Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кудинова Екатерина Андреевна

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Исследовательская работапедагога дополнительного образованияМАУДО "Ожерельевский центр дополнительного образования г.о. Кашира"Кудиновой Екатерины АндреевныТема:"Игровые технологии как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников"ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………………..3Глава I. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ…....…………………………………….71.1. Сущностное содержание понятий общение, коммуникация, коммуникативные навыки…………........................................................……….71.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...11Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……………….…..……………..172.1. Игровые технологии как метод образовательной деятельности…….…..172.2. Практическое использование игровых технологий для формирования коммуникативных навыков младших школьников на примере занятий в объединении «Начальное техническое конструирование»…..……………….22ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…….32ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………....……35ВВЕДЕНИЕПроблема развития навыков общения и коммуникации младших школьников, как между собой, так и с взрослыми, остается актуальной проблемой в наше время. Известно, что именно в период младшего школьного возраста наиболее интенсивно происходит формирование личности и самосознания ребенка, его психических качеств и творческих способностей. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, во многом зависит его дальнейшая образовательная и творческая деятельность, его комфортная социализация, его достижения в профессии и в жизни вообще. Этот возраст подразумевает постоянное общение детей друг с другом: совместные игры, обмен информацией, решение совместных проблем и поставленных задач.. Но не для кого не секрет, в каждом детском коллективе есть дети, которые отдалены и отстранены от основной группы ровесников. И что самое интересное, что для них такое положение не является проблемой. Им хорошо, удобно и комфортно в своем мире. И тогда тревогу начинают бить взрослые(родители, педагоги), которые как раз таки и понимают всю важность общения и настойчиво выводят таких детей из их зоны комфорта, настойчиво включая ребенка во взаимодействие с другими детьми.В наше время первостепенной проблемой остается замена детьми живого общения новой формой общения - виртуальной. Для многих категорий детей гаджеты являются своеобразным ограждение, барьером между реальностью и их внутренним миром. Такие дети "зависают" в играх и приложениях, строя свою виртуальную жизнь.Но есть и такая категория детей, которые довольно активно контактируют между собой и даже со своими педагогами в социальных сетях. Да, в наши дни дети уже не сидят на лавочках возле дома, не играют в "Прятки", "Казаки - разбойники" и другие игры, в которые играли мы в нашем детстве. Но у них присутствует масса взаимодействий в просторах интернета (возможность совместного просмотра фильмов, интересных видео, обсуждение новинок новых моделей гаджетов, фотографий друзей и знакомых, новинки в мире моды и многое другое). Но есть и другая сторона такого общения. Просто многие дети не имеют навыков непосредственного общения друг с другом, сторонятся и бояться сверстников, избегают групповых, коллективных видов деятельности.Большое внимание этой проблеме уделяется и большая работа с детьми проводится в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования. В данной работе мы рассмотрим проблему взаимоотношений младших школьников в системе дополнительного образования.Актуальность проблемы исследования определяется тем, что в объединениях дополнительного образования встречаются изначально совершенно незнакомые друг другу дети разного возраста, из разных школ и разных социальных слоев общества. Поэтому перед педагогическим коллективом стоит прямая и ответственная задача по созданию благоприятного психологического климата и дружеской обстановки на занятиях в детских творческих объединениях.Практика и педагогический опыт сегодняшней, во многом изменившейся системы дополнительного образования, убеждает, что проблема налаживания коммуникации младших школьников между собой не потеряла актуальности и будет значимой еще долгое время, что явилось темой данного исследования.Объект исследования - образовательный процесс обучения начальному техническому конструированию младших школьников в учреждении дополнительного образования.Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков младших школьников образовательном процессе.Методологические подходы исследования - научно-педагогические идеи ученых, педагогов-психологов в области обучения и воспитания детей, в т.ч. в области дополнительного образования (психологическая теория деятельности Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева); психологические исследования общения Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.А. Леонтьева и др.; научные работы М.И. Лисиной; научные исследования игры и игровой деятельности К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна и т.д.Цель исследования - формирование коммуникативных навыков младших школьников с помощью игровых технологий в условиях дополнительного образования.Для достижения поставленной цели нами была выдвинута гипотеза исследования, которая базируется на предположении - формирование коммуникативных навыков младших школьников с помощью игровых технологий в условиях дополнительного образования будет эффективным при следующих педагогических условиях:* применение современных игровых технологий в процессе технической и творческой деятельности;* проведение систематических диагностических процедур и отслеживания уровня сформировованности коммуникативных навыков младших школьников;* использование разнообразной игровой деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков младших школьников.