Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Галушина Надежда Михайловна

Педагогический совет «Формирование у детей любви к родному краю через проектную деятельность»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской областиПедагогический совет №2«Формирование у детей любви к родному краю через проектную деятельность»Котовск14.11.2018 г.Цель: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников любви к родному краю. Задачи: Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Тамбовской области. Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.План проведения1. Вступительное слово заведующего ДОУ Романовой Л.В.2. Выступление старшего воспитателя на тему «Формирование у детей любви к родному краю через проектную деятельность»3. Презентация проекта гр.№10 «Цна-главная река Тамбовщины» (воспитатель Годунова О.В.)4. Презентация проекта группы №6 «Цветная неваляшка-забавная игрушка» (воспитатели Мунтян Е.А., Бирюкова О.А.)5. Презентация «Виртуальная экскурсии по городу Котовску» (воспитатель филиала Кулакова С.Н.) 6. Деловая игра «Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»7. Справка по итогам тематической проверки «Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края» (старший воспитатель Галушина Н.М.)8. Решение педагогического совета.Ход педагогического советаСлайд №11. Вступительное слово заведующего Романовой Л.В.В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее.Тамбовская область - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. Слайд №22. Выступление старшего воспитателя на тему «Формирование у детей любви к родному краю через проектную деятельность»«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине».В.А. СухомлинскийСлайд №3Чувство близости в семье, чувство гордости за родной город и родной дом не покидает и греет душу любого самого успешного человека нашей страны. Многие хранят дома семейные фотографии из детских лет на самых видных и почётных местах. И когда человек покидает родные места, он всегда вспоминает малую Родину, с любовью рассказывает своим детям и внукам о красоте и богатстве своей малой Родины.Такая глубокая привязанность и любовь к тому, что с рождения осталось в сердце как самое дорогое у родителей, сподвигает детей внимательно и с любовью относиться к малой Родине. Чтобы сохранить эти греющие душу воспоминания, важно постоянно транслировать своим образом жизни и непосредственными мероприятиями жизни в семье и детском саду своё отношение к родному краю и родной стороне. Слайд №4Все стороны взаимоотношений с детьми должны быть пронизаны обогащением их знаниями о родной стороне – совместная образовательная деятельность по освоению знаний по пяти областям, определённым для дошкольного образования федеральным государственным стандартом ставит «во главу угла» интеграцию любого воспитательного момента.А для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Потому что в самом начале жизненного пути, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности. Слайд №5Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы, что и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.Образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, творчество, инициативу, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов. Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Огромное значение в их развитии и обогащении имеет процесс накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и событий, и зависит это от условий социальной среды развития. Поэтому со среднего возраста можно уже включать ребят в проектную деятельность по ознакомлению с родным городом, его природой, профессиями работников детского сада, профессиями родителей и замечательных людей. Слайд №6Решением данной проблемы стала реализация долгосрочного проекта в нашем ДОУ «Память сердца», реализующегося краткосрочными проектами «Цна-главная река Тамбовщины»», «Моя семья и я», «Люди прославившие наш город», «Герои нашего города», «Цветная неваляшка-забавная игрушка». Постоянное использование метода создания проектов по этим темам позволяет детям усвоить сложный познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, включая эту работу в совместную организованную образовательную деятельность по всем образовательным областям. Проектная деятельность, организованная таким образом повышает интерес и создаёт у детей мотивацию к деятельности ещё и тем, что непосредственными участниками и помощниками являются семьи воспитанников. Участие воспитанников в проектной деятельности нетолько обогащает знания детей о родном городе и крае, развивает творческие способности дошкольников, помогает развиваться как творческой личности, но и способствует сплочению семьи. Слайд №7Основные требования ФГОС направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений и среди прочих включают создание условий для участия родителей в образовательной деятельности. Метод проекта помогает осуществить это требование, потому что не только предполагает участие в освоении информации, заданной в проекте, для семей воспитанников в самых разных формах. Родители иногда опережают начало работы над следующим проектом.