Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кузьмина Надежда Викторовна

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьниковКузьмина Надежда Викторовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25 г. БалаковоВ последние годы в педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.В современной педагогике мало специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное.Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления" [2, С. 236].Именно в младшем школьном возрасте наиболее активно воображение, которое пробуждает сильный интерес к творчеству. С помощью рисования, лепки, музыки, разыгрывания сценок дети выражают свою креативность. Однако искусство, объединенное с педагогикой является и способом развития креативности. Поэтому специальные обучение и воспитание, направленные на развитие креативности в этом возрасте, могут поддержать природный творческий потенциал и дать новые возможности его применения.В связи с этим родителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.Были сформулированы основные педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;общности интеллектуальных интересов членов семьи;ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.2. Педагогические условия развития креативности в школе:приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;доверительные отношения в классе;разрешение и поощрение множества вопросов;стимулирование ответственности и независимости;акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;социальное подкрепление творческого поведения.Одним из педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.Также формирование готовности младших школьников к креативной деятельности будет эффективным, если реализовать систему педагогических условий:владение учителем методикой диагностирования образной и вербальной креативности, творческого мышления, интересов и склонностей учащихся;учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, включающих развитие познавательных процессов; снижение уровня креативности с возрастом; формирование готовности к креативной деятельности на различных ступенях школьного обучения учеников; творческая деятельность как способ выражения креативности и способ ее развития;вовлечение учащихся в деятельность с учетом их интересов и склонностей.Большая роль в развитии креативности принадлежит творческим играм. Творческие игры не имеют правил, В них происходит раскрепощение ребенка, эмоциональная разрядка. Отсутствие четких правил предоставляет возможности для творческого саморазвития и применения импровизации.Развитие творческого мышления основано на следующих принципах и подходах:«мозговой штурм»;принципы мягкого соревнования;сотрудничество и кооперация;принцип безоценочной деятельности и благоприятная психологическая атмосфера.У младших школьников еще не сформированы произвольные психические процессы, поэтому не стоит придерживаться строгих рамок программы занятий. Упражнения могут проходить по-разному в каждом классе. Так как ученики начальных классов быстрее устают, продолжительность одного занятия не должна превышать длительность одного урока.Младшие школьники обладают еще недостаточно развитыми логическим мышлением и рефлексией, поэтому необходимо усиливать воздействие занятия с помощью различных способов ввода информации – кроме рисования, например, можно использовать соответствующее музыкальное сопровождение, прием визуализации, двигательные упражнения.С возрастом отмечается снижение уровня креативности, поэтому занятия по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности должны проводиться регулярно, поддерживая и развивая творческий потенциал от первого класса начальной школы к четвертому.При разработке занятий по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности нужно учитывать также такие особенности младшего школьника, как интерес к рисованию, сказке, игре.На основе вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическими условиями формирования креативности в учебном процессе являются:создание в процессе обучения благоприятной развивающей среды для актуализации креативности;формирование внутренней мотивации младшего школьника через осознание ценности творчества, активизация его интереса к творческой деятельности;совместная деятельность учеников с учителем как фасилитатором;актуализация творческого потенциала самого учителя;введение в содержание учебного процесса разнообразных методов активного обучения.Список литературыДружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – Москва, 2008 – 392 с.Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.Пономарев Я.А. Психология творчества. – Москва: Наука, 1972. – 304 с.Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X