Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: ЧЕРНЯКОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ, КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.

скачать документ

Вернуться назад

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ, КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.Чернякова Н.В. Одной из важных смысложизненных ориентаций является патриотическая направленность человека. Патриотизм является важнейшей социальной и нравственной ценностью как для отдельного человека, так и для общества в целом.Настоятельная потребность в воспитании патриотизма связана с современной сложной ситуацией межгосударственных отношений, необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.Патриотизм – это любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить интересам страны.На проблему воспитания патриотизма обращено внимание органов власти, многих научных деятелей, философов, педагогов, психологов. 1 декабря 2016 года на очередном послании Президента Федеральному собранию В.В. Путин в первом тезисе отметил «Граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что всё их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней – вот что лежит в основе этого объединения».Президент Российской Федерации уделил внимание патриотизму как ценности, которая объединяет россиян, а также подчеркнул, что Российский народ способен отстаивать и защищать национальные интересы и независимость Российской Федерации.В феномен патриотизма вкладывается особый глубокий богатый смысл жизни человека в родном обществе, государстве, стране. Многие исследователи вложили в сущность понятия «патриотизм» следующий смысл. Так, В.А. Сухомлинский, рассматривал патриотизм как чувство долга, осознанно переживаемая гражданская позиция, социальный оптимизм, духовное богатство человека, способность дорожить святынями Отечества; В.Г. Белинский утверждал, что патриотизм предоставляет возможность человеку стать полноправным членом гражданского общества; Ж.Ж. Руссо видит в данном феномене результат моральной личности; патриотизм – как ответственное отношение к семье, другим людям, своему народу и Отечеству рассматривает Н.В. Бордовская.Важное место и особая роль в воспитании патриотизма как базовой составляющей культуры принадлежит семье и образовательным организациям, а более точно значима роль взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании детей, в особенности подростков и молодежи.Подростковый период является, по мнению многих педагогов и психологов (Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и др.) наиболее сензитивным периодом в развитии личности, когда крепнут ценностные ориентиры и формируется мировоззрение. Подростки и молодежь является наиболее сложной и значимой категорией. В этом смысле важно пристальное внимание семьи и школы к вопросам патриотического воспитания.Обучающийся развивает нужные способности к управлению своими чувствами, учится управлять собственным поведением через семью и образовательные организации. Важнейшая функция семьи заключается в воспитании, развитии, создании условий для усвоения социальных норм, нравственных ориентиров, развитие опыта субъекта деятельности, правил принятых в обществе. Семья и школа оказывают самое прямое воздействие на процесс и результат социализации подрастающего поколения.Исследователь Д.В. Крупницкий в своих трудах отмечает, что «формирование образа Родины в школьный период имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения обучающихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей».Патриотизм как базовая жизненная ценность человека формируется в первую очередь через семью. Взрослые передают смысловое содержание любви к Родине, своему Отечеству. Только через личный пример, образ жизни, поведение в обществе взрослого, ребенок усваивает ориентиры будущего, у него формируются установки позитивного отношения к стране как к собственному дому. На основании теоретических положений, одним из показателей результата деятельности субъектов осуществляющих патриотическое воспитание обучающихся является уровень сформированности патриотизма.В этой связи нами было проведено исследование с целью выявления уровней и составляющих сформированности патриотизма обучающихся. Анкетный опрос проводился в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах города Брянска.В этой связи было проведено анкетирование обучающихся. Всего в первом анкетировании приняло участие 116 обучающихся 9-11 классов. В результате обработки данных анкет, были выявлены уровни сформированности патриотизма обучающихся. В результате обработки данных, было выявлены, следующие уровни сформированности патриотизма обучающихся низкий – 4,5%, средний – 88%, высокий – 7,5% обучающихся. В процессе обработки результатов анкетирования не были зафиксированы результаты обучающихся по шкале «очень низкий уровень» сформированности патриотизма. Результаты являются на наш взгляд положительными в динамике патриотического воспитания молодежи. Следующим исследовательским шагом было проведение второй анкеты с целью разностороннего изучения состояния патриотического воспитания обучающихся. Вопросы анкеты были посвящены патриотической самоидентификации, эмоционально-чувственному восприятию своей страны, готовности к участию в деятельности общественных организаций, анализу мнений обучающихся относительно воспитательной работы школы в сфере патриотизма.