Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Казеева Татьяна Петровна

Картотека комплексов дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Автор:Воспитатель МБДОУ д/с №42Казеева Татьяна Петровна КАРТОТЕКА КОМПЛЕКСОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВведениеНа современном этапе развития общества выявлена тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребенка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:Повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений. Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнении может составлять 2:1. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш,ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох), то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части). Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал только через нос.Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачева, А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, Ю.Г.Вилунаса, используется оздоровительное дыхание по системе йогов.Выполняя упражнение на развитие дыхания по методу А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:- делать активный короткий вдох носом;- выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;- вдох делать одновременно с движением;- все вдохи-движения выполнять в темпе марша;- считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).Дыхательная гимнастика по методу Б.С. Толкачева особенно рекомендуется часто болеющим детям. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т.д.Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения повторений.Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощенной формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям.Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.Дышать надо носом.Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо: Все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения; Находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).Заниматься желательно в удобной спортивной одежде.В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); домашних условиях.Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их выполняют по показу.Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку.Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.Комплексы дыхательной гимнастики (младшая группа)Упражнение «часики»Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» (6-7 раз).Упражнение «дудочка»Сесть на стул, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать вдох и медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф» (4-5 раз).Упражнение «петушок»Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку-ка-ре-ку» (выдох) (3-4 раза).Упражнение «каша кипит»Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить «ф-ф-ф-ф» (3-4 раза)Упражнение «паровозик»Ходить по комнате, делая попеременные движения руками на уровне груди (согнутые в локтях руки) и приговаривать «чух-чух». Повторять в течение 20 сек.Упражнение «веселый мячик»Встать прямо, ноги га ширине плеч. Поднять руки с мячом (10 сек) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком (у-х-х-х-х). Выдох. Догнать мяч. Повторить 4 раза.Упражнение «гуси»Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесение длительного звука (г-у-у-у). Повторить минуту.Эти упражнения необходимо проводить ежедневно не менее 2-х раз.Комплекс дыхательной гимнастики (Средняя группа).1. Упражнение большой и маленький.И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать н несколько секунд это положение (какой я большой). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком У-х-х-х присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову (какой я маленький).2. «Паровоз»Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, меняя громкость и частоту произношения.«Гуси летят»Медленная ходьба, имитирующая полет. На выдохе руки – крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося г-у-у. (8-10 раз)«Аист»И.п. – основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося ш-ш-ш-ш (6-7 раз).5. «Дровосек»И.п. – основная стойка. На выдохе руки складываются топориком и поднимаются вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя прорезать пространство между ног. Дровосек произносит у-х. (5-8 раз)6. «Часы»И.п. – стоя, ноги на ширине, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком «так» возвращение в и.п. Глубокий вдох. Затем наклон в правую сторону.Эти упражнения необходимо проводить ежедневно не менее 2-х раз.Комплекс дыхательной гимнастики (Старшая группа)«Погреемся»И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-у-х»;Возвращается в и.п. (8-10 раз)«Мельница»И.п. – стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком (ж-р-р-р). С увеличением темпа движения звук ускоряется. Возвращение в и.п. (6-7 раз)3. «Конькобежец»И.п. – стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р-р» (5-6 раз).4. «Сердитый ежик»И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватив руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф» (3-5 раз).5. «Лягушенок»И.п. – стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.Слегка присесть, вздохнуть, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-а-к».6. «В лесу»И.п. – основная стойка. Представить, что заблудился в густом лемму и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать а-у-у;7. «Великан и карлик»Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.Комплекс дыхательной гимнастики (Подготовительная группа)«Часы» И.п. – основная стойка. Представить, что становишься часами с двумя маятниками. Размахивая прямыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить : тик-так (10-12 раз).2. «Косарь»Представить, что вышли на луг, косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу, со звуком ж-у-у-х (5-8 раз)3. «Трубач»Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (8-10 раз)4. «Будильник»И.п. – сидя на полу, ноги скрестить, обхватить голову руками. Ритмично раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком тик-так. Через 4 движения вытянуть голову вперед, имитируя появление «кукушки», и произносить ку-ку.5. «Петушок»И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать ку-ка-ре-ку (5-6 раз).6. «Насос»И.п. – основная стойка. Сделав вдох, резко наклонится на выдохе, 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук с-с-с-с (6-8 раз в каждую сторону).7. «Покоритель космоса»Ребенок садится на пол, расслабляется, готовится к полету, «заправляется горючим» (делает глубокий вдох).«Полет на луну»На выдохе ребенок тянет звук а-а-а-а, медленно поднимая левую руку вверх, достигает «Луны» и также медленно возвращается.«Полет на солнце»После «заправки горючим» на выдохе ребенок тянет звук а-а-а-а громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигая воображаемого солнца, возвращаются в и.п.Эти упражнения необходимо выполнять ежедневно не менее 2-х раз.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X