Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тютикова Жанна Александровна

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО. Выступление на педагогическом совете

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43 «Цветочный город»Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО. Проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ Выступление на педагогическом совете Юрга 2019 Составитель: Ж.А.Тютикова, старший воспитатель,высшая квалификационная категория В данном выступлении систематизируется представление педагогов о необходимости построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. Педагоги знакомятся с результатами тематического контроля о сложившейся системе работы с детьми в рамках ПМП консилиума ДОУ и работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности (дети с ОВЗ). Специалисты ДОУ: учитель – логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог проводят с участниками «ПМПк.кафе» мини мастер – классы по повышению уровня профессионализма и отработке навыков работы с детьми с ОВЗ. Данный материал будет полезен для работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ в процессе развития их профессионального мастерства по работе с детьми с ОВЗ, детьми – инвалидамиСлайд 1Уважаемые коллеги, приглашаем вас посетить наше ПМПк кафе….Эпиграфом  нашей встречи Слайд 2 стало уже хорошо известное всем стихотворениеМир «особого» ребенкаИнтересен и пуглив. Мир «особого» ребенкаБезобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открытМир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка –Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенкаДопускает лишь своих!В сложившейся на сегодняшний день действительности в системе образования Российской Федерации нам педагогам просто необходимо научиться стать «своим» "особенному" ребенку. По-разному мы на это смотрим и по-разному реагируем с позиции человека, родителя, педагога. Нами, как учреждением в этом учебном году в данном направлении проделан уже определенный объем работы. Вот и сегодняшний педагогический совет Слайд 3 – еще одна ступенька на пути нашего с Вами профессионального становления к такой не простой работе.Для того чтобы предстоящая пища для нашего с Вами профессионального ума была не очень тяжелой, мы и определили нашу встречу в ПМПккафе, а для лучшего ее усвоения предлагаю воспользоваться меню.И первое блюдо – это холодная закуска «Творческое ассорти».Однажды мы уже сталкивались с Вами с методический приемом синквейн, который представляет собой составление нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк. Информация на слайде Слайд 4 поможет Вам вспомнить принципы составления синквейна. А я предлагаю Вам в том составе, как Вы сидите за столами в группах сочинить свой синквейн согласно тематики нашего педагогического совета (работа в подгруппах).- Ваши синквейны, уважаемые коллеги, являются доказательством того, что Вы не новички в нашей сегодняшней теме. А данный методический прием Вы легко можете использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а так же в работе с родителями, активизируя их в любой теме. Ну а для того что бы нам с Вами увидеть, какой имеется опыт работы в рамках ПМП консилиума в настоящий момент в нашем учреждении, поможет нам в этом горячее блюдо "Цыпленок табака", то есть справка по итогам тематического контроля "Работа педагогов в рамках ПМП консилиума. Работа с детьми с ОВЗ".Более подробно Вы сможете ознакомится с ней в свободном режиме. А мне сегодня хотелось бы познакомить Вас с теми достижениями, которые мы имеем в работе с детьми в рамках ПМП консилиума и тем, к чему нам нужно стремиться. А так же показать место работы с детьми ПМП консилиума в системе работы педагога с детьми Слайд 5. На сегодняшний день на каждой возрастной группе имеется, но по разному еще пока оформлена отдельная папка "Психолого -педагогическое сопровождение детей в рамках ПМП консилиума". Сейчас Вы можете обратиться к раздаточному материалу и увидеть, что должна содержать такая папка:- список детей, отражающий сильные стороны ребенка и трудности в его развитии, воспитании и обучении. - характеристики педагогов на каждого ребенка;- дневник динамического наблюдения на каждый квартал работы (соответствующий каждому заседанию ПМПк и оценочному периоду), он заполняется воспитателями группы. На группе компенсирующей направленности вместо дневника динамического наблюдения заведены и заполняются воспитателями и всеми специалистами ДОУ индивидуальные образовательные маршруты - на каждом столе есть один из таких маршрутов для ознакомления.Дневник динамического наблюдения и индивидуальный образовательный маршрут условно являются перспективным планом для работы с каждым ребенком в рамках ПМПк. В календарных планах в разделе «Индивидуальная работа» воспитателям необходимо прописывать более конкретные игры и упражнения с конкретными детьми и использовать условное обозначение - ПМПк (жирный курсив) - наглядно Вы можете это посмотреть в раздаточном материале - опыт педагогов группы № 5 "Маргаритка".В работе всех специалистов ДОУ пока кроме инструктора по физическому воспитанию заведены:- журналы учета индивидуальной и групповой работы с детьми в рамках ПМП консилиума; - табеля учета посещения детьми групповых и индивидуальных занятий;- рабочие папки с материалами групповой и индивидуальной работы. Кроме этого, итоги работы в данном направлении за весь учебный год в нашем учреждении отражаются в годовом анализе всех педагогов. А с учетом выводов и рекомендаций в рабочих программах педагогов осуществляется планирование работы на новый учебный год.Основные рекомендации тематического контроля - это:В тетрадях взаимодействия отражать рекомендации по работе с детьми в рамках ПМП консилиума.Ответственные: специалисты ДОУ.Срок: в течение 2019 – 2020 учебного года. В календарных планах отражать взаимодействие со специалистами ДОУ по выполнению их рекомендаций в работе с детьми ПМПк.Ответственные: воспитатели ДОУ.