В анкетном опросе приняли участие 165 обучающихся 9-11 классов. Относительно ощущения себя патриотом ответы обучающихся распределились следующим образом: да, ощущаю в полной мере (53%), ощущаю не в полной мере (39%), не ощущаю себя патриотом (5%) и 3% обучающихся затруднились ответить. Следует отметить, что большинство обучающихся в разной степени ощущают себя патриотами. Это свидетельствует о положительной патриотической идентификации. Далее обучающимся был предложен вопрос, выявляющий характер личной значимости быть патриотом России. Большинство обучающихся отметили, что быть патриотом, означает – любить Родину (69%), уважать традиции (65,5%). В блоке патриотической самоидентификации были также получены следующие средние значения: «быть патриотом» - быть готовым к защите своей страны (43%), испытывать чувство гордости за страну (37%), любить свою страну (34%), испытывать чувство долга и ответственности (27,5%). В меньшей степени обучающиеся отметили следующие составляющие патриотической самоидентификации: работать с полной отдачей сил на благо своей страны (11%), работать во благо и для процветания страны (15%), быть привязанным к своей Родине (19%). Далее обучающимся был предложен вопрос, направленный на уточнение смысла быть гражданином России. Так, большинство обучающихся отметили, что быть гражданином, значит любить свою Родину, быть патриотом (51%). Важно отметить, что обучающиеся соотносят понятия «патриот» и «гражданин» как тождественные, в основе которых лежит любовь к Родине.Интерпретируя вопросы исследовательского блока эмоционально-чувственного восприятия собственной страны, были выявлены следующие результаты. Обучающиеся указали, что чувство гордости за Россию вызывает: история страны (52%), культурное наследие народов России (42%), независимость (39%), природное богатство страны (37%).Итак, обучающиеся, прежде всего, указали культурно-исторические факторы, независимость и разносторонние возможности страны, вызывающие патриотические чувства и гордость за страну. Обучающиеся, также отметили готовность пожертвовать своими личными интересами ради интересов государства и четкости их понимания (74%). С целью анализа следующего исследовательского блока посвященного выявлению готовности обучающихся к участию в деятельности общественных и политических организаций, было обнаружено, что 57% обучающихся видят для себя реальную возможность участия в политических молодежных организациях и движениях для реализации своих интересов. Анализ мнений обучающихся относительно воспитательной работы школы в сфере патриотизма показал – большинство обучающихся считают, что школа должна заниматься развитием гражданственности и воспитанием патриотизма. Также обучающиеся указали, что активно принимают участие в мероприятиях посвященных гражданственности и патриотизму, посвященных любви к Родине, государственным праздничным датам. Таким образом, по мнению обучающихся, подчеркивается положительная роль школы в создании условий для воспитания патриотизма.Необходима целенаправленная систематическая работа по формированию у обучающихся патриотических чувств сознания, любви и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга перед страной.В реализации идеи взаимодействия семьи и школы, а также их ролевой актуализации в патриотическом воспитании необходимо создавать следующие условия:обеспечение доверительных отношений между педагогами и родителями;активизация совместной с родителями работы по реализации идей воспитания патриотизма;формы взаимодействия семьи и школы должны предусматривать максимальную возможность участия в мероприятиях;научной общественности необходимо создавать эффективные модели патриотического воспитания на основе учета взаимодействия семьи и школы;в условиях образовательной организации ориентироваться на ценностный потенциал содержания образования, преимущественно предметно-гуманитарного цикла;важно интегрировать учебную и внеурочную деятельность;необходимо создавать и качественно реализовывать программы совместных действий семьи и школы, направленные на воспитание патриотизма.Организация взаимодействия семьи и школы в целях воспитания патриотизма должна обеспечивать следующие направления деятельности:воспитание на традициях государства и общества, примерах истории Отечества;организация проведения мероприятий по увековечиванию памяти павших за суверенитет страны;создание и совершенствование работы музеев, выставок боевой славы в школах;организация встреч с ветеранами войн и боевых действий;проведение праздничных мероприятий, концертов, посвященных памятным датам, конкурсов, выставок, просмотр видеофильмов, проведение викторин;организация и проведение военно-спортивных мероприятий (военно-спортивные игры, туристические слеты и походы по местам боевой воинской славы и др.).Указанные и другие важные направления деятельности в условиях образовательной организации способствуют развитию коллектива обучающихся, укреплению гражданской активности учащейся молодежи, а также формированию таких качеств как добро, справедливость, преданность своему Отечеству, развитию духовно-нравственных ценностей.Следовательно, взаимодействие семьи и школы в контексте патриотического воспитания должно быть направлено на развитие у обучающихся социальных представлений о патриотизме, а вместе с ними духовности и нравственности; формирование побуждения обучающихся к совершению нравственных и моральных поступков; формирование опыта патриота обучающихся; педагогическое просвещение родителей в формах педагогического лектория, родительских собраниях, индивидуальной педагогической беседы.Таким образом, одна из ведущих ролей принадлежит семье в воспитании патриотизма. Обучающиеся принимают участие в воспитании вместе со своими родителями, так как это взаимодетерминированный процесс. Основная задача педагога, особенно классного руководителя – организация взаимодействия школы и семьи с максимальной эффективностью воспитательного воздействия. Вместе с тем, отметим, что эффективность и целевая направленность многих направлений по воспитанию патриотизма возможна только при условии тесного, интегративного, систематического взаимодействия семьи и школы, так как они выступают основными социальными институтами, способствующими разностороннему развитию личности.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X