Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ракова Татьяна Витальевна

Музыкальное развитие детей в условиях семейного воспитания

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска«Детская школа искусств № 16»Методическая работа«Музыкальное развитие детей в условиях семейного воспитания» Выполнила: преподаватель Высшей квалификационной категории Ракова Т.В.г. Новосибирск2019 г.Содержание:Введение…………………………………………………………………………...3Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29Заключение……………………………………………………………………… 31 Литература………………………….…………………………………………. 36 Введение Семейное воспитание сегодня - это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное, о чем свидетельствуют труды философов (М.М. Бахтина, Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского), педагогов (Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой), психологов (П.П. Блонского,Л.С. Выготского). Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. О.Л. Латышев, анализируя педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей, подчеркивает, что музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания. Автор фиксирует внимание и на причинах этого процесса: несогласованность семейного и школьного музыкального воспитания, пассивная позицией определенной части родителей и низкий уровень их педагогической культуры, недооценка музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности. Проблемам музыкального развития детей в условиях семейного воспитания посвящены работы Н.А. Ветлугиной, О.Л. Зверевой, О.П. Радыновой. Анализ литературы позволил выделить следующие несогласованности: поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия, разрешимость которых возможна путем построения определенной воспитательной системы. Можно выделить основные противоречия между: - демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы семьи в воспитании детей и внутренней неготовностью к этому родителей;- существующими богатейшими традициями музыкального воспитания в русских семьях и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов и др. Музыкальное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для адаптации ребенка в музыкальной среде, музыкального самодвижения личности. Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что «одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» (1, с. 7). Уже в самом раннем детстве можно увидеть проявление творческих процессов, которые наиболее ярко просматриваются в играх детей. Игра ребенка – это не простое воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на деревянной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. в сюжетно-ролевых играх. Это является примером самого настоящего детского творчества, а музыкальное развитие и творческие способности неразрывно связаны между собой. Как отмечает Т.Н. Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое снижение интереса к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и накоплением своего опыта у детей появляется адекватная самооценка. Они стесняются своих работ, если что-либо не получается, отказываются показывать их окружающим. В результате у ребенка может появиться неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии (3, с. 20). И все же многие педагоги, такие как Н.А. Ветлугина, О.Л. Зверева, О.П. Радынова считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а ориентир на младший школьный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни. Направляя восприятие ребенка на доступные проявления красоты и доброты в музыкальных образах, воспитывающий формирует интерес воспитанника к музыке, музыкальному образу, окружающей жизни в целом. Развитие личности ребенка приобретает социальную направленность и значимость, а его эстетические и нравственные чувства близки между собой и часто совпадают. В эти годы у индивида может происходить активное формирование музыкальных потребностей. Не все родители понимают, «как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребенка чтению и математике». Но данные, полученные известными нейропсихологами В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман (4, с.65), указывают на положительное влияние эстетического развития ребенка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе, а также на процесс его дальнейшего обучения. Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество – «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, но самом деле являются зародышами творчества» (9). Эти утверждения еще раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей. Среди современных исследований в области педагогической науке имеются свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребенка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в результате чего появилась возможность более глубокого изучения семьи как социального института воспитания (3). В семье обычно отсутствует жестко заданная система взаимоотношений, строгая структура власти с заранее предписанными ролями и статусом. Контакты между членами семьи строятся на основе родства, любви, привязанности, доверия, характеризуются открытостью и эмоциональностью. Для ребенка семья является наиболее мягким и наиболее ограничивающим типом социального окружения, а эмоциональный компонент в семейном воспитании преобладает над рациональным. На сегодняшний день область семейного воспитания менее изучена по сравнению с воспитанием общественным, так как семья является довольно сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают в свою семейную жизнь посторонних, даже если это исследователи. Кроме того, для исследования семьи необходима разработка и применение методов, которые отличаются от используемых в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса. Объектом изучения в данной работе является развитие музыкальных способностей детей в условиях семьи. Предмет исследования – создание условий для развития музыкальных способностей детей в условиях семьи. Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье. Проблемой творчества, а музыкальное развитие ребенка, безусловно, является творческим процессом, занимались многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова. Л.С. Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» (1, с.3). Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создает ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было. Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С. Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» (1, с.4). А кто, как не семья, не родители, дадут возможность и создадут условия направить в нужное творческое русло, в нашем случае музыкальное, развитие маленького человека? Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей. В качестве эффективной методики, направленной на развитие музыкальных способностей ребенка в условиях семьи, можно выделить методику О.П. Радыновой, позволяющую раскрыть и обозначить наиболее важные аспекты данного вопроса.Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что с момента рождения среда для ребенка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Автор книги «Дошкольная педагогика» Куликова Т.А. отмечает, что вся жизнь семьи складывается из отдельных социальных ситуаций. Это прощание перед сном и приветствие друг друга утром, расставание перед уходом на работу, в детский сад, в школу, сборы на прогулку и многое другое. Родители, придавая целевую направленность той или иной социальной ситуации, превращают ее в педагогическую. Тогда фактором воспитания становятся всё окружающее: интерьер помещений, расположение предметов и отношение к ним, различные события семейной жизни, взаимоотношения и способы общения между членами семьи, обычаи и традиции и т.д. (7, с.102). Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребенка, развития его способностей. Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребенка. Также Куликова Т.А. считает, что особенность воспитательной деятельности семьи – в ее непреднамеренности, естественности. Домашнее воспитание индивидуально, конкретно, персонализировано, благодаря чему оно благоприятно для инициирования развития ребенка (8, с.103). Активность ребенка, реализующаяся в той или мной деятельности, служит основой для формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности и для его всестороннего развития. По своему содержанию семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольном учреждении, где программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребёнка к реальной жизни. В семье же ребенок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребенком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах. Таким образом, семья знакомит ребенка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт. Также можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни. Воспитание в семье имеет ряд особенностей. Опираясь на исследования Марковой Т.А. и Куликовой Т.А, можно выделить следующие особенности семейного воспитания:Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей и других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье целенаправленные действия родителей сочетаются со стихийными воздействиями, выражающимися в манере поведения, укоренившихся привычках взрослых, их распорядке и другом. Такие воздействия регулярно повторяются и оказывают влияние на ребенка изо дня в день. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребенка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает.Воспитательный процесс в семье – это явление своеобразное, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно, словом и делом, интонацией и поступками взрослых. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания – родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.В семье организуются разнообразные виды деятельности детей. После рождения ребенка родители обеспечивают его взаимодействие с окружающим миром, создавая определенную окружающую среду, так как сам по себе ребенок не может полноценно развиваться. В семье ребенок приобщается к различным видам деятельности: познавательной, игровой, предметной, учебной, трудовой, творческой, а также деятельности общения. Первоначально это совместная с взрослыми деятельность. Но и на этом этапе ребенку необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, оценка, одобрение, дополнительная информация о той или иной деятельности. Дети, подражая близким, родным людям, овладевают формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Происходит процесс социализации ребенка, который предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками как коллективной, так и индивидуальной работы, а также приобщение к человеческой культуре.Семья представляет собой малую группу, «микрокосмос». Это соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, поэтапного расширения его опыта и кругозора. Обычно в семье проживают совместно 2-4 поколения. У членов семьи разные жизненные позиции, убеждения, идеалы. Случается, что один и тот же человек может быть и воспитателем и воспитуемым. Члены семьи комплексно влияют друг на друга.Еще одна особенность семейного воспитания заключается в том, что его цель – всестороннее развитие личности. Большую роль в формировании личности ребенка играет нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Это и социальные установки, и система ценностей семьи, и взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, а также нравственные идеалы, потребности семьи и семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – это первый образец общественных отношений. И особенностью семейного воспитания является то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.Исследователями отмечена такая особенность семейного воспитания как регулирование различных отношений ребенка с внешним миром. Часто родители и другие члены семьи смягчают внешние требования и подстраховывают возможные отклонения от нормы, снимая стрессы, которые получил ребенок в других сферах жизни. Таким образом, семья, в меру своих педагогических возможностей и сил, оказывает прямое влияние на становление личности ребенка, заботится о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовом развитии. В этом виден приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка. § 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, аморальное поведение и т.