Подать заявку
Вернуться назад
Эссе Холод Елены Викторовны на тему «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель К сожалению, уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:- ухудшение состояния здоровья детей;- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. Причинами низкого речевого уровня являются:1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.3. Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Речь воспитателя должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; выдержана в определенном темпе, громкости; интонационно выразительной; доступной для понимания; с правильным и точным использованием словесных обозначений. В дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.1.В общении с взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать детям образцы правильной литературной речи:• речь сотрудников должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;• в речь включены разнообразные образцы речевого этикета.2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:• следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);• наблюдать за темпом и громкостью речи детей.3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:• создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;• помогать ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;• знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.4. Развивать связную речь:• побуждать детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;• организовывать диалоги между детьми и взрослыми.5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и поощрять детское словотворчество. Но эту проблему нужно решать не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями. Из этого следует что, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими его людьми.
Автор публикации: Холод Елена Викторовна
«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
скачать документВернуться назад
Эссе Холод Елены Викторовны на тему «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель К сожалению, уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:- ухудшение состояния здоровья детей;- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. Причинами низкого речевого уровня являются:1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.3. Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Речь воспитателя должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; выдержана в определенном темпе, громкости; интонационно выразительной; доступной для понимания; с правильным и точным использованием словесных обозначений. В дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.1.В общении с взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать детям образцы правильной литературной речи:• речь сотрудников должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;• в речь включены разнообразные образцы речевого этикета.2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:• следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);• наблюдать за темпом и громкостью речи детей.3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:• создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;• помогать ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;• знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.4. Развивать связную речь:• побуждать детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;• организовывать диалоги между детьми и взрослыми.5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и поощрять детское словотворчество. Но эту проблему нужно решать не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями. Из этого следует что, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими его людьми.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192