Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Цыбжит Кимовна Жамсаранова

Урок литературы в 9 классе "Любовный треугольник" в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

скачать документ

Вернуться назад

“Любовный треугольник” в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” Учитель: Жамсаранова В.К.Дата: 08.11.2019Цель урока: продолжать формирование навыков анализа драматического произведения.Задачи:Образовательная: сформировать собственное мнение учащихся о персонажах комедии А. Грибоедова «Горе от ума»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;Развивающая:  развивать речь и критическое мышление учащихся; развивать умение правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом. развивать умение выявлять и формулировать основные идеи; развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы;Воспитательная: прививать навыки демократического стиля общения, продолжить формирование умения работать в коллективе; содействовать воспитанию нравственных качества учащихся (совести, долга, честности).Наглядность:портрет А.С. Грибоедова,тексты комедии “Горе от ума”на доске нарисована схема любовного треугольника.Оборудование:компьютерпроекторпрезентация.Ход урокаЯ люблю её, она - его, а ему, как видно, нравится другая.../из песни/Организационный момент урока.Мотивация. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.Здравствуйте, ребята! Сейчас я хочу вас пригласить в театр. Устроились поудобнее. Желаю приятного просмотра. (фрагмент пьесы “Горе от ума “играют дети).Спасибо, ребята. Вы все, конечно, поняли, что это был фрагмент пьесы “Горе от ума”. Сегодня мы с вами продолжим изучение этой комедии. А вот о чём будем говорить, вы это сейчас скажете. Посмотрите на доску. Как вы думаете, что изображено в этой схеме?...С 7-го по 14-ое явление в пьесе развивается любовная тема. Получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких? Сегодня нас будут интересовать два первых треугольника с участием Чацкого, Софьи и Молчалина.Давайте сформулируем тему урока... А сейчас каждый из вас поставит для себя учебную задачу. Чему вы хотите научиться на этом уроке? Что для себя возьмёте с нашего урока? Каждый подумал? Не обязательно говорить вслух, но задачу перед собой обязательно ставим. II. Проверка домашнего задания.Давайте проверим домашнее задание. По желанию надо было приготовить викторину по содержанию комедии “Горе от ума?” И обязательное задание: выучить наизусть. Сегодня послушаем выборочно стихотворение. А на следующем уроке всех будем слушать. Итак, кто приготовил викторину? Кто желает нас проверить? Актуализация опорных знаний.Примерные вопросы викторины:Сколько лет отсутствовал Чацкий в Москве? (3 года).Сколько дней длится действие комедии “Горе от ума? (1 день).Как зовут Чацкого? (Александр Андреевич).Чего не наблюдают счастливые? (часов)Где хорошо нам? (где нас нет). Какими словами заканчивается комедия? (.....)Закончите афоризмы:Свежо преданье, ... но верится с трудом.Вкус, батюшка,.... отменная манера.Служить бы рад...прислуживаться тошно.Ах! Злые языки ...страшнее пистолета.Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету...где оскорблённому есть чувству уголок.Учитель: Спасибо. Молодцы те, кто внимательно читал произведение.Изучение новой темыУчитель: В пьесе «Горе от ума» Александр Островский затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт.  Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник.Началом любовного конфликта что мы можем назвать? А где он был? Откуда приехал?...Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И кому, как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу? На эти проблемные вопрросы мы сможем ответить, если раскроем тайну любовного треугольника. - Скажите, давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?- Что говорят герои друг другу при встрече? Найдите их диалог и зачитайте. (явление 3.Стр.333). - Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?- Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?3. Практическая работа (учащиеся делятся на группы).1 группа: Софья. 2 группа: Чацкий.3 группа: Молчалин.