Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Антонова Валентина Сергеевна

Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей в доу.

скачать документ

Вернуться назад

Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей в доу.Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными . В дошкольных учреждений широко используют мнемотехнику : для обогащения словарного запаса дошкольников, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при работе со сказками при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикла.Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс детям очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный, похожий на игру.Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.Пересказ - самый первый вид рассказов, которому воспитатель учит детей. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложение. Ценность пересказа заключается, прежде всего, в том, что дети приобщаются к подлинно художественной речи. Запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым русским языкомПересказ – это творческий процесс. Чтобы обучение пересказу было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Требования к литературному тексту для пересказа:1. Доступность содержания и его объем. 2.Разнообразие жанров.3.Простой и богатый язык.4. Небольшой размер. 5.Динамичность лаконичность и, вместе с тем ,образность изложения; 6.Четкость и последовательность развертывания событий; 7.Занимательность содержания; Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, желание быть полезным. На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.Суть мнемотехники заключается в следующем: На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Этапы работы с мнемотаблицами:1. Выразительно прочитать текст. 2. Рассмотреть таблицу. Преобразовываю абстрактные символы в образы. 3. Ответы на вопросы по содержанию.(При ответах открывается соответствующий символ). 4. Повторно чтение.5. Пересказать детьми (по цепочке, частями, полностью, от лица литературного героя). ( при возникновении затруднений осторожно задаются наводящие вопросы ). 6. Анализ пересказ. ( обратить внимание на точность изложения событий, наличие в речи образных слов, авторских средств выразительности, эмоциональности воспроизведения диалога ). Как должен быть составлен картинно-графический план?1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.2. Общее количество картинок для дошкольников не должно превышать 6-8 штук.3. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.4. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, Что люди – это, например, круг и треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-тоВ результате обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у детей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.На материале небольших рассказов можно учить детей пересказу, используя мнемотаблицы (своеобразный схематический план высказывания).Эти таблицы можно нарисовать вместе с ребёнком. Предлагаю мнемотаблицы для обучения пересказу ребёнка.  Н.Д.Калинина «Про снежный колобок» Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки - сделал глаза; нашёл палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на двореколобок. Взял он его и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когдапроснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика - лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап-кап-кап - вода капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?Яков Тайц «По грибы»Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:— Ну-ка, кто больше наберет!Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:— Бабушка, давай меняться лукошками!— Давай.Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:— Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:— Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.Подводя итог можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста...

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X