д.), другие просто не придают этому должного значения. Поэтому можно сказать, что каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, которые в педагогике принято называть воспитательным потенциалом. Под понятием «воспитательный потенциал семьи» понимают множество характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные возможности и в большей или меньшей степени обеспечивают успешное развитие ребёнка. К ним относят тип семьи, её структуру, материальную обеспеченность, место проживания, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие. Ничто из перечисленного по отдельности не может гарантировать тот или иной уровень воспитания. Эти факторы следует рассматривать в комплексе. А.В. Мудрик выделил следующие основные факторы, определяющие успешность в развитии ребёнка: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический. Социально-культурный фактор включает в себя гражданскую позицию родителей, микроклимат семьи и культуру семьи. Гражданская позиция родителей показывает, насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества. Микроклимат семьи – это совокупность взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые оказывают непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие всех членов семьи, на восприятие всего остального мира и своё места в нём. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье являются стимулом чувств, поведения, действий, которые направляют все её члены семьи друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (например, на сверстников в школе или детском саду, на коллег по работе), а отсутствие душевной близости между членами семьи, конфликтная обстановка часто приводят к появлению дефектов в развитии и воспитании. Повышение образования родителей, их профессиональной активности приводит к тому, что родители стремятся к более насыщенному проведению досуга, развитию и обогащению своего духовного мира, созидательной творческой деятельности. Это способствует сплочению семьи и создаёт возможность приобщить ребёнка к культуре. Современные родители, у которых возросла ответственность за будущее детей, анализируют свою воспитательную деятельность и стремятся к приобретению необходимых умений, знаний. Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей. Культура семьи является одной из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей и её других членов. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи, и умение использовать различные виды и жанры искусства с целью развития ребёнка. Важно, чтобы в семье взрослые не только «потребляли» культуру, но и сами творили, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Это может быть коллективный розыгрыш домашнего спектакля, ведение летописи семьи, сочинение сказок, лепка, рисование, хоровое пение и т.д. Как правило, родители, озабоченные судьбой своего ребёнка, более серьёзно подходят к выбору дошкольного учреждения, школы, а также спортивных секций, кружков, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами. Такие родители с желание принимают участие в жизни и деятельности учреждения, в котором воспитывается их сын или дочь. Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и тем, насколько родители заняты на работе. Возможности семьи материально содержать своих детей и обеспечивать им полноценное развитие во многом зависят от общественно-политического и социально-экономического положения в стране. Воспитывая современного ребёнка, родителям приходится оплачивать дополнительные образовательные услуги и удовлетворять культурные и другие потребности, на что требуются материальные затраты. Условия современного семейного воспитания осложняются тем, что по определённым причинам заметнее стал приток женщин на рынок труда. Работа вне дома, изменённый статус женщины в семье сказывается на воспитании детей. У матери сокращается время общения с детьми и изменяется качество этого общения. Авторитет работающей мамы повышается в глазах детей. Вместе с тем мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи при приготовлении пищи, уборке квартиры. Но такая занятость женщины на работе имеет и отрицательную сторону. Снижается контроль за поведением ребёнка, а у детей нередко формируются не совсем верные представления о социальных ролях женщины и мужчины, в результате чего девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта. У них появляются такие качества, как властность, стремление сделать карьеру. Технико-гигиенический фактор означает то, что воспитательный потенциал семьи во многом определяется местом и условиями проживания, оборудованностью жилища и особенностями образа жизни семьи. Красивая, удобная среда обитания оказывает большое влияние на развитие ребёнка, способствует игре воображения, пробуждает фантазии, образное мышление. Любое жильё должно быть максимально удобным, уютным, имеющим свою индивидуальность. Демографический фактор показывает зависимость особенностей воспитания ребёнка от структуры и состава семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная, материнская, распавшаяся и т.д.). В гармоничной семье родители и дети взаимно связаны отношениями доверия, любви и понимания. В таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса. Таким образом, воспитательный потенциал семьи, включающий в себя различные факторы, играет существенную роль в воспитании и развитии ребёнка. Он может способствовать или препятствовать становлению личности дошкольника, развитию его способностей. Учитывая особенности семейного воспитания и значительное влияние воспитательного потенциала семьи на успешность развития ребёнка, убеждаешься в том, что очень важно развивать творческие способности в семье, максимально создавая для этого все необходимые условия. В данной части были раскрыты особенности семейного воспитания, благодаря которым оно имеет свою силу и эффективность. Рассмотрев воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка, можно обосновать важность создания педагогических условий в семье для развития детского творчества. Обобщая полученные результаты, можно предположить, что уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности зависит от педагогических условий, созданных в семье для развития детского музыкального творчества. § 3. Анализ понятия «музыкальное развитие» Для того, чтобы проанализировать понятия «музыкальное развитие», обратимся к авторам, которые дают трактовку этому процессу: А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской (2, с.253). Авторы говорят о том, что «первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья», и с этим трудно поспорить. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, - все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития. По мнению авторов «музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта» (2, с. 90). Следовательно, «музыкальное развитие» ребенка и есть некий опыт, который приобретается в процессе эмоционального и личностного познания себя и других людей, с помощью которого осуществляется художественное познание окружающего мира, реализуется индивидуальный творческий потенциал. В процессе приобретения «музыкального опыта», согласно взглядам А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской, можно выделить следующие важные, на наш взгляд, педагогические позиции: Обобщенными целями музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе являются:- развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;- развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании он мог доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания. В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:- детское музыкальное восприятие – слушание – интерпретацию;- детское музыкальное исполнительство – импровизацию – творчество. Младший школьный возраст. В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками в целях накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку ориентироваться в характере музыки. В силу сложности восприятия музыки малышами, необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, образное импровизированное движение под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах, разные дидактические игры, ориентированные на музыкально-сенсорное развитие. Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:- развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игра на шумовых музыкальных инструментах);- развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;- формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому;- стимулирование умений сочинять несложные музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах. Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:- воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;- организация детского экспериментирования со звуками (музыкальными и шумовыми), знакомство с качествами музыкального звука (высотой, длительностью, динамикой, тембром);- активация слуховой восприимчивости младших дошкольников. Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы – потому что музыка медленная; медведь идет – потому что музыка низкая и т.д.). Ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко); контрастный характер музыки (веселая-грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая-марш). Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах – дудке, барабане, бубне и т.д. Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4-5лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяет дошкольнику интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:- воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;- развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;- развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты. На основе сформировавшегося метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации. Дети 4-5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. При правильном подходе, дети уже могут осознать, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешний. Освоенные в младшем дошкольном возрасте простейшие понятия о звуке позволяют перейти к азам музыкальной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными детям названиями. В играх путем ассоциаций дети овладевают музыкальными представлениями об интервалах, например секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («кит»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»). Задачи в области музыкального восприятия – слушания – импровизации – творчества:- развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков;- освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах;- освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-двигательных образов в играх и драматизациях;- стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. У детей этого возраста появляется важнейшее умение – переносить полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду, например использовать его в домашнем музицировании, пении. И в этот момент, на мой взгляд, задачей родителей является увидеть в ребенке и поддержать накопленный опыт и, по - возможности, и, конечно, при наличии желания, развивать и дальше. Старший школьный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь можно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими музыкальное развитие дошкольников. Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:- обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;- накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;- обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;- развитие умений творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности. Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации – творчества:- развитие умения чисто интонировать в пении a cappella;- освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;- стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;- развитие навыка сотворчества в условиях коллективной музыкальной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста охотно участвует в играх на ритмическое многоголосие; слышит двух- и трехдольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей; владеет приемами игры на ложках, «копытце», ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных и т.