Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Судакова Галина Петровна

«Использование технологии наглядного моделирования при ознакомлении детей с временными отношениями»

скачать документ

Вернуться назад

Доклад «Использование технологии наглядного моделирования при ознакомлении детей с временными отношениями».Судакова Галина Петровна, воспитатель МБДОУ № 3, Кемеровской области, города Мыски.«Я слышу – и забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Эти слова Бориса Павловича Никитина были и остаются актуальными в современной педагогике. Так как на успешность освоения знаний детьми влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Одной из таких форм является метод наглядного моделирования. Актуальность использования метода наглядного моделированияпри ознакомлении детей с временными отношениями:Облегчает восприятие и осмысливание сложнейших временных понятий, взаимосвязей и очередностей; Способствует поддержанию устойчивого познавательного интереса, предупреждают истощаемость внимания; Позволяет закреплять полученные знания в свободной детской деятельности. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время? Одним из самых подходящих методов ознакомления детей с временными отношениями является метод наглядного моделирования. Так как с помощью модели можно организовать предметную деятельность, в которой ребёнок манипулирует временными отношениями. Модель красива, познавательна, интересна, её можно исследовать, с ней можно поиграть. Если ребёнок играет с моделью, то это показатель осознания и усвоения предложенного материала. Детей дошкольного возраста знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Поэтому необходимо показывать и объяснять дошкольникам временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Основные задачи по ознакомлению детей с временными представлениями:Формировать первичную практическую ориентировки во времени;Формировать чувства времениПознакомить с отдельными временными эталонамиФормировать начальные представления и понятия о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, необратимость).Моделирование — это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.Модель – некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.Разновидности моделей:Линейная модель может быть предметной или условно-символическойКруговая модель может быть предметной и условно-символическойОбъёмная модель условно-символическаяДетям 3-4 лет предлагается только предметная (рисуночная) плоскостная модель линейной формы движения. Детям 5-7 лет предлагаются линейные, круговые, предметные и символические модели. Условные символы модели (цвета) следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.Детям 6-7 лет предлагаются ещё и объёмные модели.Модель должна отражатьЧисло элементов рассматриваемой единицы времени, например, сутки, состоят из четырёх элементов, а неделя из семи;Длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени, например, дни недели равны по длительности, а части суток нет;Место каждого элемента в схеме, например, утро должно быть изображено после ночи, а за ним день и т. д.;Цикличность (периодичность, алгоритм).Знакомить детей с временными эталонами следует постепенно, последовательно. Детям, усвоившим одно понятие, дается последующее. С временными понятиями секунда, минута, час детей знакомят в подготовительной группе.Линейная предметная (рисуночная) модель «Сутки»Эту модель можно предлагать детям младшей группы. Воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать у них навыки распознавания и названия этих частей суток. В модели используются картинки с изображением постоянных видов деятельности, в определённое время — это утренняя гимнастика, игра, просмотр передачи «Спокойной ночи малыши», сон. Взрослый предлагает выбрать те картинки, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо из периодов суток (утром, днем, вечером, или ночью). Линейная модель «Сутки»После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). На модели изображается цвет неба, и положение солнца в различные части суток.Для закрепления частей суток задаём вопрос: «Когда это бывает?», «Чем отличаются изображения на карточках?Круговая модель «Сутки»Детям 5-ти лет можно предлагать символическую круговую модель суток. «Круговое движение» поможет детям осознать, что утро, день, вечер, ночь — это части целого, части суток. Модель подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Следует обращать внимание на длительность той или иной части суток. Отсчет последовательности частей суток на модели можно складывать, начиная с любой из них.Линейная модель «Времена года»Предметная линейная модель для закрепления и углубления знаний о времени года может использоваться для работы с детьми 4-6 лет. Модель состоит из картинок и цветовых символов, характеризующих определённое время года. Дети рассматривают, изучают модель. Модель может использоваться для индивидуальной работы с детьми. Воспитатель задаёт вопросы: «Чем отличаются картинки?», «Какое сейчас время года?», Какое было, будет? «Когда бывает новый год?» и т. д. Ребёнок выполняет такие задания: «Разложи по порядку», «Найди соседей», «Найди ошибку». В самостоятельной игре с моделью ребенок может упражняться в составлении её от произвольного времени года.Круговая, символическая модель «Времена года»В этой модели используются цветовые символы времен года. Модель подводит детей к пониманию, что четыре времени года составляют один год. Цветовые символы обсуждаются с детьми, чтобы модель была им понятна.Круговая модель «Неделя»Многослойная модель, так как в ней используются картинки и цветовые символы определённого дня недели. Детям можно задавать вопросы: «Какой день недели сегодня, будет завтра, был вчера?», «Что длиннее четверг или пятница?». Давать задания: «Назови дни недели», «Найди соседей», «Найди ошибку». В дальнейшем можно использовать модель недели только в цветовом формате.Круговая модель «Месяцы»В этой модели используются картинки и цветовые символы определённого месяца. С помощью этой модели закрепляются и углубляются знания месяцев их последовательности в году. В дальнейшем детям можно предложить символическую круговую модель месяцев, которая подводит к пониманию, что все 12 месяцев составляют один год.Детей старших и подготовительных групп можно познакомить с объёмными моделями. Они иллюстрируют свойства времени – текучесть, необратимость, периодичность, сменяемость. Мы знакомим детей с объёмными моделями суток, недели, года. Вопросы для детей: «Мы живём в одной и той же недели, сутках? Сколько частей будет в завтрашних сутках, недели, году? Детям старшего возраста можно предложить самостоятельно придумать модель и изготовить её. Модели, с которыми мы вас познакомили можно разбирать и собирать, вставляя части эталона времени в «кармашки». Мы считаем, что для ребенка интереснее будет самостоятельно разбирать и собирать модель. Модели можно изготовить не только из картона и бумаги, но и из баночек, бус. Создание моделей – творческая работа. Содержание модели выбирается по вашему вкусу и пониманию, главное, чтобы детям было интересно, и познавательно.Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.Используемая литература.Рихтерман Т.Д. «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста».Шорыгина Т. А. «Точные сказки». Формирование временных представлений.Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X