Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Людмила Николаевна Галкина

"Социализация дошкольника через музыкальное творчество"

скачать документ

Вернуться назад

"Социализация дошкольника через музыкальное творчество"Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.В возрасте от трёх до семи лет ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…» (И. С. Кон), а значит, он вовлекается в процесс социализации. Социализация с точки зрения педагогики – это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями.Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.Процесс социализации личности отечественный педагог-философ, С. И. Гессен, рассматривает как три ступени:Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность;Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований;Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.Процесс социализации регулируется единством двух взаимопротиворечащих мотивов: «Быть со всеми» (социальная адаптация) и «Оставаться самим собой» (самоутверждение). Среди многих факторов и механизмов, влияющих на этот процесс, особое место занимает включение ребенка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Известный педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет малыш».Научные данные говорят нам о том, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, более успешны в жизни, как личной, так и профессиональной. Одним из базовых компонентов человеческой культуры является искусство, поэтому в процессе социализации личности ему отводится одно из важнейших мест. Наряду с литературой, историей и живописью музыкальное творчество – неотъемлемая часть мировой художественной культуры.Как говорил Аристотель, “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, поскольку она способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Именно с помощью и посредством музыки, проблемы воспитания социально-личностного развития дошкольника решаются наиболее эффективно и естественно.Вхождение ребёнка в мир музыкального творчества решает прежде всего задачи эстетического воспитания. Одна из задач социализации детей через музыкальное творчество – это создание у дошкольников благоприятного отношения к классическим произведениям и к народной музыке, поэтому наша задача сделать музыкальную деятельность познавательной, интересной, эмоциональной, активной.Большие возможности открываются у детей с раннего возраста. У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков. И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать атмосферу радости, право детей на шутку, веселье, так как только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.Каждый вид музыкальной деятельности естественным образом способствуют приобретению детьми опыта социализации. Коллективное пение побуждает ребёнка к слиянию с коллективом, прислушиваться к пению других детей, ощущать себя частью единого целого. Песенки-приветствия (способствуют созданию эмоционального комфорта в предстоящей совместной деятельности) 1. Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата!Приветствую вас от души, дорогие малыши!Я улыбку всем дарю – всех вас очень я люблю!2. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!Здоровья всем, улыбок и радости!Улыбку всем дарю – всех очень я люблю! Песенки-прощания (способствуют развитию добрых чувств друг к другу, совместных сопереживаний после деятельности) Расставания час пришёл, вместе было нам так хорошо!Пели мы, танцевали и в оркестре играли,И сегодня все мы с вами были добрыми друзьями! Музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры) помогают ребенку преодолеть скованность или наоборот гиперактивность, неуверенность в себе, упражняют в общении со сверстниками, вызывают желание взаимодействовать, учат помогать друг другу, чувствовать себя частью коллектива, формируя отзывчивость и дружелюбие. Игра в оркестре воспитывает чувство ответственности и ощущение собственной значимости, что благотворно сказывается на коррекции эмоционально-волевой сферы, ведь требует от детей соблюдения ритмического, темпового и динамического ансамбля, что формирует умение как контролировать себя, так и прислушиваться к игре других.Ребёнок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, замкнутости. Помощь педагога в данном моменте просто необходима, если ребёнок не уверен в себе, «зажат», можно предложить детям поаплодировать ему и это поможет не уверенному в себе ребёнку выполнить задание.Для поддержания эмоционального фона, как важного фактора психологического здоровья, мотивации к доброму отношению друг к другу, повышения самооценки можно использовать  музыкальные формулы психологической устойчивости. Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый.Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас!Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый.Ты, ты, ты просто чудо. Любим мы тебя!Музыкальные игры на взаимодействие и сближение. Игра-приветствие с колокольчиком, цель которой настраивание детей на доброжелательный лад.Дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!»после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.«Дружная пара»Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку нужно провести партнера от одного стула к другому, так, чтобы ни одна игрушка не была сбита."Что же ты один остался..."Нечетное количество детей под музыку двигаются поскоками по залу. По сигналу (окончании музыки) встают парами, произносят слова ребёнку, который остался без пары:Что же ты один остался,Потому что растерялся?Будем мы сейчас играть,Постарайся не зевать! Игра «Сапожки»Нарядили ножки в новые сапожки,Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,В грязь не заходите, сапожки не порвите.Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. По команде, дети должны пройти по дорожке. Главная задача – не разорвать единую цепь, не наступить на осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.Музыкальная игра "У соседа лучше"Дети стоят в кругу, ведущий говорит слова: "Наши ручки хороши, у соседа лучше!" Дети берутся за руки и идут по кругу. Ведущий говорит "Наши плечи хороши, у соседа лучше" и т. д. 8 слайдУпражнения, танцы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах побуждают детей к творческому воображению, повышают их активность к действию. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности. Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни.Дети, которые были замкнутые, благодаря совместной музыкально – игровой деятельности, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.Итак, музыкально-творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата, и поэтому грамотная организация музыкальной деятельности в дошкольном учреждении дает возможность развивать личность самостоятельную, включает ребенка в различные виды социальных отношений, что даёт право на социальную адаптацию и самоутверждение, обретение собственной социальной позиции.Во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и занятием был и остается «праздник», который играет в процессе социализации немаловажную роль. В празднике человек особенно четко ощущает свою неотделимость от других, здесь устанавливаются, укрепляются контакты и проходит свободное общение. Поэтому, именно в этой обстановке он может ярко выплеснуть свои эмоции.Так и у дошкольников особое место в социализации занимают мероприятия. Это праздничные утренники, развлечения, а также выступления воспитанников на мероприятиях различный уровней (муниципального, районного и регионального). Приобретая уверенность в музыкальном исполнительстве, ребята охотно выступают перед аудиторией на праздничных мероприятиях, причём не только талантливые, имеющие музыкальный слух, голос, чувство метроритма, но и не обладающие всеми этими качествами. Главное, чтобы каждый ребенок «проявил себя», на какое - то время оказался в центре внимания, почувствовал себя причастным к общему делу. Это дает импульс для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, проявления себя как человека своеобразного и талантливого. В результате повышается самооценка, формируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».Список литературы : Девятова Т.Н. «Звук-волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - Линка-пресс, М. 2006 г.Истоки: примерная основная образовательная программа дошкольного образования, М. Сфера.- 2015 г.3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.– Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 192 с.4. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X