Задачи исследования:1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме и рассмотреть понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные навыки».2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.3. Изучить специфику игровых технологий и механизм их воздействия на младших школьников.4. Провести экспериментальное исследование использования игровых технологий для формирования коммуникативных навыков младших школьников на примере занятий в объединении «Начальное техническое конструирование» и статистически обработать и проанализировать результаты экспериментального исследования.Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования:1. Теоретические: анализ педагогической и специальной литературы по данной теме; разработка системы заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков младших школьников средствами игровых технологий .2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, групповые и индивидуальные занятия; анализ продуктивной деятельности детей (творческие работы детей).3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены представления об игровых технологиях как средстве формирования коммуникативных навыков младших школьников в условиях дополнительного образования.Практическая значимость исследования обусловлена возможностью разработки и использования разработанных вариантов игр в практической деятельности педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов в воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.Организационная база исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Ожерельевский центр дополнительного образования городского округа Кашира» микрорайон Ожерелье Московской области. В исследовании принимали участие 12 детей младшего школьного возраста (8-10 лет) детского объединения «Начальное техническое конструировании". Глава I. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)1.1 Сущностное содержание понятий «Общение», «коммуникация» и «коммуникативные навыки»В настоящее время актуальной проблемой является освоение детьми навыков общения в образовательных учреждениях и в повседневной жизни. Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных навыков, следует определить сущностное содержание понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативные навыки».В психолого-педагогических исследованиях общение выступает в качестве средства познания действительности, общечеловеческого опыта: «Только в процессе общения мы можем получать новые для нас знания о действительности, только в процессе общения возможна передача социально-исторического опыта» - утверждает Божович Л.И. [5, с.56]. Выготский Л.С. считал, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [7, с.40].Рубинштейн С.Л. утверждал, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Притом, что для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [28, с.101].Лисина М.И. предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. [18, с.55]Общение включает в себя обмен информацией между участниками какой-либо совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется [22, с.66].Под термином «коммуникация» понимается общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области. Коммуникация как субъект – субъектное взаимодействие представляет собой сложнейшее социальное явление, которое рассматривается в психологии на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях уже более века и все же остается недостаточно изученным феноменом.М.С. Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого [12, с.36].В учебнике социальной психологии мы находим, что при соединении в системно-коммуникационную цепь понятие «коммуникация» означает зависимость состояний взаимодействующих субъектов как систем. Рассуждая о коммуникации, Г.М. Андреева отмечает, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей [1, с.84].По ее мнению, процесс коммуникации состоит из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в оптимальном случае их должно быть не менее двух. Они должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).Далее нужно определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.О.М. Казарцева считает, что коммуникация это «единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди» [13, с.222].Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию [19, с.53].С.Л. Рубинштейн рассматривал коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [28, с.236].Успешность процесса общения во многом определяется тем, как коммуникативные навыки формируются изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстников. Коммуникативные навыки являются условием развития успешной личности детей и проявляются в процессе общения.К основным коммуникативным навыкам детей относятся:- умение восприятия и понимания;- адекватная реакция на речь окружающих;- умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.- способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных;- способность объясняться;- способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;- способность отчетливо произносить самые разные звуки;- способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность [30, с.52]Нашей задачей формирования коммуникативных навыков является установление дружеских связей и взаимоотношений детей, развитие у них интереса к образовательной деятельности в условиях дополнительного образования, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит организация работы в объединениях малыми группами.1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возрастаМладший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 лет до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу [18, с.234]. Это период интенсивного психического и физического развития, в котором происходит активное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг, вызванный тем, что в действие включаются «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые» [9, С. 71]. Для детей начального периода младшего школьного возраста (6-7 лет) характерна повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.Большие изменения происходят в психической жизни ребенка. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения, усвоения основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и умений действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей [36,с.329].Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественном поведении, оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательный период формирования личности. Это особенно выражено в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, «что такое «плохо» и «что такое «хорошее».Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л. С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [8, С. 214].В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда. То есть дети способны различать вид деятельности, которая осуществляется ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, которая направленна на достижение какого-либо значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда и есть важная особенность младшего школьного возраста.В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. В следствии чего происходит изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте. Она определяет самые важные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования. Они характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет младшему школьнику производить более сложные в сравнении с дошкольником мыслительные операции [21, 211]. Переход к обучению – фундаментальный факт, формирующий личность младшего школьника и перестраивающий его познавательные процессы и эмоциональную сферу. Ребенок занимает новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. Поступление в школу – такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу»), который исходит от самого ребенка, и мотив долженствования («надо»), который чаще инициируется взрослыми.Любой образовательный процесс вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством педагога дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали), учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. В этом возрасте ребенок впервые отчетливо осознает отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. С одной стороны, у младших школьников (особенно первоклассников) сохраняется характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое воспринимается лучше всего.С другой стороны, обучение в образовательном учреждении порождает новые, специфические эмоциональные переживания, поскольку свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Развитие эмоций и чувств связано с развитием произвольности и речевого контроля. К началу младшего школьного возраста у ребенка возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоциональные проявления [9, С. 73]. Мышечное развитие и способы управления им у детей этого возраста не идут синхронно. Растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня и при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий. Таким образом, переход к образовательной деятельности – фундаментальный факт, формирующий личность младшего школьника и перестраивающий его познавательные процессы и эмоциональную сферу. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.Чрезвычайно актуальной проблемой младших школьников является степень сформированности коммуникативных навыков. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе общения. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».Коммуникативное развитие идет по разным линиям, что отмечается в работах многих исследователей. Это количественные накопления (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (развитие связности речи, комплексность мысли, усложнение предикативной структуры и т.д). Но основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.В трудах Выготского Л.С.представлен принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных способностей и их формирования, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач образовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [8, с.122].Младший школьный возраст, который рассматривается в данном исследовании, связан с вхождением в образовательный процесс как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной, и ее совершенствование за счет увеличения длины предложений, увеличения количества второстепенных членов предложения.Отметим, что коммуникативное развитие личности младшего школьного возраста осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д. [17, с.44].К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Анализ особенностей становления рецептивных видов речевой деятельности показывает возрастающую роль механизма осмысления при чтении, тенденцию учащихся опираться на основные идеи текста при слушании, умение осмыслить все содержание текста, организовать его структурно и логически [27, с.53].Итак, можно сделать вывод, что коммуникативная способность младшего школьника – это его природная одаренность в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.Обучающиеся младшего школьного возраста учатся брать на себя ответственность за свое поведение, правильно организовывать не только свою творческую деятельность, но и общение, чтобы устанавливать позитивные отношения с окружающими людьми.В этом же возрасте формируется умение контролировать и дисциплинировать себя, правильно организовывать свою индивидуальную, групповую деятельность, осознается ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.Именно в названный период усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ2.1. Игровые технологии как метод образовательной деятельности.Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игровых технологий в целях повышения эффективности образовательного процесса и формирования коммуникативных навыков школьников. К сожалению, далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.Приобретать опыт общения человек начинает с младенчества. Самый первый и естественный путь его освоения –это игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, ребенок изучает себя, других, окружающий мир, примеряет на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных навыков предпочтительнее также через игру. [35, с.63]. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте.Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому акцент на игру – это важнейший путь включения младших школьников в образовательную деятельность. И это касается не только школьного, но и внешкольного дополнительного образования.Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые технологии в дополнительном образовании. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия не только между педагогом и обучающимися, но и через общение детей друг с другом. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют дидактические, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры и др.Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Понятие «игровые педагогические технологии» - это достаточно обширная группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что в них преобладает четко поставленная цель с соответствующим ей педагогическим результатом.[25, с. 206–207]. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной образовательной деятельности. «В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна» [25, с. 207]. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация системы дополнительного образования дает возможность координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к творческой деятельности и общению друг с другом.Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, терапевтическую, диагностическую, коррекции, социализации. Большинству игр присущи четыре главные черты:- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности, а не только от результата;- творческий, активный характер этой деятельности;- эмоциональная приподнятость деятельности;- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, и одно из ее направлений – развитие коммуникативных умений, которые можно разделить на три группы Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, воспитателем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).Группа регуляционно - коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, педагогу); применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений); оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. [35, с.61].Детям необходимы игра и общество сверстников не только для развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь законам коллектива и находя свое место в нем, и, главное, получают более верное представление о жизни [37, с.53].Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем не только школьных взаимоотношений, но эта проблема возникает напротяжении всей жизни человека. Научить младшего школьника психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить школьника младшего возраста к взрослой жизни и профессиональному росту [37, с.88].Таким образом, игра очень мобильна, ее задачи можно изменять и усложнять, что позволяет младшему школьнику, который только входит в непростой мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.2.2. Практическое использование игровых технологий для формирования коммуникативных навыков младших школьников на примере занятий в объединении «Начальное техническое конструирование»Исходя из цели данной работы и необходимости дальнейшего изучения работы по формированию коммуникативных способностей младших школьников на занятиях в дополнительном образовании, я провела экспериментальную работу. Исследование осуществлялось в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Ожерельевский центр дополнительного образования городского округа Кашира», в качестве испытуемых мною были выбраны обучающиеся младшей школы в количестве 15 человек с 1 по 3 класс (разновозрастная экспериментальная группа).Опытно-экспериментальная работа проводилась в четыре этапа.1 этап – констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. На этом этапе выявлялся первоначальный уровень сформированности коммуникативных навыков в обеих группах.2 этап - формирующий этап опытно-экспериментальной работы. Был направлен на формирование коммуникативных способностей младших школьников средствами игровых технологий.3 этап - контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Проводился с целью определения эффективности проводимых на формирующем этапе занятий по формированию коммуникативных навыков младших школьников средствами игровых технологий.4 этап – анализ полученных результатов.Этап 1. Выявление первоначального уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников.Сначала был проведен опрос. (Приложение I).При проведении опроса ребята активно беседовали, делились мнениями, спорили и отстаивали свою точку зрения.Таким образом, более половины детей от общей выборки - 67% отмечают значение включения игры на занятия по техническому творчеству как - очень большое.«Какие занятия ты больше всего любишь?» (в %)с использованием игрыс использованием чертежей, разверток, схемс использованием рисунков51%28%21%.«Если бы ты был педагогом в дополнительном образовании и вел техническое творчество, чего больше было бы у тебя на занятии?» (в %)использование игрработа с пособиямичертежи, развертки, схемы67%17%16%«Как ты относишься к игре на занятия техническим творчеством?», (в %)за использование игрнет большого желания поддерживать игруигра на занятии - пустая трата времени87%15%13%Как ты думаешь, какая польза от игры на наших занятиях? », (в %)очень большаябольшаязатруднились ответить64%19%17% Из всего этого можно сделать вывод: учащиеся начальной школы положительно относятся к использованию игровых приемов на занятиях по техническому творчеству. Если бы учащиеся были педагогами, то более 67% использовали бы на своих занятиях игровые приемы. И практически основная масса детей считает, что игра на занятиях приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют. Таким образом, необходимо в каждое занятие включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.Для выявления первоначальных коммуникативных навыков второклассников на констатирующем этапе моего исследования было проведено анкетирование в контрольной и экспериментальной группах (Вопросы и ключ к анкете представлены в Приложении II).