Вопрос ко всем: какую роль играет в любовном треугольнике ваш персонаж? Каждая группа выбирает главного героя, который будет отвечать. Выступление групп. Ролевая играКласс выбирает ответчиковБлиц-вопросы к Софье:1. Ваше любимое занятие?2. Что вы делали с Молчалиным в комнате, запершись?3. Как вы думаете,что привело Чацкого в первое же утро его приезда в Москву в ваш дом?4. Почему Чацкий вызывает у вас неприязнь?5. Чем раздражен и встревожен ваш отец?6. Вы автор сплетни о сумасшествии Чацкого?7. Чем вы объясните, что так долго не могли разглядеть истинное лицо Молчалина?8. В чём вы вините себя?9. Вы помиритесь с Молчалиным?10. Если отец отправит вас в деревню, поедете?Вопросы к Молчалину:1. Вам на самом деле нравится Лиза?2. Вы хоть немного любили Софью?3. Чему вас учил отец? 4. Вы счастливый человек? 5. Если да. В чём ваше счастье?6. Вы уйдёте из дома Фамусовых? 7. Чем будете заниматься дальше?Вопросы к А.А.Чацкому:1. Правда ли, что вы раньше жили в доме Фамусовых?2. Сколько лет вы отсутствоавли в Москве?3. Вы, действительно, были влюблены в Софью? 4. Почему вы не верите в любовь Софьи к Молчалину?5. Что раздражает вас во время разговора с Молчалиным?6. Если да.Тогда почему вы ей не писали писем? 7. Разговаривая с Фамусовым, вы разоблачаете идеалы этого общества. Зачем вы это делаете? 8. Скажите, может быть, Софья права, объявив вас сумасшедшим?9. Какому делу вы себя посвятили?10. Где же ваши единомышленники?11. Что будет с вами после отъезда из дома Фамусовых?12. Скажите, вы чувствуете себя победителем или побежденным?13. Ум и счастье. Какая между ними связь?Вопросы к А.С. Грибоедову:1. Долгое время Чацкий воспринимался как революционер, монологи Чацкого переписывались и цитировались декабристами и их друзьями. А как вы относитесь к декабристскому восстанию?2. Чацкий глуп в своем выборе Софьи. Он неудачник, т.к. не сделал карьеры, прервал связи с нужными людьми. Он всех разоблачает, поэтому одинок. Вы согласны со мной? 3. В чем основной конфликт пьесы?4. О чем эта пьеса?5. Почему вы поменяли название? В чем разница: «Горе уму»; «Горе от ума»? Кому горе? Чацкому? 6. Чацкий высмеивает Молчалина. Но Молчалин, благодаря заветам отца, которые он выполняет, не имеет врагов, а Чацкий их имеет в большом количестве. Разве он умен?7. Что общего между Чацким и Молчалиным?8. Где союзники Чацкого в пьесе?9. Почему у пьесы именно такой финал?10. Вы сами женились по любви?12. Чацкий – это вы?13. Чацкий Александр и вы Александр. Это совпадение?14. Кто счастлив в вашей комедии?15. Вы счастливый человек?Выводы. Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитии любовной линии сюжета.  На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. По законам классицизма они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды.  Почему же автор показывает нам другой финал? Давайте сделаем вывод: почему герои не находят счастья в любви? У них не было настоящей любви.Чацкий за 3 года даже письма не написал Софье. Он говорит, что хотел стать умным — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его.  В любви не так важен ум, важнее чувства.З 3 года, конечно, много изменилось. Софья читала французские романы о любви. Мечтала о своём рыцаре. И нашла тихого и покорного Молчалина. Может быть, она хотела именно такого мужа, чтобы был он послушным. Но в конце мы увидели, что Молчалин оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла его обман, то отвергла, Ему сказала, чтобы он никогдабольше не показывался ей на глаза. И чтобы он ушёл из их дома. Софья понимает, что сама виновата в том, что ошиблась в Молчалине. Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. И от этого они оба не находят любви в финале произведения.Домашнее задание:1. По желанию: подготовить презентацию “ Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” или сделать иллюстрацию к пьесе (нарисовать надо на альбомном листе). 2. Для всех обязательно: конспект статьи И.А.Гончарова “Мильон терзаний”Рефлексия (по вопросам на доске).Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?Итоги урока.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X