Важным компонентом для организации работы по проекту является организованный в группе уголок краеведения. Вот необходимые критерии, которые надо учитывать при создании такого уголка:* рациональное размещение уголка по краеведению;* соответствие возрасту детей;* качество и эстетическая направленность уголка;* воспитательная и развивающая направленность;* творческий и инновационный подход к оформлению;* содержание материала - количественное и качественное: наличие буклетов, альбомов, открыток, рисунков, фотографий, поделок, картин, стенгазет, карт, статей из газет, художественной литературы, подборок стихов и другое.Слайд №8Использование технологии проектирования помогает сформироваться у ребенка главной потребности – потребности в саморазвитии, и это остаётся как естественное состояние. Метод проектов также предполагает гуманистический подход к взамодействию с детьми – уважение к личности ребенка, принятие его целей, интересов, создание условий для развития и обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников.Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность, формирует навыки исследовательской деятельности, творчество, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, работать в группе сверстников. Эти качества не только создают предпосылки для формирования навыков успешного обучения в школе, но и способствуют развитию коммуникативных качеств дошкольников и сплочению детского коллектива.Слайд №9В 2018 году в нашем ДОУ были реализованы ряд проектов в рамках реализации муниципальной инновационной площадке по теме «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников». 3. Презентация проекта гр.№10 «Цна-главная река Тамбовщины» (воспитатель Годунова О.В.) Вашему вниманию предлагается презентация проекта группы №10 по теме «Цна-главная река Тамбовщины».4. Презентация проекта группы №6 «Цветная неваляшка-забавная игрушка» (воспитатели Мунтян Е.А., Бирюкова О.А.)С реализацией проекта «Цветная неваляшка-забавная игрушка» вас познакомят воспитатели группы №65. Презентация «Виртуальная экскурсии по городу Котовску» (воспитатель филиала Кулакова С.Н.) В рамках реализации муниципальной инновационной площадке педагогом Кулаковой Светланой Николаевной была создана виртуальная экскурсия по городу, которую она презентует для использования в работе.Слайд №106. Деловая игра «Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»Задание № 1 «Ответы знатоков педагогических секретов»Разделитесь на две команды.Предлагаются вопросы для обсуждения. 1 команда: Охарактеризуйте самые эффективные технологии образовательного процесса, которые вы используете в процессе ознакомления детей с историей родного города.музейная педагогика;здоровьесберегающие технологии;технологии проектной деятельности;технология исследовательской деятельности (коллекционирование, опыты, путешествие по карте и т.д. ; информационно-коммуникационные технологии;личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);игровая технология;технология «ТРИЗ»;технологии предметно – развивающей среды.2 команда: Имеют ли место в вашей практике те или иные формы работы с родителями, направленные на их приобщение к традициям и культуре родного края. (составление вместе с родителями генеалогического дерева, проведение экскурсий на место работы родителей, по достопримечательностям города, организация совместных со взрослыми праздников, мероприятий и игр, тренингов, мастер-классов по изготовлению кукол-пеленашек, наглядная информация и т.д.)Слайд №11Задание № 2 «Как мы знаем пословицы и поговорки народов Тамбовского края»В коллекции пословиц и поговорок общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовского центра краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК при ТРО РАЕН) насчитывается более шестисот пословиц и поговорок, собранных в Тамбовской области. Старший воспитатель произносит пословицы и поговорки народов Тамбовщины участники игры должны ее досказать. (пословицы отвечают команды по очереди)«Жизнь дана на добрые….. дела»; «В согласном стаде волк …..не страшен»; «Где лад – тут и …..клад»; «Дело мастера…. боится»; «Семь раз примерь,….. один раз отрежь»; «Встать раньше – шагнёшь ….дальше»; «Старость не радость, бедность ….не корысть»; «Готовь летом сани, …..а зимой телегу»; «Дуракам закон…. не писан»; «Ищи жену не в хороводе, а …..в огороде»; «Правда глаза ….колет»; «За двумя зайцами погонишься – ….