Результаты проведения анкетирования на констатирующем этапев экспериментальной группе\sРис.1Как свидетельствуют данные, в экспериментальной группе высокий и средний уровень ответственности каждого участника группы за качество выполнения общего задания показали 76% учащихся, высокий и средний уровень взаимодействия с участниками группы 74%, психологически в группе комфортно 81%, высокий и средний уровень включенности в работу группы показали 71%, что наглядно представлено на Рис. 1.Этап 2. Формирование коммуникативных навыков младших школьников средствами игровых технологийС целью дальнейшего формирования коммуникативных навыков у младших школьников мною была организована опытно-экспериментальная работа, цель которой - выявить влияние игровой деятельности на коммуникативные навыки младших школьников на занятиях в объединении «Начальное техническое конструирование». С этой целью я подобрала игровой материал с различным содержанием и видом деятельности и разработала сборник игровых технологий для младших школьников разновозрастной экспериментальной группы на занятиях в объединении «Начальное техническое конструирование».Поэтому подбирая игры для сборника, мне необходимо было учитывать особенности игр, а также ориентироваться на индивидуальные особенности обучающихся, их возраст, место проведения игры.Составленный мною сборник игровых технологий для детей младшего школьного возраста состоит из пяти разделов: 1 раздел: Дидактические игры (10 игр); 2 раздел: Подвижные игры (10 игр);3 раздел: Игры -путешествия (2 игры);4 раздел: Игры, способствующие снятию отрицательных эмоций (5 игр);5 раздел: Игры, формирующие положительную модель поведения (5 игр).Сборник (Приложение III)Цель создания сборника игровых технологий - развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения младших школьников.Задачи:Развитие личностных ресурсов учащихся в области коммуникативных умений и навыков.Формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию.Формирование моделей поведения, приводящих к компромиссному решению.Выработка навыков бесконфликтного поведения.Оказание содействия в преодолении психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения.Игры в сборнике направлены на:1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;становление умения владеть средствами общения;формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к друг с другом;установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивание товарищей, корректное выражение своего отношения к собеседнику;способность выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»;формирование коллективного обсуждения заданий.2. Развитие речевой деятельности:приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;формирование развернутой монологической и диалогической речи, умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;расширение словарного запаса;овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точномсоответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи и развернуто рассказывать о последовательности выполнения работы).Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных сборником, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими. В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться сзаданием.При проведении занятий с использованием игровых технологий с разновозрастными обучающимися экспериментальной группы мною были соблюдены следующие условия:соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий;доступность для обучающихся данного возраста;умеренность в использовании игр на занятиях.Игры, представленные в сборнике способствуют развитию внимания детей, учат ориентированию в пространстве, работе в команде, они направлены на развитие: интеллектуальных качеств, творческих способностей, воспитывают личностные качества у детей подросткового возраста: дисциплинированность, ответственность.Поэтому подбирая игру, необходимо учитывать особенности игр, а также ориентироваться на индивидуальные особенности обучающихся, их возраст, место проведения игры.В перспективе на следующий учебный год включить в календарно-тематическое планирование как игровые технологии на занятиях в творческих объединениях и при планировании вариативной части рабочей программы. Полезным будет использование данного сборника другим педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями детских садов, студентами педагогического колледжа во время прохождения педагогической практики. Возможно использование игр из данного сборника родителями младших школьников в домашних условиях и на свежем воздухе. Некоторые игры, входящие в сборник были использованы в ходе преддипломной практики.Этап 3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы.Цель контрольного этапа: провести повторное анкетирование и определить изменения в уровнях сформированности коммуникативных навыков в экспериментальной и контрольной группах. Результаты проведения повторного анкетирования в экспериментальной разновозрастной группе представлены на Рис 2. \sРис 2.Этап 4. Анализ полученных результатов.Сводная таблица результатов на контрольном этапе в экспериментальной разновозрастной группе представлена в Таблице 1.