Второе горячее блюдо "Рулетики "Откровение" познакомит нас с результатами анкетирования сотрудников ДОУ на степень их готовности к работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.Результаты анкет указывают на то, что Слайд 6 на сегодняшний день сотрудник ДОУ по всем должностям достаточно хорошо осведомлены о предстоящем постепенном переходе образовательных учреждений России к практике инклюзивного воспитания и обучения, работе с детьми с ОВЗ разных нозологий. Почти половина (45%) участников знакомы с данным вопросом из первоисточников: Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция).В большей степени ребенок с ОВЗ и ребенок – инвалид Слайд 7 воспринимается сотрудниками ДОУ и с сочувствием и с уважением к тому, сколько ему приходится преодолевать – 72%, а в большей степени с активной внутренней позицией принять, проявить заботу, участие, помощь – 94%. Достаточный процент в переживаниях сотрудников приходится на неловкость и не знание, как себя вести – 72%. Это подтверждается и в преобладающем мнение участников анкетирования: «большинство людей сочувствуют таким детям, однако мало знают об их проблемах и практически не контактируют с ними» 78%.При этом, Слайд 8 на совместное обучение детей с ОВЗ, детей – инвалидов и детей с нормальным развитием 56% сотрудников смотрит положительно (или скорее положительно), а остальные 46% включают такие варианты ответов, как: скорее отрицательно, чем положительно; нейтрально; отрицательно или затрудняются ответить.Из широкого спектра критериев по поводу положительного и отрицательного в жизни, как детей с ОВЗ, детей – инвалидов, так и детей нормального развития участники анкетирования видят больше положительного Слайд 9 для развития тех и других детей. Основные критерии – это: - ребенок нормального развития научится помогать другим – 72%;- приобретет навыки общения с «не такими, как ты» - 59%;- научится быть терпимым – 55%;- приобретет опыт сопереживать чужому несчастью – 45%;- ребенок с ОВЗ, ребенок – инвалид научится взаимодействовать со здоровыми детьми – 70%;- будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне со здоровыми детьми – 70%;- появятся широкие возможности проявить свои способности в различных видах деятельности – 55%;- будет более активно развиваться – 50%;Некоторые отрицательные моменты Слайд 10 при совместном обучении детей с ОВЗ и детей – инвалидов участники анкетирования усматривают в том, что:- педагог не сможет уделять должного внимания детям нормального развития – 40%;- возможно плохое отношение со стороны сверстников нормального развития и ребенок с ОВЗ и ребенок – инвалид будет чувствовать себя изгоем- 33%.Несколько отличаются представления сотрудников ДОУ о степени готовности для работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами у своих коллег и своей собственной Слайд 11. А именно: - в представлениях о готовности коллег участники анкетирования в большей степени затрудняются ответить от 40% до 45%;- думают, что их коллеги справятся с работой с детьми с нарушением зрения и интеллекта, если их этому обучить – по 33% по каждому напушению;- степень своей готовности к работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами всех нозологий у сотрудников ДОУ практически в равных долях от 22% до 33% распределилась между критериями: затрудняются в ответе; либо готовы психологически, но нуждаются в дополнительном обучении; а так же не готовы ни психологически, ни профессионально.Таким образом, следует отметить, что в настоящий момент:1) У сотрудников ДОУ сформированы первичные представления о проблеме ведения инклюзивного воспитания и обучения, а так же предстоящей работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами в систему дошкольного образования;2) Сотрудники ДОУ находятся в процессе формирования психологической готовности к предстоящим изменениям;3) Сотрудники ДОУ кроме положительного эмоционального настроя на помощь и поддержку ребенка с ОВЗ и ребенка - инвалида осознают необходимость повышения уровня своего профессионализма в работе с данной категорией детьми.Сейчас для удаления жажды, предлагаю Вам напиток «Экзотический коктейль». А вкусить все его экзотические нотки Вы его сможете в ролевой игре Слайд 12 «Работа ТПМПК»Все игроки делятся на три команды: «Члены комиссии», «Родители», «Дети».Каждый участник получает роль и краткий алгоритм действий согласно этой роли.В течение 7 минут длиться игра.Рефлексия:- Поделитесь своими чувствами, как Вам было?- Что – то хотелось сделать? Сказать?- Спасибо! - Для того, что бы не было ситуаций дискомфорта, агрессии, раздражения и непонимания у всех участников образовательных отношений необходимо нам – педагогам планировать и отрабатывать каждый этап работы в рамках ПМП консилиума конечно, же повышать уровень своего профессионализма, в этом направлении.А поможет нам в этом десерт Слайд 13 .Первое блюдо десерта "Ванильное суфле" – предложение И.М.Шкурской, учителя – логопеда по работе с детьми по развитию речи.Второе блюдо десерта "Кекс с изюминкой" – предложение С.А.Кадочниковой, музыкального руководителя по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.Третье блюдо десерта "Ванильное мороженное" - предложение с.В.Хатьковой, педагога – психолога Для того чтобы подвести итоги нашей сегодняшней встречи я предлагаю за чашкой чая на отдельных листочках оставить свои отзывы в книгу "Отзывов и предложений" Слайд 14 , возможно это станет частью решений нашего сегодняшнего педагогического совета. Кто готов, можно озвучить свои отзывы. Спасибо! Список литературы1 Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник Текст] 2015. - № 4 (9)2 Головей Л. А., Василенко В. Е., Савенышева С. С. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал [Текст] 2015. - №2.3 Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение. Интернет-журнал [Текст] 2014. - №6 (25)4 Петрова Е. А., Козьяков Р. В., Поташова И. И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста [Текст] 2016. - №5.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X