Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сордия Лариса Харисовна

"Сенсорное воспитание детей раннего возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Его основная задача - помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.[6]Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)»[5]. Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и в непосредственно организованной деятельности. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем»[28; 29]. Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.[3; 16]. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. [9, 19]В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка. [12, 31]Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова): ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, также показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путём обучения. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание. [7; 19, 31]Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни. [7; 3, 29.32]В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего возраста. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику. [30, 34]На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей в первой младшей группе, средствами дидактических игр.Объект исследования: сенсорное воспитание детей раннего возраста.Предмет исследования: сенсорное воспитание детей в первой младшей группе.Гипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное воспитание детей в первой младшей группе посредством дидактической игры будет идти эффективней  при организации следующих психолого-педагогических условий:- последовательность и систематичность проведения дидактических игр, с постепенным переходом от простого к сложному;- индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей;- просвещение родителей в области сенсорного воспитания детей;Задачи исследования:1. Изучить сенсорное воспитание как психолого-педагогическую проблему.2.Рассмотреть особенности сенсорного воспитания детей в первой младшей группе.3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного воспитания детей в первой младшей группе.4. Изучить показатели и уровень сенсорного воспитания детей в первой младшей группе.Методы исследования:1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по сенсорному воспитанию детей в первой младшей группе.2. Анкетирование родителей по вопросу сенсорное воспитание детей в первой младшей группе.3. Исследование по сенсорному воспитанию детей в первой младшей группе, анализ, количественная и качественная обработка полученных данных.База исследования: МДОУ №8, в эксперименте участвовало 19 детей 2-3 лет.Практическая значимость исследования: Осуществлен подбор дидактических игр направленный на дифференциацию предметов по форме, цвету, величинеГлава I. Теоретические основы сенсорного воспитания детей в I младшей группе1.1 Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей в I младшей группеЗначение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори [6], а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина [23] справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для дальнейшей жизни.Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «SENSUS» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многообразнее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.Сенсорное воспитание - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания.Сенсорное воспитание - составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий, происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов.А.В. Запорожец разработал и изложил в своем труде «Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве» систему сенсорного воспитания детей. Сенсорное воспитание, по его мнению, сводится к простому упражнению сенсорных способностей, которые считаются данными ребенку от рождения. По Запорожцу, активные сенсорные действия формируются в контексте содержательных видов деятельности (рисование, лепка, игра и др.). Хотя развитие сенсорики у ребенка имеет самостоятельное значение, необходимо рассматривать этот процесс не изолированно, а в связи с общим умственным развитием. [19]Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.  В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.  Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Ф.Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся именно в играх. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи (кстати, Фридрих Фребель доказал, что лучше всего ребенок взаимодействует именно с шарообразными формами). В дополнение к подаркам ребята в детском саду Ф.Фребеля пели песни, играли все вместе в различные игры или слушали истории, которые им рассказывали воспитатели. Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы основы геометрии ощутить сначала пальцами и лишь затем - умом. Кроме того, Ф. Фребель известен как автор головоломки - так называемые "блоки Фребеля". Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме! Для образовательно-воспитательных занятий с детьми. Ф.Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).Кроме «даров», Ф.Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори. В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вальдорфская педагогика. Главным педагогическим принципом на всех стадиях Вальдорфской школы является, подход к человеку, как к единому целому. Цель Вальдорфской педагогики - привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства. Вальдорфская педагогика - это методика принципиально противоположная другим развивающим программам, потому что не приемлет раннего интеллектуального развития. Основная идея данной методики в том, что ребенок должен постичь гармонию с внешним миром опытным путем, т.е посредством взаимодействия. И перед началом интеллектуального развития ему нужно в первую очередь окрепнуть духовно. Это педагогическая система, которая основывается на антропософском представлении о человеке, на образном мышлении, сопереживании и на чувственно-сверхчувственномпознании. При оборудовании Вальдорфских школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям с целью развития фантазии у детей. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).По Р. Штайнеру, образ учителя является для ребенка идеалом, которому он должен подражать во всем. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтесори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером. Педагогика М. Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям.  В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые. [5, 19] Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». [5,23]  Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. [4, 8] Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы М.Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка. В трудах М. Монтессори термины  «воспитание»  и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование»  и  «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».[29] Центральный метод М. Монтессори - свободная работа детей в «подготовленной среде»  при ограничении прямого воздействия.  