Таблица 1УровеньСтепень ответственности за выполнениеВзаимодействие с участниками группыПсихологический комфортСтепень включен-ностиконстконтрконстконтрконстконтрконстконтрВысокий22%24%27%29%29%30%27%29%Средний60%63%53%56%58%60%50%61%Низкий18%13%20%15%13%10%23%10%Данные таблицы 1 показывают, что в экспериментальной группе все показатели уровня развития коммуникативных способностей изменились. Так, высокий уровень развития ответственности за выполнение теперь показывают 24% (на констатирующем этапе – 22%), показатель среднего уровня – 63 (на констатирующем этапе – 60%), показатель низкого уровня уменьшился на 5%. На 2% увеличился показатель высокого уровня развития взаимодействия с участниками группы, на 5 % же уменьшился показатель низкого уровня развития, показатель среднего уровня увеличился на 3 %. Высокий и средний уровень психологического комфорта показали на 1 и 2% учащихся больше, чем на констатирующем этапе, а низкий уровень выявлен у 12% учеников, что на 1% меньше, чем до начала эксперимента. Также на 2% увеличился показатель высокого уровня и среднего на 11 % степени включенности, что повлекло за собой соответственно снижение показателя по низкому уровню, который с 23% снизился до 10%Таким образом можно сделать выводы, что результаты контрольного этапа показали, что в экспериментальной группе значительно повысились показатели уровня развития коммуникативных навыков. Следовательно, разработанный и примененный мною на практике сборник игровых технологий занятий с использованием игровых технологий имел положительный результат и позволил повысить уровень развития коммуникативных навыков среди школьников младшего возраста.ЗаключениеНа основе рассмотренной и изученной мною психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также в результате экспериментального исследования, я пришла к выводу, что в работе педагога дополнительного образования, как и педагога в начальной школе, большое внимание уделяется игровым технологиям, выявлено их существенное значение для развития коммуникативных способностей младших школьников.Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира знаний и впечатлений. В процессе игры ярко проявляются особенности мышления и воображения обучающегося, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формирует и развивает в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии и формировании коммуникативных навыков. С помощью игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности и коммуникативные навыки.В процессе игровой деятельности обучающиеся учатся социальному взаимодействию друг с другом, реализуют свои способности, знания, навыки и учатся жить в нашем обществе. Именно благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребенка. Также, используя игры в образовательной деятельности, общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное воздействие педагога, с одной стороны, и коллектива - с другой.Успешная социализация личности младшего школьника со сверстниками разворачивается в процессе совместной игры. Играя вместе, они начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра – это своеобразный, свойственный школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. В младшем школьном возрасте с помощью игр можно успешно совершенствовать речь ребенка на основе его любознательности и интереса к игре. Поэтому игра оказывает огромное положительное влияние на развитие общения детей в этот сложный период, способствует развитию коммуникативных способностей младшего школьника.Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования подтверждена, цель и задачи работы достигнуты. Список источников и литературыАндреева Г.М. Социальная психология /- М.: Просвещение, 2006. - 289 с.Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - М.: Март, 2004. -188 с.Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.Н. Бабанский. - М.: Просвещение, 2005.- 364 сБлонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.: Академия, 2003. - 481 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005. - 258 с.Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Г.С. Васильев. - М.: 2007. - 15 с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии - 2006. - № 6. - С. 62-76.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224 с.Гуткина Н. И. Детский практический психолог в школе: методическое пособие. – М.: Академия, 2004. – 328 с.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: Питер, 2005. - 112 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2008. - 401 с.Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Литер, 2007. - 222 с.Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, 2006. - 496 с.Карасева Н.И. Игра и ее возможности / Н.И. Карасева. - М.: Знание, 2003. - 241 с.Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. - Ярославль, Наука, 2006. - 188 с.Кукушин В.С. Педагогика / В.С. Кукушкин. - М.: МарТ, 2005. - 592 с.Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2006. - 251 с.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2004. - 230 с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2007. - 296 с.Макаренко А.С. Цель - воспитание/ А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 353 с.Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 415 с.Мудрик А.В. Характеристика общения у младших школьников / А.В. Мудрик. - Краснодар, 2003. - 234 с.Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. - М.: Наука, 2006. - 236 с.Немов Р. С. Психология: в 3-х кн. – Кн. 2: Психология развития. – М.: Владос, 2003. – 462 с.Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-546Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2006. - 269 с.Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода / Я.А. Пономарев. - М.: Знание, 2008. - 193 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2006. - 485 с.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. - 257 с.Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселёвой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалёва. - М.: МГИК, 2000.Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Академия, 2000. - 360 с.Технология игровой деятельности: Учеб.пособие / Л. А. Байкова Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. - 237 с.Ушинский К.Д. Игра для ребенка не игра, а действительность // Избранные педагогические сочинения. Т 2. М.: Изд-во Министерства просвещения, 1954. - 111 с.Хейзинг Й. Игровая концепция культуры / Й. Хейзинг. - М.: Традиция, 2004. - 234 с.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 230 с.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.Ясова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Роль игры в воспитании детей / А.П. Ясова. - М.: Педагогика, 2006. – 110 с.Электронные ресурсы1.Он - лайн клуб для детей «Все о детях» https://vseodetyah.com/for_children.html2.Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.ru» http://pedsovet.su/metodika/5854_igry_na_peremene_v_shkoleПриложенияПриложение IВопросы для опроса обучающихся.«Какие занятия ты больше всего любишь?» (в %)с использованием игрыс использованием чертежей, разверток, схемс использованием рисунков«Если бы ты был педагогом в дополнительном образовании и вел техническое творчество, чего больше было бы у тебя на занятии?» (в %)использование игрработа с пособиямичертежи, развертки, схемы«Как ты относишься к игре на занятия техническим творчеством?», (в %)за использование игрнет большого желания поддерживать игруигра на занятии - пустая трата времениКак ты думаешь, какая польза от игры на наших занятиях? », (в %)очень большаябольшаязатруднились ответитьПриложение IIУважаемые ребята!Оцените свою работу в группе, ответив на следующие вопросы анкеты.Для анализа используйте шкалу:Ответы могут быть «Да», «Нет», либо «Не всегда». За каждый ответ «Да» начисляется 3 балла, «Не всегда» - 2 балла, «Нет» - 1 балл.ВопросОтветБалл1Всегда ли комфортно вам работатьвзнакомой группенезнакомой группе2Интересно ли вам работать над групповыми проектами?3Как часто прислушиваются к вашему мнению в группе?4Как часто вы прислушиваетесь к мнению других участников группы?5Можете ли вы поменять свое мнение при коллективном обсуждении?6Нравится ли другим ребятам работать совместно с вами в группе?7Умеете ли вы сглаживать конфликтные ситуации, возникающие при совместной творческой работе?8Как часто вы выступаете с защитой совместного проекта всей группы?9Всегда ли вы четко представляете конечную цель совместной работы?10Всегда ли вы четко определяете свою роль, свою задачу при продвижении к совместной цели группы?11Всегда ли вы добросовестно выполняете свою часть от общего задания группы?12Всегда ли вы стараетесь изначально самостоятельно поработать над своей частью от общего задания?13Всегда ли вы заинтересованы в конечном результате своей групповой работы?14Ощущаете ли вы собственную ответственность за общий результат группы?15Как часто вы оказываете помощь в научении других членов группы?16Как часто вы получаете помощь, поддержку от других участников группы?Ключ для обработки анкеты:Вопросы анкеты можно отнести к направлениям, которые отслеживают степеньСтепень ответственности каждого участника группы за качество выполнения общего задания (вопросы № 8,9,10,11,12,13):4-7 балла - низкий уровень;8-10 – средний уровень;11-12 – высокий уровень.Взаимодействие с участниками группы (вопросы № 3,4,5)5-8 балла - низкий уровень;9-12 – средний уровень;высокий уровень.Психологический комфорт (вопросы № 1, 2, 6, 7):4-7 балла - низкий уровень;8-10 – средний уровень;высокий уровень.Степень включенности в совместную работу группы (вопросы № 14,15,16):4-7 балла - низкий уровень;8-10 – средний уровень;11-12 – высокий уровень.Суммировав баллы, набранные по каждому направлению, можно получить представление об уровне развития коммуникативных навыков каждого учащегося:17-29 баллов – низкий уровень;30-42 – средний уровень;43-51 - высокий уровень.Приложение IIIСборник игр для младших школьник с системе дополнительного и школьного образованияДидактические игры1Чудесный мешочекЦель: угадать, что лежит в мешочке. Описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.Правила:Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется. Предметы, лежащие в мешочке: инструменты, материалы для работы.2Что изменилось?Цель: научиться самостоятельно строить чкртежи элементарных разверток.Технологическая операция – развертка – требует внимательного изучения чертежа. Заготовить два одинаковых чертежа одной детали, на первом указаны размеры, на втором – нет. После изучения первого чертежа звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети наклоняют голову к рукам, закрывают глаза. В это время первый чертеж заменяется вторым, без указания размеров. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось  в чертеже?» выигрывает тот, кто воспроизведет по памяти ранее указанные размеры.3МатрешкаЦель: закрепление умения определить вид бумаги.Педагог говорит, что в гости пришла матрешка, - какая она красивая и нарядная. Дети обращают внимание, что у матрешки несколько фартуков, они сделаны из различных видов бумаги. Какая это бумага? Какие виды7 кто может назвать каждый вид бумаги? Дети находят металлизированную, шагневую, писчую, чертежно-рисовальную бумагу. Рассматривают поверхность бумаги, её цвет, толщину; вспоминают назначение каждого вида, сравнивают их свойства, технологические правила обработки.4Узнай, что этоЦель: закрепление трудовых умений при работе с ножницами.Детям раздаются основные карточки с частичными вертикальными изображениями предмета дополнительные карточки (2-3 штуки) с неполным изображением. Необходимо подобрать соответствующую половинку, вырезать ее и подклеить к основной так, чтобы получилось целое изображение предмета.5Украсим ёжикаЦель: овладеть умением  вырезать угол.Дети вырезают треугольники определенной формы (шьют шубу ежу).6Настольная игра по правилам пожарной безопасности.Цель - формирование у детей представлений о правилах пожарной безопасности.Методические указания к игре1. Ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки, характеризующие опасные ситуации, которые могут стать причиной пожара, ниже изображены варианты действий в конкретно сложившейся ситуации (одно из них правильное, два - ошибочные).2. Воспитатель предлагает ребенку объяснить данные ситуации, чем они опасны, проанализировав также возможные варианты действий по изображениям ниже.3. Ребенку предлагаются карточки с изображением запрещающего значка.С помощью них, ребенок должен закрыть ошибочные действия в каждой конкретной ситуации.7«Умею - не умею»Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических  возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.Оборудование: мяч.Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет  крыльев».8«Что сначала, что потом»Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.9 «Правила гигиены»Цели: расширять представления детей о правилах личной гигиены.