Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Овсянникова Надежда Петровна

Развитие музыкального мышления учащихся в процессе обучения в ДМШ

скачать документ

Вернуться назад

МБУДО ДШИ р.п. КаменоломниОктябрьского района Ростовской областиМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАРазвитие музыкального мышления учащихся в процессе обучения в ДМШ.АВТОР:Овсянникова Н.Ппреподаватель отд. Фортепиано2018г.Развитие музыкального мышления учащихся в процессе обучения в ДМШ.Целью обучения детей в ДМШ является в большинстве своём подготовка музыкантов-любителей. Занимаясь исполнительством, они получают возможность всесторонне и гармонично развивать навыки музыкального творчества: музицировать, читать с листа, подбирать любимую мелодию и аккомпанемент к ней, сочинять несложную музыку, самостоятельно или с участием педагога разбирать и выучивать музыкальные произведения любых жанров. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребенка, большой к нему любви и уважения. Развитие творческих форм деятельности пианиста должно обязательно вырабатывать у ученика такие качества, как активность, самостоятельность, творческую инициативу и музыкальное мышление. Оно тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара, т.е. с оперированием музыкальных образов.Развитие музыкального мышления – это сложный и длительный процесс. Он связан с воспитанием целого комплекса специальных способностей: музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти. Также, для того чтобы фортепианная игра по-настоящему впечатляла, важны исполнительские навыки и склонность мыслить художественными образами при наличии творческой фантазии. Музыкальное мышление в генетическом плане рассматривается как ощущение музыкальной интонации. Всё в искусстве звуковых образов – богатство музыкальных ресурсов, средств музыкальной выразительности (гармония, мелодия, ритм, темп и т.д.) – имеют интонационную основу. Интонация – первостепенный важности фактор, главный проводник музыкальной мысли. Вначале ученик по-возможности должен чувствовать и воспринимать выразительный смысл интонации и эмоционально отзываться на неё, в дальнейшем он должен осмыслить интонацию, т.е. найти её главные признаки, анализировать её сходства и различия и устанавливать её взаимосвязи. Это доступно только сформированному и продвинутому ученическому сознанию.Воспитание музыкального мышления происходит по трём основным направлениям: накопление музыкальной информацииосмысление еёсоздание образно-эмоционального представления.При этом необходимо учитывать особенности мышления учащихся разных возрастных категорий. Надо помнить, что маленькие дети на начальном этапе обучения только собирают «фактический материал» о явлениях, пока не анализируя и не систематизируя его, не обнаруживая закономерных связей между явлениями. Они воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально, долго сосредотачиваясь на отдельных деталях нотного текста. Пробудить интерес и добиться нужного выразительного звучания маленькому пианисту помогут образные сравнения и словесные пояснения, которые должны быть понятны ребёнку, и тогда цель будет достигнута. Слово – это дополнительный стимул творческой фантазии.Вначале, чтобы выразить свои мысли, у маленького ученика не хватает словарного запаса, но в дальнейшем, переходя из класса в класс, он начинает более сознательно воспринимать своё исполнение, опираясь на опыт усвоения ранее пройденных произведений, т.к. игра на музыкальном инструменте щедро обогащает учащегося личным, собственноручно добытым опытом. Такой опыт приобретается через исполнение музыки, вследствие непосредственных игровых действий. Так постоянно происходит серьёзная работа, развивающая художественное мышление ученика и играющая большую роль в осознании им образного содержания музыки. Педагог может ненавязчиво помочь ученику определить характер взаимодействия средств выразительности, передать в словесной форме на доступном ему уровне свои впечатления. Для выражения художественного образа желательно найти яркие, меткие характеристики различных явлений, аналогии с впечатлениями о прочитанных книгах или просмотренных фильмах, с наблюдениями из жизни животных и с созерцанием картин природы. И так постепенно, но постоянно привычные представления и знания ученика обогащаются и углубляются. По мере расширения представлений о мире учащийся должен осмыслить такую параллель: художник живописует красками, а композитор «рисует» звуками. Но звуки в нотах мертвы. «Оживляет» нотную запись тот, кто её исполняет. Он тоже художник, он владеет и творит своими красками.