Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Калистратова Елена Валентиновна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

Калистратова Елена ВалентиновнаМБДОУ «Детский сад №142», г. ЧебоксарыВоспитательПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТТема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»Содержание1Паспорт проекта.32Актуальность (проблема).53Анализ среды (внешней и внутренней).64Цели и задачи проекта.85Участники и их роль в реализации проекта.86Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические).87Механизм реализации проекта.108План реализации проекта.119Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.1310Перспективы дальнейшего развития проекта.1311Список литературы.1412Приложение.15Паспорт проектаТаблица 1Название проекта«Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»Тема проектаРоль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возрастаАвтор проектаКалистратова Елена ВалентиновнаМесто реализации проектаМБДОУ «Детский сад №142»Проблема, на решение которой направлен проектУ детей низкий уровень развития речи.  Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.Цель проектаРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи проекта1.Повысить интерес у детей младшей группы к русскому фольклору.2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.Участники проектаДети, воспитатели группы, родители.Сроки реализации проектас 01.09.2015 по 29.02.2016 (проект средней продолжительности)Ожидаемые результатыСформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.У родителей повысится общий культурный уровень.Актуальность проектаУстное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.Анализ внешней и внутренней средыВнешняя средаТаблица 2Положительные факторыОтрицательные факторы1. Налаженная система работы ДОУ.2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться.3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя.4.Пользование интернет – услугами.5.Повышение квалификации педагогов.6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения.7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике.8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий.1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.Внутренняя среда Таблица 3Положительные факторы Отрицательные факторы1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини - музей "Хлеб - всему голова", где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта.2. Каждодневное использование фольклора в режимных моментах. 3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек.1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка.3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг в ДОУ.Цели и задачи проектаЦели проекта:1.Повысить уровень развития связной речи младших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.2.Приобщить детей к традициям и культуре своего народа.Задачи проекта:1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.2.Развивать активную речь дошкольников.3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.5.Обогатить словарный запас детей.Участники проектаВоспитанники младшей группы в количестве 24 человек (из них -10девочек , 14 мальчиков), родители воспитанников, воспитатели, специалисты.РесурсыНаучно - методические:1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки // Сост. Г.Науменко. М., 1998.5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.Материально – технические1.Мини – музей «Хлеб – всему голова».2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.Дидактические1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.Информационные1.Мультимедийные презентации: «В гостях у деда Краеведа», «Рождество»; "Масленица".КадровыеСтарший воспитатель, специалисты.7. Механизм реализации проекта Таблица 4 Подготовительный этапОсновной этапЗаключительный этап1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта.1.Организация диагностического исследования речи детей.2.Организация игрового взаимодействия.3.Выставка книг с различными жанрами фольклора.4.Рассматривание иллюстраций. 5.Инсценирование произведений фольклора.6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. 2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.8. План реализации проектаТаблица 5ЭтапыНаименование мероприятияСрокиМесто проведения мероприятияОтветственныеПодготовительныйС детьмиОрганизация и проведение диагностических процедур. Наблюдение.С родителямиАнкетирование родителей «Малые формы фольклора».С педагогамиИзучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников.СентябрьМБДОУ «Детский сад №142»Воспитатели.ОсновнойС детьми1.Чтение песенок, потешек, закличек.2.Чтение сказок.3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка».5.Инсценировка сказок.6.Настольный театр.7.Русские народные подвижные игры.8.Русские народные игры- хороводы.9.Игры – драматизации.10.Иллюстрирование сказок и потешек. 11.Пальчиковые игры.С родителями1.Консультация "Роль фольклора в развитии речи детей".2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор».3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей».4.Консультация "Воспитание детей средствами фольклора».С педагогами1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество.2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».Октябрь – ЯнварьМБДОУ «Детский сад №142»Воспитатели, воспитанники.ЗаключительныйС детьмиРазвлечение «В гости к бабушке»С родителями1.Оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье".2.Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа».3. Презентация проекта на родительском собрании.С педагогами1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2.Презентация проекта на педсовете.ФевральМБДОУ «Детский сад №142»Воспитатели, воспитанники, родители.9.Ожидаемые результаты1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.7. У родителей повысится общий культурный уровень.10.Перспективы дальнейшего развития проектаДальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов и т.д.2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.3.Организация и проведение праздника «Весна - красна»  на основе изученных малых форм фольклора.4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора.Список литературы1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  Интернет- ресурсы:1. http://*****/2. http://*****/user/1360903. http://www. *****/obrazovanie/konspekty-zanyatij

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X