С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.10Ручки считают, а глазки проверяют.Материал игры: на картонках нашиты пуговицы в один или два ряда, платок.Ход игры:- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду подзывать к себе одного ребенка, закрою ему глаза платком, и дам картонку на которой нашиты пуговицы. Он на ощупь должен будет пересчитать пуговицы и сказать, сколько у него получилось. Когда мы откроем глаза, например Саше, то все вместе в слух посчитаем пуговицы и проверим, правильно ли их посчитал (имя).Подвижные игры (применять предпочтительнее в перерыве между занятиями)1Смена номеровЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.2Игра со звоночкомЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Взявшись за руки, дети становятся в круг, внутри которого должны находиться двое играющих. Одному из них завязывают глаза, а другому дают в руки звоночек. Ориентируясь на его звук, первый должен ловить, а второй - убегать от него, вовремя заглушая звон.3РучеекЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.4Испорченный телефонЦель:релаксация, отдых, оздоровление, коммуникация.Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу5У кого длинный хвост?Цель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Играющие образуют круг. Руководитель предлагает им поднять вверх правую руку, помахать ею, затем опустить. Он говорит детям, что будет называть разных животных. Причем, если у названного животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Итак, игра начинается. Руководитель называет животных, например: лошадь (длинный); коза (короткий); норова (длинный); лиса (длинный); заяц (короткий); овца (короткий); тигр (длинный); кот (длинный); медведь (короткий); свинья (короткий); осел (длинный); белка (длинный), Руководитель поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очко.6Третий лишнийЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим7ПутаницаЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.8Придумай самЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Участие принимают 2 команды. Кто-то первым из одной команды придумает несколько упражнений и встает на место. Дальше продолжает игрок из другой команды, потом снова из первой.Если школьник не смог придумать новое упражнение, а повторил уже выполненное, он получает штрафное очко. Выиграет команда, набравшая большее количество баллов.9ПеребежкиЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.10Вытолкни меняЦель: снятие напряжения, оздоровление, коммуникация.Участники становятся внутри начерченного на земле круга. Их руки — за спиной. Учитель подает сигнал. Услышав его, каждый ученик должен выталкивать одного из соседей за черту. Действовать можно спиной, плечами и локтями. Запрещено использовать кисти, чтобы хватать и толкать, а также голову. Сумевший остаться внутри круга — победитель.Игры -путешествия1«Морское путешествие» Цель: создание успешной социализации на групповых творческих занятиях. Может послужить началом развертывания интересной и увлекательной игры. Задумывается строительство корабля, и появляютсяконструкторы, рабочие, сварщики, шоферы. Одни «читают» чертеж постройки корабля, считают необходимое количество деталей, другие – сколько необходимо приготовить сидений , и незаметно для себя дети обучаются действиям счета, замещения и наглядного моделирования. 2«Путешествие в страну Геометрию» Цель: создание успешной социализации на групповых творческих занятиях при изучении блока «Геометрические фигуры»Может послужить началом развертывания интересной и увлекательной игры. Игры, способствующие снятию отрицательных эмоций1«Кулачок».Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка2«Карикатура».Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.3 “Добрые привидения”Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук “у”.4«Солнышко», «Снежинки».Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются.5«Ты - лев»Цель: повышение уверенности.«Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!»Игры, формирующие положительную модель поведения1Кто аккуратнее?Цель: формирование положительной модели поведения в обществе и домаЧто необходимо. Кубики, машинки, верёвочка, игрушки и т. д.Как играть. Устройте соревнование. Победит тот, кто аккуратнее выполнит задание. Например, привезти машинку к финишу, построить башенку из кубиков, ровно пройти по разложенной на полу верёвочке, расставить игрушки по местам, раскрасить картинку и т. д.2Памятка правил поведенияЦель: формирование положительной модели поведения в обществе и домаВместе с детьми составьте памятку правил поведения. Она может быть любой: письменной, в картинках, комбинированной из слов и картинок. Пункты для памятки выбирайте, исходя из особенностей детей. Если они невежлив с окружающими, включите в памятку пункт «Говори вежливые слова — „спасибо", „до свидания"». Если драчуны, напишите: «Будь миролюбивым». Для памятки выбирайте чёткие указания, как надо поступать, каким быть. Старайтесь уложиться в 7—8 пунктов.Красиво оформите памятку, повесьте её на видное место. 3Азбука этикетаЦель: формирование положительной модели поведения в обществе и домаКак играть. Задавайте ребёнку вопросы и просите ответить на них: «Что надо сказать, когда входишь? Как вести себя с маленькими?..».4Волшебный рисунокЦель: формирование положительной модели поведения в обществе и домаЧто необходимо. Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Как играть. Попросите детей нарисовать их плохие поступок: «Сегодня вы плохо поступили. Нарисуйте, что вы сделали. Теперь этот рисунок порвите, а на другом листе нарисуйте, как нужно поступать. Давайте поступать так всегда!».5Мыслитель Цель: формирование положительной модели поведения в обществе и дома Что необходимо. Кроссворды, ребусы, головоломки для детей.Как играть. Предложите детям: «У меня есть интересные вопросы, про правила поведения за столом. Как вы думаете, мы сможем на них ответить? Попробуем?»

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X