Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шувалова Марина Викторовна

Художественно- эстетическое развитие дошкольников в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

Выступление по теме: «Художественно- эстетическое развитие детей в ДОУ».Из опыта работы МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи, Саратовской области.Подготовила: старший воспитатель Шувалова М.В.Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.       Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.       Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания в нашем ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение детей в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.Система работы по художественно-эстетическому воспитанию            состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:•    Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);•    Создание условий для художественно-эстетического воспитания      (кадровое   обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание       предметно - развивающей   среды);•    Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);•    Координация работы с другими учреждениями и организациями.Художественно – эстетическое развитие предполагаетРазвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.Становление эстетического отношения к окружающему миру.Формирование элементарных представлений о видах искусства.Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)Извлечение из ФГОС ДОСодержание художественно-эстетического воспитания в нашем детском саду широко реализуются программами:- «Детство» Т.И.Бабаевой;- в сочетании с технологиями парциальной программы Н.Н.Леоновой «Художественно- эстетическое развитие старших дошкольников».Создание условий для художественно-эстетического воспитания      (кадровое   обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание       предметно - развивающей   среды);НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬМУЗЫКА И ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЗадачи образовательной деятельности ( программа «Детство» Т.И.Бабаевой)Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы:- содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;- воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.Становление эстетического отношения к окружающему миру:- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;- развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.Формирование элементарных представлений о видах искусства:- формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня, танец, марш) театральном, фото - и киноискусстве, дизайне;- знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;- развитие основ художественного вкуса;- помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;- побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.):- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;- поддерживать стремление детей к творчеству;- содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;- развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др..Создание условий для художественно-эстетического воспитания и развития детей в ДОУ:        Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:Повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, смотры - конкурсы.ПЕДСОВЕТЫ:«Система работы ДОУ по освоению ОО «Художественно- эстетическое развитии» в рамках реализации ФГОС ДО«Взаимодействие детского сада и семьи в эстетическом воспитании дошкольников»Семинар- практикум«Декоративно- прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»Мастер- класс«Оригами», «Паспарту», «Волшебный квилинг»Консультации с педагогами ДОУ«Музейная педагогика в ДОУ»«Изобразительное искусство как средство нравственного воспитания дошкольников»Смотры- конкурсы для педагогов ДОУ«Организация развивающей среды группы с требованиями ФГОС ДО»«Лучшее оформление группы к Новому году»«Огород на окне»Систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогами СОД, конкурсы детского творчества художественно- эстетической направленности.Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов ДОУ в районных методических объединениях, представление своего опыта на районных мероприятиях. В ДОУ  имеется учебно-методическое обеспечение:Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»Название программыРаздел программыНазвание технологий, пособийПримечание«Детство». Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчествоПриобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально- художественную деятельностьОбразовательная область «Художественно- эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство», ФГОС, А.Г.Гогоберидзе.«Художственно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ». Перспективное планирование, конспекты. ФГОС. Н.Н. Леонова. Из опыта работы по программе «Детство».«Художственно- эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ». Перспективное планирование, конспекты. ФГОС. Н.Н. Леонова. Из опыта работы по программе «Детство».«Художственно- эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ». Перспективное планирование, конспекты. ФГОС. Н.Н. Леонова. Из опыта работы по программе «Детство».«Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников» З.М.Михайлова (Исследовательское поведение дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства и художественной деятельности)«Изобразительная деятельность младших дошкольников» Т.Г.Казакова«Занятия по изобразительной деятельности « Т.С.КомароваБогатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду.» М., 1988Копцева Т.А. Природа и художник. М., 2006г.Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». М., 1990«Лепим, фантазируем, играем» И.А.Лыкова, -М.2001г.«Ознакомление дошкольников со скульптурой» А.А.Грибовская, -М.2006г.«Пластилинография для малышей» Г.Н.Давыдова,-М.2008г.«Техника изонити для дошкольников»Н.Н.Гусарова«Мастерская юных художников» И.В.Тюфанова,«Театральная деятельность в детском саду» А.В.Щеткина.