Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Авдонина Ольга Николаевна

Методические рекомендации для преподавателей по развитию образного мышления студентов музыкального колледжа

скачать документ

Вернуться назад

Методические рекомендации для преподавателей по развитию образного мышления студентов музыкального колледжаАвдонина Ольга Николаевна.МБОУ ДО «ДМШ №1 им. Р.Н. Нагимова» ,г. АльметьевскПреподавательОбразное мышление – это способность воспринимать характер музыкального произведения, передавать его значение в широком и узком смысле, анализировать его трансформацию на протяжении всего произведения и проводить параллель музыкальной мысли с другими видами искусства. Развитие образного, творческого мышления очень важно для музыканта-исполнителя. Уровень и степень формирования мышления находится в постоянном развитии. Развитие образного мышления влечет за собой важную роль не только в психологии человеческого сознания, но и творчества. Это обуславливается тем, что музыкант-исполнитель должен быть разносторонне развит. Его умения оперировать, анализировать образ и характер сочинения, служат для наиболее точной передачи смысла и идеи исполняемого произведения. Музыкант-исполнитель должен уметь анализировать музыкальные произведения разных жанров, эпох и стилей. Лишь раскрыв все мельчайшие детали музыкального произведения и проанализировав образную линию совместно с характером, музыкант-исполнитель добьется успеха. Методические рекомендации позволяют не только сформировать образное мышление, но и провести диагностику полученных результатов на базе выполненных заданий. Результаты подкрепляются критерием оценок с последующим пояснением. Стоит отметить, что очень часто для развития образного мышления использует программную музыку – смысл названия композитор проносит лейтмотивом на протяжении всего произведения, помогая определить его глубокий смыл. Именно поэтому анализ названия сочинения – первая ступень познания характера и образа произведения.Педагогическая задача состоит в том, чтобы использовать разнообразные методы и способы развития музыкально-образного мышления посредством знакомства с произведением. К таковым относятся:1.Визуализация. Этот метод напрямую связан со зрительным контактом. В данном случае – анализ текста романса – вывод характера. Такой метод очень часто применяется при разборе программного произведения. Именно способность визуализировать позволяет студенту наиболее четко сделать выводы о поэтическом тексте и его значении. При анализе возникают определённые модели - цветовое и графическое изображение прослушанного музыкального фрагмента; изображения характера с помощью пластических движений (отображение темпа и характера музыки при помощи тела и рук).2.Система вопросов и заданий для анализа текста. Эта система подразумевает за собой постановку вопросов, касающихся произведения, получив ответ на которые, помогают в дальнейшем раскрытии образа и характера произведения. (Какой подход к тексту композитор использовал в своем романсе? Соответствует ли название романса с его музыкальной стороной? И т. д.)3.Сравнение. Этот метод подразумевает сравнение сюжета музыкального сочинения с другими видами искусства – параллель названия, характера, темы с произведениями литературного жанра, хореографии, живописи, архитектуры.4.Эмоциональный отклик. Именно эмоциональный отклик помогает завершить комплексное, целостное понимание характера произведения и его образа, выявить его особенности .Все это положительно влияет на творческое развитие образного мышления в рамках урока музыкальной литературы. В конечном результате студенты на уроках музыкальной литературы должны уметь:•видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;•продуцировать новые идеи и умение их высказывать;•демонстрировать нестандартное мышление;Система вопросов и заданий также помогает раскрыть студентам образное содержание музыкального искусства как творческого прочтения музыкального сочинения, в данном случае – романсов. Вопросы должны содержать в себе не только словесную форму, но и жесты, возможно даже собственное исполнение – интерпретация услышанного. Они могут через сопоставление музыкальных произведений между собой, через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. Главное – направленность вопроса, обращение внимания к своему внутреннему миру, ощущениям, эмоциям, мыслям, впечатлениям, а не вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро).В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.Одним из приемов проверки уровня развития образного мышления является анализ проверочных работ, тестов, устный опрос о характере прослушанного произведения, его идеи, и эмоций, возникающих при прослушании. При всем этом задача педагога состоит в том, чтобы:Грамотно скоординировать все вопросы, касающиеся выявления развития образного мышления;Осуществить проверку при помощи тестирования, устного опроса или же творческого задания, куда может входить сочинение мелодии в стиле, образе и характере прослушанного произведения;Определить критерии оценивания. Если это тестовое задание, то оценивание будет складываться из полученных правильных ответов. Например: оценка «5» (большинство правильных ответов) – студент хорошо закрепил полученный материал. Данный результат показывает, что он внимательно следил за ходом урока и активно отмечал на вопросы. Оценка «4» (2 ошибки) – данный результат показывает, что студент должен обратить внимание на неправильные ответы при выполнения теста и сделать работу над ошибками. Оценка «3» (3 и более ошибок) – анализ данной работы показывает, что студент плохо воспринял данный материал и был невнимательным на уроке. Стоит обратить внимание на весь материал и выполнить дополнительную домашнюю работу.Уровень развития образного мышления студентов можно измерить с помощью различных тестирований, блиц-опросов, викторин, письменных работ. Все это так же позволяет выявить степень закрепления полученного на уроке материала.Создание методических рекомендаций с диагностическими указаниями и подробным анализом произведений для преподавателей теоретических дисциплин, помогают в работе над развитием образного мышления обучающихся на основе знакомства с вокальным творчеством С.В. Рахманинова. Целью методических рекомендаций является обучение студентов анализу музыкального сочинения, вычленение главной идеи и характера произведения, его особенностей, а также воссоздание художественного образа. Также следует отметить, что развитие образного мышления – одна важных частей в воспитании музыканта-исполнителя. Понимание характера и воссоздание образа произведения выводит исполнителя на новый уровень мастерства. Список используемой литературыАлиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.-М.: Владос, 2000. – 336с.Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600с.Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Музыка, 1998. -215с. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб.: Просвещение, 2007.— 287 с.Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. – 160с.Липпс Т. Руководство к психологии. – Спб., 1997. - 103 с.Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015.- 154 – 164 с.Матюгин И.Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения.- М.: Учитель, 2003. – 56с.Николаева-Солдатенкова Т.Б. Формирование художественных эмоций учащихся в процессе обучения музыке.- М: Москва, 2015.– 276 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X