Монтессори - педагогика, заботится об обеспечении гармонического развития чувственной сферы своих воспитанников. Ведь теперь уже стало совершенно неоспоримым признание первостепенной важности чувственного воспитания. В этом мы видим заслугу Марии Монтессори, которая в своих многочисленных трудах обосновала зависимость развития интеллекта ребёнка от степени развитости его чувств - зрения, осязания, обоняния, чувства вкуса, слуха и др. Развитие и воспитание чувств у М. Монтессори является естественным базисом ее концепции. Она подчеркивала, как важно уметь воспринимать вещи вокруг, предстающие перед ребёнком в виде настоящего хаоса, посредством органов чувств. Через восприятие ребёнок получает фундамент для ясного понимания мира. М. Монтессори предложила своим детям специальный дидактический материал, манипулируя с которым ребёнок учится воспринимать сначала свойства предмета, а затем через многократные повторения накапливать чувственный опыт по дифференцированию, классификации, сопоставлению качеств предметов. В этом и состоит, собственно, умственное развитие. Это и есть высокая степень познания окружающего мира, которая позволяет познать связи между предметами, закономерности в их отношениях, а впоследствии закономерности явлений, человеческих отношений. М. Монтессори ясно представляла непреходящее значение развития чувств в их монолитном единстве. Недооценка этого фактора может привести к появлению нарушений в развитии ребёнка. Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения - это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - различать все это надо научить ребенка.Методика раннего развития детей М. Монтессори  помогает развить моторику, речь, внимание, память, воображение, мышление, а также формирует внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность и стремление к самосовершенствованию. Методика М Монтесори – это система саморазвития ребенка, для которого подготовлена необходимая для его развития окружающая среда. В центре всей системы стоит ребенок, который сам выбирает для себя нужные материалы, соответвствующие в данный момент его естественным потребностям. Также малыш сам выбирает для себя продолжительность занятия и свой собственный темп. Роль Монтессори - учителя в основном заключается в постоянной работе над собой, подготовке окружающей среды, наблюдению за детьми и анализом их деятельности, поддержке ребенка в освоении Монтессори-пространства в традиции группы.Основной девиз: «Помоги мне сделать это самому!»Основной принцип методики в том, что каждый ребенок занимается по своему индивидуальному плану в благоприятной развивающей среде в игровой форме и гормонии. Также методика уделяет большое внимание коллективным играм, которые помогают малышам развивать навыки общения, способствуют социальной адаптации.Важное значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные педагоги Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система сенсорного воспитания Л.А. Венгера.    Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.[5, 27]Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный  опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Разрабатывая теорию дошкольного воспитания,  она сумела творчески использовать классическое наследие.  Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития  – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства,  игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.[4]Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.[32]Заслуга Е.И. Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдений за явлениями природы. Наивернейший путь развития чувств ребенка, его мира восприятий, как она считала, это непосредственная близость с природой, работа в саду, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, «экскурсии в природу».Е.И. Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал – естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии). «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, – писала она, – требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…» [32]Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют  в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),  во вкусовом и  обонятельном.[5,6]Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. [6, 7] Как сказал И.М. Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании», т.е. прежде, чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.). Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета. А это и есть задача сенсорного воспитания, значение которого в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.[31,3]Главной составляющей полноценного развития в раннем возрасте является сенсорное воспитание.Большинство способностей детей имеет выраженную сенсорную основу, интенсивно развиваемую в раннем возрасте. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он сенситивен для сенсорного воспитания, что важно для последующего развития ребёнка. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в дальнейшей жизни.Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается посредством зрения. С помощью зрения воспринимаются внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т.д. Слух (аудиоощущения) также очень важен. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник, слушает музыку. Жизнь без развитых этих ощущений неполноценна.Различные осязательные ощущения, обоняние, вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Если вкус и обоняние недостаточно развиты, то это не мешает жизни, хотя и значительно обедняют её. [12, 4]Для полноценного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только тогда развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.Формирование сенсорных процессов имеет большое значение для психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятия и другими. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.[7]Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают образ мира целостным и постоянным, что просто необходимо для дальнейшего интеллектуального развития.Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста – базис его интеллектуального развития, основа познавательной деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. От того, как складывается сенсорное воспитание малыша, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.Без достаточного развития восприятия невозможно познать качество предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений знаний жизненного опыта.В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветных тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставлять любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.[12,23]Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребенком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после. Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:Является основой для интеллектуального развития;Упорядочивает хаотичные представления ребенка, подученные при взаимодействии с внешним миром:Развивает наблюдательность;Готовит к реальной жизни:Позитивно влияет на эстетическое чувство;Является основой для развития воображения;Развивает мышление;Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;Влияет на расширение словарного запаса ребенка; 12.Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Можно сделать вывод проблема сенсорного воспитания детей еще с конца 19 - начала 20 веков привлекала пристальное внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов и до сегодняшнего дня остается актуальной и значимой для ребенка. Сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых им качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов. В процессе данной деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.1.2. Особенности сенсорного воспитания детей в I младшей группе      Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Учеными, педагогами и психологами А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым разработаны занятия, которые являются частью общей системы сенсорного воспитания на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операцийит.д. Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».        Третьим принципом  теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.        Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания новогопредмета. В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающуюдействительность. Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего идошкольногодетства. Когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами? Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. (Человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д.). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы — крышей, предметов овальной формы — огурчиком или яичком и т.д. Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами — названиями цвета и конкретным цветомещенеобразовалось.Наблюдается и случайное употребление слов — названий цвета, когда взрослый, спросив у ребенка: «Зачем ты берешь сумку?» — получает ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» —приводят к разъяснению ребенка: «На голубой».Полное слияние слов — названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит толькокпятигодам.[26] Остановимся на вопросе об использовании слов — обозначений величины предметов. Во-первых, величина — понятие относительное, в основе которого всего 2 слова: большой, маленький. Эти слова часто употребляются и не имеют четко зафиксированного значения. Как же зависит восприятие свойств предметов от характера деятельности ребенка? Для решения этого вопроса детям в возрасте от 1 г. 6 мес. до 3 лет предлагались задания разного типа, требующие ориентировки на цветовые свойства предметов: группировка объектов, выбор по образцу и элементарные конструктивные задачи. Все они ставятся перед детьми в процессе воспитательной работы в детских учреждениях. Чтобы выяснить, какой тип заданий является наиболее доступным для детей раннего возраста, каждая задача давалась в нескольких вариантах, различавшихся между собой по сложности. Кроме того, во время выбора по образцу учитывались следующие моменты: тонкость различий между цветовыми объектами, отсрочка во времени между предъявлением образца и предметов для выбора, введениеслов-названий. Анализ выполнения заданий дал возможность охарактеризовать особенности ориентировки в цветовых свойствах предметов у детей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 3 лет. При решении задач разных типов дети обнаруживают различный уровень ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее доступными являются для них задания на группировку предметов идентичного цвета. Значительно хуже они ориентируются на цветовые свойства при выборе по образцу. Решение же самых элементарных конструктивных задач осуществляется без всякой ориентировки на сенсорныесвойствапредметов. Правильное выполнение заданий на группировку, как правило, осуществляется за счет избирательного отношения к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предметы предпочитаемого цвета, а затем уже, чаще по прямому указанию взрослого, объединяет оставшиеся предметы другого цвета. Задания на выбор по образцу успешно выполняются только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов с цветом образца. Такое сопоставление представляет для детей значительную трудность: одни в этом случае продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз предмет одного и того же цвета, безотносительно к цвету образца; другие обнаруживают реакцию на место расположения предмета. Нередко после первого правильного выбора малыш «теряет» задачу и переходит к простомуманипулированиюобъектами. При выполнении заданий конструктивного типа детям сложно осуществить одновременно ориентировку на два признака: пространственное расположение и цвет. Воспроизводя пространственное расположение, заданное в образце, дети, как правило, не обращают внимания на цвет объектов, а настойчивые указания взрослого приводят лишь к дезорганизации деятельности (ребенок начинает манипулировать предметами, вообщенеориентируясьнаобразец). Изменение цветовой тональности объектов, с которыми действует ребенок (в тех пределах, в которых оно описано в приведенных заданиях), не имеет значения для ориентировки на цвет. Это свидетельствует о высоком уровне цветоразличения у детей второго-третьего года жизни.Пауза между показом образца и выбором объектов детьми, т. е. появление необходимости запомнить цвет образца, резко снижает успешность выполнениязаданиянавыборпообразцу. Существенное значение в ориентировке на цветовые свойства приобретают слова-названия; особенно эффективным оказывается «опредмечивание» цвета, обозначение таким образом того или иного предмета. Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это подтверждается решением всех типов задач, требующих ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее ярко это демонстрируют задачи на выбор по образцу без называния цвета: их почти не решают дети до 2 лет, решают примерно 1/4 детей в возрасте 2г. — 2 г. 6 мес. и более чем 1/2 старше 2 лет 6 мес. С возрастом изменяется не только количество решенных каждым ребенком задач, но и сами способы их решения: предпочтение одного из цветов характерно в основном для детей более младшего возраста; дети же старшей подгруппы выполняют все задания, как правило, путем тщательного сличения объектов между собой и с образцом. Это приводит к успешному выполнению заданий на группировку и на выборпообразцу. Если говорить об особенностях восприятия другого качества - формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. В первую очередь это проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Примеривание шара к квадратному отверстию является той пробой-ошибкой, которая позволяет ребенку перейти к проталкиванию предмета, в отверстие соответствующей формы, соотнося их толькозрительно.Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. Индивидуальное обучение малышей выполнению заданий на узнавание формы предметов возможно уже на первомгодужизни. При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы советской теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности. Советский педагог Н. П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3—4 г. у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5—6 цветовых тонах.Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величинепредметов.В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системойэталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также, целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). В содержание ознакомлениядетей сосвойствамипредметов должно быть включено прежде всего выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами. Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета,формы,величины. Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм.Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски. Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений («огоньки», «следы на дорожке» и т.д.); вполне возможно использовать цветную мозаику. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектовпоих свойствам. Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьмина занятиях. I. Заданиянавыполнениепредметныхдействий. 1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины,формы,цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет,форма, такой, нетакой,большой, маленький. 2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета. Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков. II. Элементарные продуктивные действия. 1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетаниисо словеснымзаданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элемен- тов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пятиформ, восьмицветов. 2. Рисованиекрасками. Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листыбумаги.По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов. В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.Можно сделать вывод, что именно на этапе раннего детства формируется обобщенный способ, который включает соотнесение, сличение объектов между собой, позволяющий решать задачи на различение цвета, формы, величины.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X