Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шипицына И. Ю.

Духовно-нравственное воспитание посредством советских мультфильмов.

скачать документ

Вернуться назад

Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством советских мультфильмов.Авторы: Шустова А.АШипицына И.Юучителя начальной школыМОУ «СОШ №7» г.Ухта.«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.» HYPERLINK "http://www.aforism.su/avtor/614.html" Сент-Экзюпери А. В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных. Что такое воспитание? Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности». «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - писал академик Г.Н.Волков. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Ключевой особенностью стандарта является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Источниками нравственности являются: наша страна -Россия, ее многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, человечество, природа. На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ. Особая роль отводится школе, так как она — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. И здесь немалую роль играет классный руководитель. С него, педагога, много спрашивается, от него требуют многого, в то время как внешний мир во все большей степени проникает в школу, в частности, через новые средства информации и коммуникации. Классный руководитель имеет дело с детскими душами. Он должен принимать во внимание эту новую реальность, если хочет, чтобы его услышали и поняли собственные воспитанники, если хочет стремиться привить им вкус к учебе, донести до них мысли о том, что информация - это еще не знания, что для приобретения последних необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю, упорство.В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, исследовательская деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры. Дети в своих поступках ориентируются на поведение и действия ближайшего окружения: родителей, авторитетных друзей. Таким образом, для ребенка необходим пример, герой, обладающий определенными нравственными ценностями. Экран телевизора оказывает на детей достаточно большое влияние, потому, что своё детское восприятие о мире вокруг, о действующих в нём законах, ребенок берёт и с экрана телевизора. Наши дети, доказано и медициной и психологией, ярче и сильнее впитывают и воспринимают всё то, что видят их глаза на экранах. Детский, несформировавшийся и не стойкий маленький разум и психика воспринимает всё, что увидит ребёнок, как непреложную правду и истину. Именно этот факт позволяет активно применять мультфильмы в педагогической практике. Но просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем, часто родители включают мультфильмы не ради духовно-нравственного воспитания, а преследуя другие цели. Просмотр мультфильмов с целью духовно-нравственного воспитания ребенка должен быть тщательно продуман. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. ИвановВано) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального.Искусство мультипликации позволяет детям испытывать сочувствие и сопереживание, накапливать представления не только об «обыденных» событиях, но и о внутреннем мире через метафорично представленные художественные образы. Такие удивительные свойства мультфильма, как его фантастичность, нереальность, способны обогатить объяснения и действия педагога эмоциональностью, красочностью, наглядностью и наполнить воспитательный процесс творчеством. В основу большинства мультфильмов заложена идея противоборства основных этических категорий – «добра» и «зла», и именно в данном виде киноискусства, как правило, добро одерживает победу над злом. Мультфильм демонстрирует последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков. Его сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания. В итоге мультфильм способен пробудить в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?»Многие мультфильмы («Кораблик», «Крошка Енот», «Лунтик», «Мама для мамонтёнка», «Храбрый оленёнок» и т.д.) являются путеводителями в мир нравственности, социальных отношений, выступают в качестве образцов для выстраивания собственного поведения в разнообразных жизненных ситуациях, побуждают ребёнка к размышлению о жизни. Согласно исследованиям Б. Балаша, кино (а мультфильм – область киноискусства) ставит юного зрителя в позицию включённости в ситуацию, в сюжетную сферу произведения . Подобное «включённое» восприятие, эмоциональная сопричастность к происходящему позволяют ребёнку выработать собственный смысл мультипликационного содержания. Это позволяет говорить о том, что в мультфильмах заложены воспитательные возможности для обогащения социального опыта ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, мультфильм как произведение искусства за счёт своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приёмов. Его яркость, масштабность, содержательность позволяют выйти за рамки реального, существующего, осязаемого. Изучаются не только особенности освоения нравственных ценностей через мультфильмы, но и способы организации просмотра мультфильмов таким образом, чтобы нравственное воспитание проходило эффективнее. Например, О.В. Куниченко ,изучая особенности влияния мультфильмов на нравственное воспитание старших дошкольников, выделила шесть ситуаций, которые оптимально помогают ребёнку понять и воспринять нравственные ценности, заложенные в мультфильме. Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия. Ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. Ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о нравственных проблемах Ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения.  Опираясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.» А. Я. Данилюк А. М. Кондакова В. А. Тишкова Мы выделили следующие направления и определили на каких мультфильмах можно реализовать поставленные цели.Система нравственных ценностей./ Название м/фНазвание мультфильмапатриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малойРодине, служение Отечеству;Тимур и его команда.Честное слово. социальная солидарность – свобода личная и национальная,доверие к людям, институтам государства и гражданскогообщества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;История про девочку, которая наступила на хлеб.Цветик - семицветик.Баранкин, будь человеком. Двенадцать месяцев.Просто так .Подарок для самого слабого.семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение кродителям, забота о старших и младших, забота о продолжениирода;Мешок яблок. Сами виноваты.Трубка и медведь.Оранжевое горлышко.Храбрый олененок.Каникулы Банифация.труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,целеустремленность и настойчивость;Сказка о потерянном времени Ох и Ах.Так сойдет. Дудочка и кувшинчик.Приключения на плоту.В порту.наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;В стране невыученных уроков. На последней парте.Баранкин, будь человеком.традиционные российские религии – представления о вере,духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозногомировоззрения, толерантности, формируемые на основемежконфессионального диалога;Цветик – семицветик.Крошка Енот.Подарок для самого слабого.искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическоеразвитие, этическое развитие;Мишка-задира.Заяц – советчик. Зеркальце.Приключения Мурзилки. Трям! Здравствуйте!Кораблик.Светлячок.природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планетаЗемля, экологическое сознаниеПаровозик из Ромашково.Путешествие муравья.Бабочка.человечество – мир во всем мире, многообразие культур инародов, прогресс человечества, международное сотрудничество.Занимательные уроки Р.Саакаянца «Всемирная история». Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственнымобразом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Архив советской мультипликации настолько обширен, что детей каждый день можно знакомить с новыми историями и сказками, по мотивам которых вы сможете проводить развивающие беседы. Все новое -есть хорошо забытое старое .И если вспомнить , что старые добрые советские мультфильмы, сказки, кино вдохновляли на подвиги, пробуждали в детях самые лучшие качества. Они могут быть очень полезны и для воспитания нынешнего продвинутого, но зачастую безразличного поколения.Список литературы:1. А.Я.ДАНИЛЮК, A. М. КОНДАКОВ, B. А. ТИШКОВ«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»2 « Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов» А.Ф. Лалетина. 3.https://www.youtube.com/playlist?list=PLTq1MaLxyxMTdJ7yHAc2WFyhY2q7sCVjc4. https://soroban.ru/blog/osobennosti-vospitanija-detej-v-sovet/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X