и одного не поймаешь»; «Мягко стелет, ….да жёстко спать».Слайд №12Задание № 3 «Угадай мотив орнамента» Старший воспитатель демонстрирует 6 мотивов орнаментов Народов России. Участники игры должны отгадать, какой из мотивов является элементом Тамбовской губернии.Женский костюм состоял из рубахи, поневы или сарафана, передника, кички и платка. Понева, как основной вид женской набедренной одежды; кичка в качестве головного убора; безрукавная жилетка-корсетка с талией и сборами сзади и с боков; лапти с круглыми головками (московский тип). Основой костюма была длинная холщевая рубаха, состоявшая из верхней части («станушка») и нижней («подставок»). Подставок, как правило, делали из более грубого посконного холста, чем станушку.В такой длинной рубахе, подпоясанной плетеным или тканым пояском, ходили девушки лет до 15—16, т. е. до того момента, когда становились невестами и когда по праздникам наряжались в шерстяную домотканую юбку, а в зажиточных семьях — в сарафан. Лишь в 16 лет надели на нее юбку. Слайд №13Задание № 4 «Народы Тамбовской губернии в древности»Выберите три народа, которые в древности жили на территории Тамбовской области.мордва, сарматы, половцы, росомоны, северяне¸ полянеВ древности на землях Тамбовской области жили различные народы - мордва, сарматы, половцы.Слайд №147. Справка по итогам тематической проверки «Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края» (старший воспитатель Галушина Н.М.)Комиссия работала с 22.10.18 по 31.10.18 года согласно плану проведения тематического контроля по теме «Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края» во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Цель работы комиссии: определить эффективность работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края детей разных возрастных групп.В ходе тематической проверки членами комиссии были изучены следующие направления:• Оценка педагогического процесса• Оценка профессиональных умений педагога • Оценка создания условий в дошкольном учреждении • Планирование воспитательно – образовательной работы • Анализ взаимодействия с семьями воспитанниковВ результате проверки выявлено следующее: 1. Оценка педагогического процесса.Уровень развития детей по организации работы в ДОУ по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края исследовался как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.Педагогами были показаны ООД по теме проверки. Проведя детальный анализа карт ООД, можно сделать вывод, что почти все воспитатели соотнесли содержание учебного материала поставленной цели, использовали методы обучения, которые обеспечили, сотрудничество с детьми и организацию детей для достижения поставленной цели. Были востребованы различные формы организации познавательной деятельности, но не во всех группах проявлялось разнообразие видов деятельности и создание мотивации к деятельности.Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по данному направлению. Собран обширный материал по данной теме: книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты знаменитых людей города, области и т.п.2.Оценка профессиональных умений педагога.Для оценки профессиональных умений педагогов было предложено заполнение анкет. В результате все воспитатели отметили необходимость приобщать детей дошкольного возраста к этнокультурным традициям родного края. 20 из 25 человек удовлетворены своей профессиональной подготовкой по данному вопросу. Большинство ответили, что частично знают культурно-историческое наследие города Котовска и Тамбовской области. На вопрос: «В каком направлении Вы хотели бы усовершенствовать свои знания по данной проблеме?», мнение разделилось поровну в сторону теоретической и практической подготовки. Также воспитатели предпочли самообразование и семинар как форму повышения квалификации. 44% педагогов выбрали методику ознакомления с историей города как тему поисково-исследовательской деятельности, в котором они хотели бы принять участие, по 3 человека предпочли отбор и систематизацию материалов по темам и разработку методов и приемов активации познавательной деятельности детей, 7- разработку дидактических игр. Но большинство выбрало - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. 56% воспитателей отметили трудности в создании развивающей предметно-пространственной среды из-за недостатка средств, но предложили поделиться своими профессиональными умениями по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах и опытом работы по теме в форме консультаций. 3. Оценка создания условий в дошкольном учреждении.