Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Баранова Светлана Валентиновна

Как решать проблему сценического волнения

скачать документ

Вернуться назад

Как решать проблему сценического волнения.Баранова Светлана ВалентиновнаМБОУ ДО «Рыльская школа искусств» Курской области, г. РыльскПреподаватель специального фортепиано Содержание. I. Сценическое состояние музыканта-исполнителя. II. Причины возникновения сценического волнения. III. Способы преодоления сценического волнения. I. Сценическое состояние музыканта-исполнителя. Актуальность темы.Актуальность проблемы обусловлена тем, что сильное волнение очень мешает любому исполнителю, не дает полностью раскрыть свои возможности. Зачастую, именно неумение правильно подготовиться к концерту и незнание методов борьбы с тревогой во время исполнения, приводит к негативному результату. Проблема сценического волнения интересует исполнителей начиная с ХVII века и по-прежнему остается злободневной. Такие известные исследователи, как Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, Ю. А. Цагарелли, В. И. Петрушин и др. изучали вопрос возникновения беспокойства на сцене и пути его устранения. Данной теме посвящено множество книг по музыкальной психологии и педагогике. Целью данной работы является рассмотрение причин сценического волнения у обучающихся и выявление способов его преодоления.Обязательным завершением работы над музыкальными произведениями являются публичные выступления, которые проходят в форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов, конкурсов. Таков порядок обучения в ДШИ.Для преподавателя — это возможность показать свой профессионализм: насколько хорошо он сумел научить ученика навыкам владения инструментом, как развил его творческое воображение, раскрыл его природные возможности, вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в урок, из года в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.Волнение – это неотъемлемая часть выступлений. Сценическому волнению подвержены все без исключения: и малыши, для которых выступление скорее занимательное, чем волнующее событие, и имеющие опыт публичных выступлений, ученики средних и старших классов. Небольшое беспокойство необходимо для исполнения, оно означает, что исполнитель заинтересован в хорошем результате. Однако чрезмерное волнение может сильно навредить качеству выступления. Вот почему так важно разобраться с тем, что представляет из тревога, каковы ее причины, а главное, научиться справляться с ней. Приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Важно не упустить время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями. Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию. Со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя.Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению. Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценические срывы; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики. При вхождении в творческий процесс, пока не обретено хотя бы относительное душевное равновесие, пока человек, как говорится, не взял себя в руки,- вполне вероятны и неточности, и помарки. Музыканту, который публично исполняет свою концертную программу программу, в отличие от литераторов или живописцев не дано исправить погрешность задним числом: у них что сделано, то сделано; это серьёзная причина, в силу которой волнение сильнее, острее, болезненнее.На сценическое состояние музыканта оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент исполнения музыкального произведения. Особенно важную роль играют воля, внимание, слуховые представления. Метод мысленного «проигрывания»произведения позволяет исполнителю тренировать способность концентрироваться над выполнением художественных задач в момент такого волнения.Эмоциональное переживание на сценическое самочувствие оказывают типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент исполнителя.В музыкально-исполнительской деятельности наблюдается некоторая зависимость: музыканты, имеющие неуравновешенный тип нервной системы (холерики), чаще других используют сценическое состояние, напоминающее «концертную лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще впадают в состояние творческой апатии. Труднее преодолевать нездоровые формы сценического волнения музыкантам со слабым типом нервной системой (меланхолики). Мы говорим о четырёх больших классических типах темперамента, в чистом виде эти типы встречаются редко, существует большое количество взаимопереходов и взаимовлияний одного типа на другой.В творческой работе музыканта решение исполнительских проблем, выполнение одних и тех же творческих задач меняет психологическое состояние человека.Подготовка исполнителя к сценическому выступлению – одно из важнейших направлений педагогики музыкального образования. Публичное выступление является важнейшим элементом учебного процесса. Исполнитель при нахождении на сцене испытывает стресс, волнение, которые выражаются порой тряской рук и ног, частым сердцебиением, снижением концентрации внимания. Публичное выступление является своеобразной стрессовой ситуацией. Успешная музыкально-исполнительская деятельность учеников на сцене является результатом комбинации многих факторов, среди которых основным выступает сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня предконцертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. Эмоции исполнителя-музыканта должны подчиняться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своими действиями, так как психическое состояние человека оказывает решающее влияние на его музыкально-исполнительскую деятельность на сцене.Практика подготовки учащегося-пианиста к сценическому выступлению позволяет утверждать, что следует разделять факторы, которые воздействуют на состояние исполнителя перед публикой на внешние и внутренние. Одним из главных внешних факторов для учащихся является новизна ситуации: акустические особенности зала, качество инструмента, а в конкурсной обстановке – результаты жеребьевки, соревновательный характер. Внутренние факторы определяются эмоциональной устойчивостью, состоянием здоровья человека, настроением, жизненной ситуацией. II. Причины возникновения сценического волнения.От умения управлять своим эмоциональным состоянием на сцене во многом зависит эффективность подготовки к концерту, а стабильность и психологическая устойчивость становятся необходимыми качествами творчества музыканта-исполнителя. Именно эти качества и должны формироваться у обучающихся. Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.Боязнь забыть нотный текст - распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. Г.М.