На каждом уроке надо стимулировать личную творческую инициативу ученика, его потребность реализовать свои музыкальные способности, развивать фантазию, разбираться в строении и содержании музыкального произведения. Чтобы уметь судить о музыке, нужно хотя бы иметь самое общее представление о её природе, форме, структуре и элементах, из которых соткана музыкальная ткань произведения. Конечно, когда мы слушаем волнующую нас музыку, мы не разделяем её на составные элементы, а воспринимаем их в неразрывном единстве. Вдохновенная мелодия, красивое звучание тембра инструмента или выразительная гармоническая основа – всё это сливается в нашем восприятии в одно целое, и в уме складывается ясная звуковая картина. Она действует на определенные доли мозга, возбуждает их сообразно своей яркости, а затем это возбуждение передается двигательным нервным центрам, занятым в музыкальной работе. В.А. Сухомлинский обращал особое внимание на роль ручных операций в обучении. Он говорил о том, что есть особые селективные, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой мудрой работы рук. Если такого соединения нет, то эти отделы мозга превращаются в тупики. Но если соединяются усилия ума и рук, информация идёт непрерывно встречающимися потоками от рук к мозгу и от мозга к рукам. При исполнении музыкального произведения вводятся в действие все механизмы музыкального мышления. Таков путь превращения исполнителем своего замысла в звуковую реальность. Музыкальное мышление начинается с изучения музыкального произведения, с его осознания и понимания внутреннего конструктивного устройства музыкального материала и создания нужного музыкального образа. Любая мыслительная деятельность всегда опирается на знания и уходит своими истоками в знание о предмете изучения. Чтобы понимать содержание музыкального произведения необходимо знание о музыкально-историческом периоде, о композиторе, о форме произведения, умение правильно расчленить музыкальную ткань на крупные и мелкие элементы, периоды, предложения и фразы, выразительно и осмысленно исполнять музыкальную фразу, ощущая её начало, подъём, кульминацию и спад, уделять внимание владению искусством педализации, делать простейший анализ интонационного и ритмического содержания, уметь петь на фортепиано, выражать своей игрой глубокие чувства и эмоциональные оттенки, смены настроений.Для юного музыканта очень важно в течении обучения развивать способность к переживанию эстетически прекрасного. Художественно состоятельный музыкальный образ всегда наполнен эмоциональным содержанием. Эмоциональный фактор играет важную роль в мыслительной деятельности человека вообще и в художественно-образном мышлении в особенности. Вне эмоций нет музыки, следовательно, вне эмоций нет музыкального мышления. Оно эмоционально по своей природе, т.к. связано с миром чувств и переживаний. Главное для исполнителя понимать смысл и язык музыки. Чем глубже учащийся проникает в подтекст сочинения, тем интереснее, психологически углублённее его исполнение.Музыка во многом отличается от других видов искусств. Точные понятия ей чужды. Её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра или кино. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается к чувствам и настроениям людей, без слов передаёт всю глубину переживаний, любовь и ненависть, счастье и горе, внутреннюю борьбу, грусть и радость. П. Чайковский говорил, что там, где слова бессильны, является во всеоружии своём язык музыки.Немалую роль в правильном развитии ученика играет репертуар. Этот багаж помогает учащемуся привить интерес и любовь к музыке, что способствует её пониманию, осознанию её содержания и воспитывает элементарные навыки работы над произведением, закладывает основы пианистической техники, развивает художественный вкус и музыкальное мышление. Детскому восприятию близки три основных жанровых сферы – песня, танец, марш, в которых музыкальное начало находится в единстве со словом и движением. В процессе обучения происходит систематическое пополнение багажа знаний от элементарных образов к более углублённым и содержательным. С самого начала все произведения должны быть яркими, образными и желательно программными. Такая программность – это обязательное условие для успешного развития ученика, его умений передавать эмоциональные состояния, а также для формирование музыкального мышления. Поэтическая программа активизирует фантазию ребёнка, заставляет его следовать за живописной кистью композитора, наполняет звуковые образы более точным жизненным смыслом.