«Театральная деятельность в детском саду» А.В.Щеткина.«Театр на столе» И.М.Петрова«Театр сказок» Л.Поляк«Пальчиковые куклы для домашнего театра» Н.О. Чурзина«Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство», ФГОС,Яцевич И.Е.Методический комплект к программе «Ладушки»«Развлечения для самых маленьких» М.Ю.Картушина«Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет» Э.В.Ходаковская«Игры, песенки и танцы для детских праздников» Е.В.Горбина«Музыкальное воспитание в детском саду» М.А.ДавыдоваУчебно- наглядные пособия библиотеки программы «Детство» из цикла «Большое искусство- маленьким детям», детство- Пресс, 2007г.:«Знакомим с жанровой живописью»«Знакомим с пейзажною живописью»«Знакомим со сказочно- былинной живописью»«Знакомим с натюрмортом»«Четыре времени года» Н.В.Нищева. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи.СД- четыре времени года.Центры искусства в группах(худож. творчество)Театральный уголокМузыкальные центры в группах (детские музыкальные инструменты)Музыкальный зал (пианино, аккордеон, музыкальный центр, магнитола, металлофон и самоучитель игры на металлофоне .Детские музыкальные инструменты (маракасы, бубны, бубенчики, колокольчики, металлофон, кселофон, трещетка, дудочки и др.)«Котенька- коток», сборник песен с нотами)Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении - это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.     Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии-среды обитания человека вообще и ребенка, в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.В нашем детском саду эстетически развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:Внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей - стен, потолков, пола) спокойных тонов, здесь царят гармония и уют.Световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества.Соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий доступны детям и радуют их не только своим назначением, но и внешним видом; произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.Эстетическая среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством эстетического, нравственного воспитания и духовного развития детей.В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты. Используются технические средства обучения.Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по рисованию,       организуются тематические выставки, совместные выставки детей и родителей.Музыкальный зал оборудован всем необходимым для педагогического процесса (пианино, аккордион, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, микрофон, большая фонотека). Музыкальный зал – это маленькая планета в детском саду, на которой дети и взрослые получают возможность реализоваться в разных видах музыкально-театральной деятельности, это место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, площадка для утренней гимнастики, концертная или театральная сцена, музыкальной гостиная и место встреч с родителями и педагогами. Продуманная  среда развития, сама побуждает детей к активности, проявлению инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада.В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.К сожалению в ДОУ музыкальный зал совмещен со спортивным и отсутствуют свободные помещения для театральной комнаты и уголка русского быта, но мы стараемся  эффективно использовать лестничную площадку, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.Методический кабинет обеспечивает воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Оформлен  кабинет в соответствии общепринятым эстетическим требованиям. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, дидактические материалы. В методическом кабинете создана подборка материалов по художественно – эстетическому развитию. Методическая литература, конспекты занятий, консультации по изодеятельности, конструированию, ручному труду, музыкальному развитию. Информация о художниках, композиторах, репродукции картин. Информация и образцы по народному творчеству, народной игрушке. Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения.Кабинет оборудован техническими средствами обучения: мультимедио, принтер, сканер , 2 фотоаппарата, доступ в Интернет. Использование  ИКТ – технологий помогают педагогам качественно осуществлять образовательный процесс. Содержание методического кабинета направлено на оказание помощи воспитателям в организации образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д..Участок для прогулок в детском саду – место, где каждый ребенок проводит около четырех часов всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей на участке нашего дошкольного учреждения имело большое значение для коллектива педагогов нашего ДОУ.Педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с родителями созданы условия для плодотворного проведения прогулок. Для них было важно не только эстетически оформить участок, но и использовать его для организации разнообразной двигательной деятельности детей. Фантазия, воображение и  творческие способности понадобились всем участникам конкурса «Чистоты, красоты и доброты». Воспитатели разрабатывали и дорабатывали малые архитектурные формы, яркое спортивное оборудование, разнообразные клумбы, необычные сказочные скульптуры, которые бы радовали малышей. Осуществить  такие проекты без участия родителей было не возможно. Они находили строительный материал, пилили, вкапывали, мастерили, украшали пеньки, разрисовывали оборудование.Эстетическая среда немыслима без природного содержания, на участке детского сада весной организуется огород, на котором педагоги с детьми выращивают овощи. Это также создает природную среду, обладающую эстетическими свойствами и качествами, позволяющими формировать у детей эстетическое отношение к природе. К созданию эстетической, предметной и природной среды мы активно привлекаем детей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей  формируется художественное чутье, развиваются необходимые способности. Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей.Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно в нескольких направлениях:•    Работа с детьми.•    Взаимодействия с семьями•    Сотрудничество  с учреждениями социально-педагогической среды         В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях: •   организованная  образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры); •    совместная деятельность педагогов и детей; •    самостоятельная деятельность детей     Образовательная работа с детьми  в художественно- эстетическом  направлении  ведется с соблюдением принципа интеграции образовательных областей по  направлениям развития  личности ребенка:      Физическое,    Социально-личностное,    Познавательно-речевое.Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:ООД ( организованная образовательная деятельность)Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).Знания, полученные в ходе  организованной образовательной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают  коллективные творческие работы.       Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках. В ходе образовательного процесса педагоги большое внимание уделяют здоровьесбережению детей через сказкатерапию, музыкатерапию и изотерапию.Особое место в образовательной деятельности уделяется декоративно-прикладному искусству и по ознакомлению с живописью, скульптурой, архитектурой. Музыка является одной из составляющих эстетического развития детей. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П.М.Теплов). Она отражает отношение человека к миру, а наши отношения – это наши эмоции.   Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментом развития всех качеств его личности: познавательных, психических процессов, формирование коммуникативных навыков, как основ социальной культуры.Дополнительное образование  реализуется через работу кружков «Оригами», «Волшебный завиток», художественно-эстетической направленности которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.  Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.       Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.Основными участниками воспитательно-образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию являются педагоги, родители, социально-педагогическая среда, дети.Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:•    Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный  дошкольным учреждением.•    Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.•    Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.•    Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;       При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.        Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.          Все участники педагогического процесса находятся  живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры р.п.Дергачи  согласно Договоров и разработанных совместно планов работы с каждым учреждением социума.Сотрудничество с музыкальной школой позволяет нам увидеть перспективу развития дошкольного учреждения и воспитанников. Музыкальная школа — приучает детей к серьёзной, классической музыке; ежегодно учащиеся школы искусств приезжают к нам с концертами, музыкальными спектаклями особенно приятно, что среди юных музыкантов были воспитанники и выпускники нашего детского сада.Во время экскурсий в детскую художественную школу происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с произведениями искусства различных видов и жанров народно-прикладного творчества.  На мастер-классах в детской художественной школе у ребят пробуждается интерес к изобразительному искусству, ребята создают свои первые шедевры.Сотрудничество с центром детского творчества помогает в развитии творческих способностей и талантов наших детей.  Дети  участвуют в выставках, одна из задач  взаимодействия   с домом творчества - выявление творческих способностей и возможностей ребенка, обогащение духовного мира, формирование эмоциональной сферы, развитие воображения, мышления. В детском саду ученики дома творчества выступают с концертами, показом театральных постановок принимают участие в родительских встречах. Таким образом появляется интерес к музыке, театру. Неслучайно многие наши воспитанники в дальнейшем посещают кружки в Детском доме таворчества.Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея является важным условием воспитания чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Педагогически целесообразное влияние на детей и правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея по патриотическому воспитанию дошкольников – основная идея опыта. Именно такой подход способен обеспечить ознакомление детей с историей нашего поселка и развить их национальное самосознание. Основной формой работы ознакомления детей с историей поселка являются экскурсии, которые дополняются занятиями в детском саду с музейными предметами, играми, связанными по тематике с историей края. Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому мы старались максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), воспитатели уточняли знания через активные формы и методы работы. В нашем опыте это: составление рассказов для альбома «Мы знаем наш поселок», оформление фоторепортажей для родителей «Мы были в музее», создание мини-музея в группе, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование моделей).Педагогами детского сада на муниципальном уровне были даны открытые занятия, мастер- классы. Был обобщен опыт работы.Воспитанники детского сада постоянно принимают участие в конкурсах детских творческих работ, муниципальных и региональных.Проведенная работа по художественно-эстетическому образованию детей и взрослых позволила:воспитать заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического коллектива и родителей;сформировать эстетическое мировоззрение воспитанников;научить понимать и ценить красоту;повысить художественные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей, что подтверждают результаты диагностики.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X