Коган метко подметил, что исполнители чаще всего волнуются из-за боязни забыть текст. «Но сама по себе память,- пишет Коган,- тут по большей части не при чём. Они волнуются оттого, что бояться забыть, забывают же оттого, что волнуются ». Волнуются, исполняя произведения публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются.  Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточней выученности текста. И тем не менее произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе - и наоборот.Главное заключается в умении и способности исполнителя сосредоточиться на исполняемом. У людей музыкально одаренных, обладающих особыми сценическими способностями, этот дар самососредоточения проявляется в той или иной мере интуитивно. Л.А.Баренбойм видит причину провала исполнительской памяти и других ошибок, которые сопутствуют сценическому волнению, в «обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами»/ «Сверхконтроль» над давно выработанными исполнительскими навыками, над автоматически налаженными процессами, по мнению Л.А.Баренбойма, приносит вред, если совершается перед выступлением.Каковы же причины страха перед сценой? В данном случае следует говорить о комплексе причин: 1) Первая причина- это внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о неудачном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения. 2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Во время концертного исполнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания. 3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. 4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором.5) Пятая причина– усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Вместе с тем существует такое понятие, как нормальное сценическое волнение. Оно включает в себя способность двойного переживания времени на сцене, которое заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. Особенность исполнения заключается в том, что мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманы и прочувствованы заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны как бы стать сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов. Нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишённым харизматических качеств.Практика показывает, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называется продуктивным.А излишнее волнение, не связанное с интерпретацией, наоборот, мешает самовыражению и является непродуктивным. Сам факт прочной «сделанности» материала действует успокаивающее на психику исполнителя и является в определенном смысле гарантом от капризов памяти на сцене. Качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий стремления его к дальнейшим занятиям.Но помимо профессиональных задач в музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект – психологический, который непосредственно связан с подготовкой исполнителя к публичному выступлению и предполагает волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. Психологическая подготовка, иными словами, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.Что касается учащихся, только начинающих осваивать азы исполнительского искусства, то им необходима профессиональная помощь и поддержка.В связи с этим возрастает значимость педагога, который, помимо творческого наставничества, должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в выборе средств психологической подготовки к концерту.Увлечённость исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает артисту направить своё волнение в нужное русло. III. Способы преодоления сценического волнения.Уже в период обучения в детской музыкальной школе, необходимо донести до ученика, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем. Перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.Несмотря на весь процесс обучения, который проходит под контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей ребенка. Поведение на сцене , самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать». Волнение музыканта – исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это дезорганизует творческие способности.На успешность выступления влияет процесс подготовки к нему. Педагог должен обязательно обращать внимание на следующие моменты:1) Подбор программы.Необходимо проанализировать способности и возможности ученика, и выбрать для него посильную программу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя сильнее, увереннее, артистичнее и музыкальнее, утвердит в нем формулу «Я могу!». Убирается лишняя причина для стресса: боязнь сложности произведения.Среди «Жизненных правил для музыканта» Роберта Шумана есть одно замечательное правило: «Старайся играть легкие пьесы красиво и хорошо. Это лучше, чем посредственно исполнять трудные».2) Идеально выученная программа – одна из составляющих безупречного исполнения без боязни забыть нотный текст, что чаще всего является основной причиной сценического волнения.3) На уроке необходимо найти для каждого произведения комфортный темп, в котором в классе получается все без напряжения, легко и естественно.Не все дети знают, что количество допускаемых ими ошибок (звуковысотных, штриховых, аппликатурных, интонационных) напрямую зависит от выбранного им темпа. 4) Преподавателю очень важно, определить исполнительские возможности своих учеников. За несколько дней до выступления необходимо проводить репетицию с многократным проигрыванием всей программы, от трех до пяти раз, что позволяет педагогу услышать, какое исполнение будет наиболее удачным. И уже, исходя из этого, в день выступления правильно разыграть ученика перед выходом на сцену. 5) Хорошим тренингом по преодолению сценического волнения является большое количество «маленьких» публичных выступлений, где публикой могут быть мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, просто случайные люди. Такие концерты легко можно организовать дома, в школе, в детских дошкольных учреждениях и т. д. Эффективность таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодолению сценического волнения очень высока. В итоге появится тяга к самостоятельным выступлениям. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры и т.д. 6) Можно посоветовать ребёнку такой способ работы: когда играешь дома, представь себя сидящим на сцене. Репетировать все элементы концерта, начиная с выхода на сцену и заканчивая поклоном. 7) Перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности. Предварительная «обыгранность» произведения также снижает планку волнения исполнителя. Потому что изменившая обстановка тоже вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. 8) Еще одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы, дома или в классе, ученик порой позволяет себе играть «не в полную душевную силу», как бы упражняясь, проучивая. Чтобы музыкальное произведение не превращалось в упражнение, требуется в конце занятия проигрывать его в темпе, словно на концерте, т.