперёд. Взгляд направлен вперёд.Третья позиция. Согните колени, чтобы присесть. Грудь и живот напряжены. Опустите руки вниз по дуге. Ладони расправлены вниз. Не забывайте о том, что они сложены в лапу тигра. Затем распрямите колени, бёдра и живот подаются вперёд, верхняя часть туловища – назад. Ладони сжимаются в кулак, но лишь на половину, таким образом, чтобы между пальцами и ладонью оставалось свободное пространство. Поднимите руки на уровень груди.Четвёртая позиция. Поднимите левую ногу над полом, колено согнуто, руки подняты вверх. Затем сделайте шаг вперёд, стопа пяткой касается пола. Одновременно согните правое колено. Вы должны оказаться в пустой стойке.Сформируйте из ладони лапу тигра, выполняя руками движение вперёд и вниз по бокам до колен, ладони, так же как и взгляд, направлены вниз – вы должны выглядеть как тигр, схвативший добычу. Затем сделайте шаг назад левой ногой и вернитесь в исходное положение.Пятая - восьмая позиция. Повторите первую – четвёртую позиции, поменяв ногу.Игра птицыИгра птицы улучшает циркуляцию кровообращения и увеличивает подвижность суставов.«Журавль тянется вверх»Первая позиция. Примите положение полуприседа. Ладони направлены вниз, пальцы – вперёд. Расположите одну руку на другую на уровне живота. Глаза смотрят на ладони.Вторая позиция. Поднимите руки над головой. Тело слегка наклоните вперёд, плечи подняты, шея напряжена, живот выпячен, взгляд направлен прямо.Третья позиция. Примите положение полуприседа, взгляд и расположение рук аналогичны первой позиции.Четвёртая позиция. Перенесите вес тела на правую ногу. Затем выпрямите правую ногу, приподнимите левую ногу над полом и вытяните её назад. Одновременно расправьте руки в стороны и немного назад, словно крылья. Ладони направлены вверх. Грудь, шея, подбородок и живот выставлены вперёд. Взгляд направлен вперёд.Пятая – восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, поменяв стороны.«Летящий журавль»Первая позиция. Примите положение полуприседа, руки вытяните перед животом, ладони направлены друг на друга. Взгляд направлен вперёд и вниз.Вторая позиция. Выпрямите правую ногу, левую ногу согните под углом 90 градусов и поднимите, передняя часть стопы направлена вниз. Одновременно поднимите руки через стороны ладонями вниз, чуть выше уровня плеч. Взгляд направлен вперёд.Третья позиция. В положении полуприседа опустите левую ногу на пол рядом с правой ногой, касаясь поверхности только кончиками пальцев. Одновременно опустите руки вниз в положение перед животом, ладони направлены друг на друга. Взгляд устремлён вперёд.Четвёртая позиция. Выпрямите правую ногу, а левую поднимите до образования прямого угла. Одновременно поднимите обе руки вверх над головой, задняя поверхность ладоней соприкасается. Пальцы направлены вверх. Взгляд направлен прямо.Возвращение в исходное положение. Выполнив упражнение, поднимите обе руки на уровень груди, ладони направлены вверх, взгляд направлен вперёд. Затем опустите ладони вниз в исходное положение.Игра оленяИгра оленя укрепляет поясничный отдел, питает почки и улучшает функционирование мышц и суставов.«Столкновение рогами»Первая позиция. Обе ноги слегка согнуты, вес тела перенесите на правую ногу. Сделайте шаг левой ногой вперёд и в сторону, пятка касается пола. Одновременно слегка разверните туловище вправо. Сожмите пустые кулаки и поднимите их на уровень правого плеча. Взгляд следует за правым кулаком, нижняя поверхность кулаков направлена вниз.Вторая позиция. Согните левую ногу, перенесите вес тела вперёд, левую стопу плотно прижмите к полу и разверните внутрь. Одновременно поверните туловище влево, выполняя ладонями движение вверх , а затем налево и назад по дуге . сложив их в виде «рога оленя». Ладони направлены наружу , а пальцы в обратную сторону. Левая рука согнута, отведена и вытянута горизонтально, локоть касается левой части талии. Поднимите левую руку на уровень лба, а затем вытяните обратно в левую сторону, ладонь повёрнута наружу, пальцы направлены в обратную сторону. Взгляд зафиксирован на правой пятке. Затем поверните туловище вправо, вернув левую ногу в И.