д. В музыкальных играх и хороводах дети выступают сочинителями сюжетов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр. Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством. § 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье Первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, - все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития. Практически все родители стремятся приобщать ребенка с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Мамы и папы приводят ребенка в театр, музей, концертный зал, филармонию, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается их малыш? Особый интерес у родителей вызывает процесс музыкального развития ребенка, и что особенно интересно, первые проявления музыкальности своих чад всегда замечаются мамами и папами, бабушками и дедушками, и никогда не оставляют их равнодушными. Семья обеспокоена тем, что же должны слушать дети дома? Какие музыкальные театры и концертные залы следует посещать вместе с ребенком и как научить его слушать и слышать классическую музыку? Очевидно, что первоочередными задачами семьи становится введение дошкольника в мир музыкальной культуры, взращивание интереса к ней и эмоционально положительного отклика на музыку, накопление опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду, а позже – в школе. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное отношение к ней. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, но основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка, барабан, бубен). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху, развивая метроритмические способности. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально-образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы. Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры. Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать следующие:- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);- способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта. § 1. Методы обучения в семье В музыкальном семейном воспитании, на наш взгляд, возможно использование основных групп педагогических методов. Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности). Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве. Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия). Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний, способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой. Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш, а также ученик постарше не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством. К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь как с маленькими детьми, так и учениками старшего возраста, допускают необоснованную строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке. На наш взгляд, важными педагогическими условиями являются:- использование игровых ситуаций; - соблюдение меры в постановке и оптимальном сочетании репродуктивных и творческих задач; - смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только в ситуации, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье Музыка в семье может использоваться как в виде организованных занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой). К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание аудио-записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку в использовании аудио-технических средств, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей Встречи ребенка с музыкой позволяют ему по-разному использовать ее в жизни. Так, для праздника, приема гостей ребенок предлагает включить веселую, танцевальную музыку, в детском саду ему хочется слушать песни детского репертуара, классическую музыку. А вот дома хотелось бы, чтоб звучали современные песни и музыкальные сказки. Для занятий спортом ребенок предлагает использовать музыку в стиле диско: «Музыка должна быть бодрой», «Чтобы под нее можно было прыгать, бегать, приседать, делать наклоны…», «Можно использовать марш», «Моя мама занимается под специальную музыку и поэтому она стройная». Для удовольствия, для душ некоторые дети предпочитают послушать романсы, старинную музыку или русские народные песни. С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для музыкального развития ребенка можно предложить усилить взаимодействие педагога и родителей. Исходя из собственного педагогического опыта, хочется отметить, что родители расположены к принятию новой информации, касающейся их ребенка через консультации, практические занятия и методическую литературу (опять же касается заинтересованных родителей, не безразлично относящихся к обучению своих детей). Очень успешно проходят совместные с детьми родительские собрания и творческие вечера, на которых атмосфера доброжелательности и взаимопонимания переносится и в домашнюю обстановку. Для учащихся младшего возраста можно рекомендовать совместно с родителями реализовывать предлагаемые педагогом творческие задания, игры и упражнения. Можно также рекомендовать каждой семье по возможности приобретать детские музыкальные инструменты, или современный в наши дни синтезатор, который аккумулирует в себе разные виды инструментов, разные виды стилей и, который, доступен в обращении. Желательно чаще посещать детские музыкальные театры, концерты, филармонии, предназначенные для детей, с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней. Очень приятно бывает слышать от родителей отзывы о том или ином концерте, который они посетили совместно с ребенком. Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности можно рекомендовать обратить внимание родителей на развитие основных музыкальных способностей детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Также необходимы творческие задания, которые позволять каждому ребенку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством. Родителям важно помнить: каким бы видом деятельности не занимался ребенок, необходимо участие, понимание, поддержка и подпитка близких людей. Учреждения, где обучается ребенок, не может дать той полноты счастья и гармонии от проделанной работы, если не будет желания родителей видеть своих детей счастливыми в той деятельности, которой они занимаются!