е. в присутствии воображаемых слушателей. Очень полезно играть произведение с любой заданной точки. 9) Очень полезно записать, возможно и не раз, исполнение обучающегося. В процессе прослушивания, можно выявить недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. Сам факт того, что ученика записываю, является для него так же тренировкой и маленьким концертом. 10) Очень полезной является игра в медленном темпе, причём не только тогда, когда произведение ещё разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене. Игра в медленном темпе нужна для того, чтобы заложить прочный «психический фундамент», вникнуть в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как говорит Г.Коган «в лупу» и «уложить в мозгу», надрессировать нервную систему на определенную последовательность звуковых движений.Полезно поговорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие артисты говорят о том, что если перед концертом исполнитель не волновался, впоследствии оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким беседам волнение приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит осознание волнения как чувства нормального, естественного в данной ситуации и даже в чем-то полезного.Однако не стоит забывать о том, что надо настроиться на достижение положительного результата.Необходимо объяснить ученику, что когда выходишь на сцену – не нужно стараться быть лучше всех. Из – за этого порой и всё волнение. Просто надо быть самим собой и играть как дома. И вообще, мне кажется, что наше сценическое волнение возникает от неуверенности в себе, от страха оценивания нас и от человеческой гордости ( я лучше или хуже).Каждый из нас индивидуум. Мы все разные, одному стоит подучиться, другому – отшлифоваться. Страх – это внимание направленное внутрь себя. То, что можно, назвать «внутренним диалогом с самим собой». Как правило, как только мы направляем свое внимание наружу, сосредотачиваясь на внешней задаче, мы прекращаем вести внутренний диалог. Если ребенок слишком погружен в собственные переживания, то надо порекомендовать подумать о деле, о содержании произведенияИсследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику.Также можно дать ученику несколько советов:- в ночь перед выступлением важно хорошо выспаться, чтобы днем чувствовать себя легко и бодро.- перед выходом на сцену не следует сильно наедаться. Незадолго до выступления можно съесть кусочек шоколада для поднятия настроения и внутренне эмоционального тонуса.- популярным способом, помогающим побороть напряженность, является произнесение положительных фраз, таких как «Все ждут моего выступления», «Я умею заинтересовать слушателей» и т.п.- для того, чтобы ученик расслабился можно посоветовать представить, будто в аудитории сидят не слушатели, а игрушки или зверюшки. Также весьма эффективно бывает подумать о чем-то хорошем. - в момент ожидания своего выхода на сцену не нужно усердно повторять концертную программу и судорожно ходить по коридору. Лучше всего принять удобное сидячее положение и мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.- перед выходом можно сделать три глубоких вдоха с короткими выдохами с задержкой дыхания. Это упражнение нормализует пульс и поможет собраться.Ни в коем случае нельзя принимать успокоительные средства. Это вызовет вялость и торможение. - выйдя на сцену, важно получать максимальное удовольствие от царящей вокруг атмосферы, в частности, от исполняемой музыки. - не следует задумываться о присутствующих в зале. Главное – войти в образ и играть, в первую очередь, для себя.- можно представить, что ученик выступил и уже уходит с выступления, и уходит очень довольным собою, довольным тем, как выступил. Пофантазируем и услышим восхищённые и одобрительные возгласы и лица тех, перед кем вы только что выступали. В общем, попробовать задать конечные положительные параметры для подсознания.Всё рассказанное выше – это только общие правила действия, возможные в ситуации, когда преподаватель наблюдает волнение у обучающегося. Какие же конкретно выбирать меры для устранения волнения, выбирать педагогу. И здесь необходим опыт, педагогическое чутье, внимание к ребенку, чтобы ни в коем случае не навредить, а только помочь.  ЗАКЛЮЧЕНИЕЗначение концертной деятельности в развитии юного музыканта трудно переоценить. В ходе подготовки к ней перед музыкантом-исполнителем важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене.В ходе образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи ребенку в проживании волнения при подготовке и в процессе самого выступления.Подготовка к концертному выступлению учащихся в учреждении дополнительного образования включает различные приемы и методы, направленные на помощь ребенку в повышении уровня исполнительских навыков, результативности в обучении, в формировании позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в условиях концертной деятельности.После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма.Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.Главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем».Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления.Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста. Успех достигается там, где все три функции психики: интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.Конечно, приобретение уверенности на сцене – это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.Полная сосредоточенность на музыкальном образе, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и желание рассказать другим то, что видишь в музыкальном произведении - вот путь преодоления сценического страха. Литература:Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» М.: Музыка, 1974г.Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы. Л.,1974.Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве» Л.: Музыка, 1985г.Джудит Е. Пирсон. 10 советов как преодолеть страх публичного выступления.http://www.harbor.ru/bl/psiholog1101.htmКоган К. «У врат мастерства» М.: Музыка, 1969г.Колпикова Т.А. Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления. — III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 – 20 февраля 2011 года. http://www.rae.ru/forum2011/135/964Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста» М.: Кифара, 2002г.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» М.: Классика-XXI, 1999г.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие; М.: Советский композитор, 1989г. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»Учебное пособие.С-Петербург: Композитор, 2008г.Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие; Новосибирск: 1998. 10

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X