Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Елена Крылова

Теоретические и методические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Теоретические и методические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте.Детская игра — это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная эмоцианально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым». С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений об окружающем мире происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.В трудах Л.С.Выготского игра уже признана ведущей деятельностью, определяющей развитие ребенка. Ребенок раннего возраста может что то познать, только реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще недоступны, а младший дошкольник уже способен к ним. Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, затем начинаю осуществляться полностью в уме (игра-фантазирование). Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается, по словам А.В.Запорожца, цокольный этаж общего здания человеческого мышления. В этом заключено главное значение игры — для умственного развития детей.С.Л.Новоселова, один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, дала одновременно очень образное и очень точное определение: игра — «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности, которая является генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Он учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л.И.Божович, игра является тем механизмом, который переводит требование взрослого в потребности ребенка. Игра — это не только практическое освоение «будущих» , взрослых отношений в результате хорошего проигрывание своей роли. В процессе игровой деятельности происходит выстраивание реального взаимодействия со сверстниками: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться и, главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех!Есть и другие крайне важные свойства, которые формируются в самостоятельной игре — это активность и инициативность. Для поддержания интересной, захватывающей игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, уметь обыграть любую мелочь, в случае затруднения найти выход из любой ситуации. Ребенок, который получил опыт такого вариативного подхода к разным проблемам, легко переносит его в другие виды деятельности, а «недоигравший» очень часто боится ошибки.К сожалению педагоги не всегда уделяют игровой деятельности должного внимания, а многие родители просто не знают о развивающем потенциале игры и ее роли в жизни детей дошкольного возраста.Выготский Л.С. Говорил, что ребенок младшего дошкольного возраста неспособен к обучению по программе взрослого, он способен обучаться лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Для развития детей этого возраста важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он сам выдумывает, режиссирует (с помощью взрослого), исполняет или распределяет роли. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не тренеруются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором которых выступает взрослый, являются предпосылкой к самостоятельной игре.Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте — это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг). Не следует недооценивать такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-эксперементирования, разнообразные народные игры.Хорошая детская игра — это эмоцианально насыщенное детство, в которое ребенок погружен полностью. Чем шире круг отображаемых в игре событий и явлений, тем лучше. Младший дошкольник охотно играет в магазин и поликлинику, в семью и детский садик. Постепенно игра преобретает многоаспектный характер: ребенок не просто выдумывает и развивает сюжет, но и активно включает в эту свою игру все, что так или иначе его затрагивает. Он активно конструирует предметную среду своей игры или какие-то ее атрибуты. Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными видами деятельности, что разграничить их уже почти невозможно. Изобразительная деятельность, творческий труд становятся по-настоящему мотивированными, значимыми для самого ребенка, обогащая его умения и обобщая его опыт, а процесс создания игрушек хотя и замедляет игровое действие во времени, нередко открывает новые возможности для построения сюжета.Игра — мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть.Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции.Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие.Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоцианальных контактов, формирование навыко общения.Релаксационная функция — снятие эмоцианального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эфективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.Функция самовыражения — стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных стремлений, которые невыполнимы ( трудно выполнимы) в реальной жизни.Существуют разные виды игр, характерных для младшего дошкольного возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические игры, игры-драматизации, конструктивные игры. Большую роль для развития дете в этом возрасте имеют творческие, или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как например в труде, письме, рисовании)Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.Игра является формой творческого отображения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.2. Структура игры и этапы ее развития.Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.Игровой замысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» ); созидательный труд ( строительство гаража, постройка домов); общественные события, традиции ( праздники, встеча гостей, путешествия). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.Сюжет, содержание игры — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое придается роли в процессе действия, многие из игр получили название ролевых или сюжетно- ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но ребенок младшего дошкольного возраста не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, водителя автобуса, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: водитель крутит баранку, издает звуки двигающегося автобуса, объявляет остановки. В процессе игры в этом возрасте правила устанавливают частично взрослыми. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.Л.В. Выготский считал, что роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально возпроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через этап их речевого выполнения ( ребенок уже не действует игровым предметом, а расск5азывает о действии).Игровое употребление предметов может реализоваться как в форме использавания изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшительную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и в форме замещения одних предметов другими ( с соответствующим переименованием). Замещение представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры.Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.В младшем дошкольном возрасте в начале года, как и в раннем основное содержание игры — действия с предметом. Однако теперь эти действия развертываются последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Игра многократно повторяется. Игрушки дети используют одни и те же — любимые. В игре объединяются 2-3 человека.Во втором полугодии содержание игры — это по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становятся основными правилами. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с паралельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отображают в игре не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.3. Игра как форма организации жизнедеятельности детей.Одним из положений педагогической теории игры является признанием ее как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог педагог вовлекам детей в новую.Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержатся в работах А.П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно в ней решать с наибольшим эффектом.Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей способности к игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.Направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она — своеобразная самостоятельная деятельность детей. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется Общественная жизнь детей. Игра позволяет детям самостоятельно использовать те или иные формы общения.В процессе игры между детьми складываются два вида отношений.отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры.Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстникам ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, жертвует своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития ( дети застенчивые, агрессивные, малоактивные, с нарушениями речи). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех детей без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.Как форма организации жизни и деятельности детей, игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня необходимо выделять время, когда дети могут спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагогу следует продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, вызвать их активность, вызвать повышанные эмоции.Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.Автор: Воспитатель ГБОУ Школа 1317Крылова Елена Сергеевна.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X