П. Одновременно поднимите руки вверх, а затем вниз (вправо по дуге). Ладони формируют пустой кулак. Опустите их по бокам, взгляд направлен вперёд и вниз.Третья позиция и четвёртая позиция. Повторите первые две позиции, поменяв стороны.Пятая – восьмая позиция. Те же, что и первая - четвёртая позиции. Выполнив их, повторите восемь позиций ещё раз.«Бегущий олень»Первая позиция. Сделайте шаг левой ногой, согните её в колене. Одновременно поднимите ладони, сжатые в пустые кулаки, на уровень плеч. Кулаки расположены на ширине плеч, нижняя поверхность кулаков направлена вниз. Взгляд направлен прямо.Вторая позиция. Перенесите вес тела на заднюю ногу (правую), согните правое колено: левое колено выпрямите, подошвы обеих стоп плотно прижаты к полу. Шея и спина выгнуты, голова опущена вниз. Одновременно разверните руки и вытяните их вперёд. Ладони формируют «рога оленя».Третья позиция. Выпрямите верхнюю часть туловища, перенесите вес тела на левую ногу, согните колено левой ноги, а колено правой ноги выпрямите. Надо принять положение стойки «лук». Плечи расслаблены, локти направлены вниз. Разверните руки, сформируйте пустые кулаки. Взгляд направлен вперёд.Четвёртая позиция. Возвратите левую ногу в исходное положение, разожмите кулаки и опустите руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.Пятая – восьмая позиция. Повторите 1-4 позиции, поменяв сторону. Возвращение в исходное положение. Повторите все позиции несколько раз, поднимите руки вверх - стороны на уровень плеч, ладони направлены вверх, взгляд – вперёд. Локти согнуты, ладони возвращаются в исходное положение, опускаясь вниз по дуге. Взгляд направлен прямо.Игра медведяВращательные движения выполняются медленно, при этом живот расслаблен, а грудные мышцы напряжены.«Медведь вращает туловищем»Первая позиция. Сожмите руки в кулаки «лапы медведя», большие пальцы повёрнуты в стороны друг к другу на уровне живота. Взгляд направлен на кулаки. Вторая позиция. Поверните туловище по часовой стрелке, главная ось – талия. Двигайте руки вслед за туловищем по кругу – правая часть грудной клетки, верхний отдел живота, левая часть грудной клетки, нижний отдел живота. Взглядом следите за вращением туловища.Третья и четвёртая позиции. Повторите первую и вторую позиции.Пятая - восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, поменяв сторону.Возвращение в исходное положение. Выполнив последнюю позицию, разожмите ладони и вытяните руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд.Игра обезьяныВыполняя упражнения, сочетающие в себе направленный взгляд и движение шеи, идет улучшение кровотока в мозг. Упражнение способствует снятию нервозности и депрессии.«Обезьяна поднимает лапки»Первая позиция. Расположите ладони перед собой на уровне живота, пальцы растопырены. Затем согните кисти рук, формируя ладонями лапу обезьяны.Вторая позиция. Поднимите руки на уровень груди, плечи подняты, живот подтянут, ягодичные мышцы напряжены. Одновременно приподнимитесь на носках, голову поверните влево. Взгляд направлен влево. Третья позиция. Поверните голову в исходное положение, расслабьте мышцы, пятки опустите на пол. Руки расположите на уровне плеч, пальцы растопырены, ладони направлены вниз. Взгляд направлен вперёд. Четвёртая позиция. Опустите ладони вниз. Руки свободно расположены вдоль туловища, взгляд направлен вперёд.Пятая - восьмая позиция. Повторите первые четыре позиции, повернув голову вправо.Возвращение в исходное положение. Повторив восемь позиций, вернитесь в исходное положение.Приложение 2

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X