Заключение Целью данной работы являлось изучение создания условий для музыкального развития ребенка в условиях семьи. Анализ литературных источников, практического опыта показал, что согласование педагогических взглядов педагога и семьи выделен как ведущий фактор, определяющий эффективность музыкального развития ребенка. Важным условием музыкального развития в семье является подготовленность родителей в вопросах содержания и активизации детского музыкального творчества. Анализ эмпирических данных позволяет говорить о том, в большинстве семей нет целенаправленного обучения пению, игре на музыкальном инструменте, посещения концертов, театров, совместного организованного слушания музыки. Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства детей, способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать музыкальные способности, столь нужные для детского музыкального творчества. Ведущими педагогами по музыкальному воспитанию О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой доказано, что музыкально-слуховые представления необходимо развивать, используя настоящие музыкальные инструменты или же детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, флейты), имеющие темперированный строй и изготовленные на специализированном заводе по изготовлению музыкальных инструментов. Но, опыт показал, что практически у всех родителей есть желание сделать все необходимое для того, чтобы дети занимались музыкальным творчеством. Для этого им необходимы консультации, практические занятия, подбор литературы по этому вопросу. Следовательно, через проведение специально организованных для родителей мероприятий педагогической и музыкально-просветительской направленности можно способствовать созданию условий для музыкального развития ребенка в семье. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:Семейное воспитание – это процесс влияния на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых воспитательных результатов. Особенностями семейного воспитания являются: органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.Семья является во многом определяющим фактором развития ребенка, поскольку: а) Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития. б) Куликова Т.А. отмечает, что вся жизнь семьи складывается из отдельных социальных ситуаций. Это прощание перед сном и приветствие друг друга утром, расставание перед уходом на работу, в детский сад, в школу, сборы на прогулку и многое другое. Родители, придавая целевую направленность той или иной социальной ситуации, превращают её в педагогическую. Тогда фактором воспитания становится всё окружающее: интерьер помещений, расположение предметов и отношение к ним, различные события семейной жизни, взаимоотношения и способы общения между членами семьи, обычаи и традиции и т.д. (8, с.102). Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка, развития его способностей. Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребёнка.в) Опираясь на исследования Марковой Т.А. , Куликовой Т.А., мы выделили следующие особенности семейного воспитания: *Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей или других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье целенаправленные действия родителей сочетаются со стихийными воздействиями, выражающимися в манере поведения, укоренившихся привычках взрослых, их распорядке и другом. Такие воздействия регулярно повторяются и оказывают влияние на ребёнка изо дня в день. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребёнка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает.*Воспитательный процесс в семье - это явление своеобразное, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно, словом и делом, интонацией и поступками взрослых. * Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания - родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.* В семье организуются разнообразные виды деятельности детей. После рождения ребёнка родители обеспечивают его взаимодействие с окружающим миром, создавая определённую окружающую среду, так как сам по себе ребёнок не может полноценно развиваться. В семье ребёнок приобщается к различным видам деятельности: познавательной, игровой, предметной, учебной, трудовой, творческой, а также деятельности общения. 3. Основными принципами музыкального развития в семье являются:- обогащение духовного мира ребенка музыкальными впечатлениями, формирование основ музыкальное культуры;- развитие музыкальных и творческих способностей в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);- способствование общему развитию детей средствами музыки.4. Ведущими методами музыкального развития в семье являются:- наглядно-слуховой;- наглядно-зрительный;- словесный;- практический.5. Оптимальными формами музыкального развития являются:- специально организованные занятия с детьми;- игровые;- самостоятельное музицирование детей; -совместное слушание музыки;- совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).- слушание аудио, видео-записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам.Литература:Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. – 1998.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений. – М.: Академия, 2000.Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.Куликова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений. – М.: 2002.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.Латышев О.Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей. – диссертация, Калуга, 2002.Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. – М.: РУССЛИТ, 1991. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия развития, 1997. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1994.Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. – Т. I.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X