Для оценки создания условий по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края для заполнения были предложены карты самообследования. По результатам можно сделать вывод, в группе раннего возраста созданы условия для приобщения дошкольников к этнокультурным традициям родного края, частично отражена русская народная культура, русские игрушки, предметы народно-прикладного искусства. В младших группах ДОУ по результатам самообследования созданы частичные условия для приобщения дошкольников к этнокультурным традициям родного края, достаточно отражена русская культура и художественная литература по фольклору.В группах общеразвивающих направленностей от 4 до 5 лет созданы частичные условия, но достаточно отражено знакомство с «Малой Родиной», художественной литературой по фольклору, элементами государственной символики и города Котовска.В группах общеразвивающих направленностей от 5 до 6 лет ДОУ результатом самообследования созданы достаточные условия для приобщения дошкольников к этнокультурным традициям родного края, частично отражен раздел «Родной город», «Защитники Отечества», «Наша планета Земля» и поделки детей по теме.В группах общеразвивающих направленностей от 6 до 7 лет созданы достаточные условия, частично отражен раздел «Моя семья», «Великие соотечественники» и поделки детей по теме.4. Планирование воспитательно – образовательной работы В ходе тематической проверке были проанализированы планы воспитательно – образовательной работы, планирование по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края.Данная деятельность планируется педагогами, как в ходе проведения организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей. Планирование осуществляется с учетом задач по познавательному развитию в соответствии с Программой. При этом учитываются возрастные особенности детей, индивидуальное развитие ребенка, их интересы. Во всех возрастных группах планируются консультации для родителей и использования наглядной информации по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края.Анализ планов воспитательно-образовательной работы позволил выявить недостатки планирования: - не в полной мере включается в цели ООД разделы по ознакомлению с историей России и по ознакомлению с природными богатствами нашего края.- не включается в план вне занятий развлечения, совместные мероприятия с родителями, театрализованные игры и просмотр видеоряда по теме, не в полном объеме сюжетно-ролевые игры, экскурсии и целевые прогулки. - в малой степени привлекаются родители к изготовлению тематических папок, альбомов, фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города.5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанниковДля анализа наглядной информации по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края были разработаны карты. По результатам можно сделать вывод, что представленная в группах информация имеет конкретность, доступность, педагогическую целесообразность, эстетично оформлена.Только в группах №1, 3, 8, 12 имеются стенды по краеведческой направленности, в группах №2¸ 5, 7 разработаны памятки или буклеты для родителей по данной проблеме.Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами опроса педагогов, и анализом создания условий групп. Работа находится на этапе активного развития, в рамках реализации муниципального инновационного проекта по теме «Краеведческая деятельность в ДОУ как средство формирования нравственно-патриотического потенциала дошкольников». Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.Вывод:Эффективность работы педагогов по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края можно считать удовлетворительной, при выполнении следующих рекомендаций:1. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам этнокультурных традиций родного края. Привлекать родителей к изготовлению тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, созданию фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, края. Разработать памятки и буклеты для родителей по теме.2. Проводить совместные мероприятия в форме интерактивных экскурсий к памятным местам города.3. Провести вечер, посвященный дню города Котовска в рамках школы искусств «Интеллект».4. Оформить накопительную папку из опыта работы групп по краеведению.5. При планировании воспитательно-образовательной деятельности включать разделы по ознакомлению с историей России и с природными богатствами нашего края. 8. Решение педагогического совета.1. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам этнокультурных традиций родного края. 2. Провести смотр-конкурс уголков краеведения в ДОУСрок исполнения: 20 ноября 2018 г.Ответственные: старший воспитатель, воспитатели3. Провести семинар-практикум по теме «Формирование нравственно-патриотического потенциала у дошкольников»Ответственные: старший воспитатель Срок исполнения: декабрь 2018 г.4. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края».Ответственные: воспитатели групп

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X