Очень важно здесь научить ребёнка простой, живой и как бы разговорной музыкальной речи. Причём ученик должен услышать её сам, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит учащегося осмысленности, умению связно и просто выразить музыкальным языком содержание пьесы.Умение самостоятельно мыслить не даётся само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение при этом имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог берёт на себя основную работу ума, то ученик остаётся пассивным и безынициативным. Педагог должен так строить свою работу на уроке, чтобы основная мыслительная функция падала всё-таки на ученика.В процессе развития музыкального мышления важную роль играет самостоятельная домашняя работа. Одно из важных положений в этом плане – это гибкое распределение своего времени между различными объектами работы. Надо привить ребенку умение заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Заниматься следует немного, но равномерно, систематически, не пытаться навёрстывать упущенное время многочасовой игрой в течении одного дня. Здесь необходимо понимать, что для ученика урок – образец его ежедневной домашней работы. Придя домой, он должен стремиться повторить, воспроизвести и закрепить всё услышанное на уроке. Решающее значение в домашней работе играет настойчивость и целеустремлённость, заинтересованность и самостоятельность. Эти качества, влияющие на работоспособность ребёнка, в свою очередь зависят от его волевых качеств и внимания.Если не удаётся что-либо, надо в первую очередь вдуматься в причину неудачи и затем найти верный путь к преодолению трудности. Важно чтобы необходимость такого умного подхода к домашней работе осознали все учащиеся-музыканты. Развитие навыков самостоятельной работы, а значит и мышления, протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога: рекомендуемая им аппликатура, динамика, фразировка и т.д.. Далее, необходимо добиваться точного выполнения домашнего задания. Этим самым прививается привычка к правильной работе. Если ученик воспринял яркий образ, то у него возникает потребность передать его собственными силами. Отсюда должна зародиться склонность к многократным повторам, к тому, что мы называем умением работать. Показатель успешной самостоятельной работы - формирование самоконтроля. Следует развивать бережное отношение к тексту, нужно внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться художественно полноценной реализации авторского замысла. Очень полезно время от времени самостоятельно выучивать небольшое произведение без помощи педагога. Искусство требует постоянного и упорного труда, большой и длительной работы для достижения совершенства в исполнении. Чтобы развиваться, надо обучаться, т.е. трудиться. С самого начала ребёнка надо приучать к тому, что занятия музыкой – это серьёзная и трудная работа, привлекая к которой, мы формируем чувство долга. Но труд за инструментом должен приносить побольше радости и поменьше разочарований. Лишь те учащиеся, у кого сохраняется связь с инструментом, кого влечёт сам процесс занятий, кто любит работать за инструментом, наслаждаются искусством и в процессе ежедневного будничного труда и в редкие минуты выступлений.Труд должен быть не только радостным, но и умным, напористым, а значит целесообразным, организованным, волевым, ловким и, самое главное,- продуктивным. Если ученик относится к трудностям, как к творческим задачам, то многое станет интересным и увлекательным. Он будет ощущать собственный рост.Сознательная умная работа необходима над такими чисто инструктивными сочинениями как этюды. Необходимо проходить с учащимися как можно больше этюдов. С одной стороны, это способствует развитию техники, с другой – даёт возможность ученику ощутить уже в первые годы обучения, какое огромное количество разнообразных приёмов надо изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнять в совершенстве любое произведение. Следует уделять внимание не только технической, но и художественной стороне исполнения, добиваться красоты и разнообразия звуковой палитры. Этюд должен быть прост и понятен ученику, легко запоминаться, одновременно нести в себе хоть малую долю трудно достигаемого, что обогатит исполнение и поможет преодолевать те трудности, которые неизбежно ещё встретятся ученику. Для успешного технического развития учащегося важна планомерная систематичная работа над упражнениями и гаммами. Чтобы эта работа протекала эффективно, её следует сделать более привлекательной для ребёнка. Полезно, проявляя фантазию, придумать какие-нибудь названия к упражнениям и этюдам, тогда ученик будет ощущать определённый музыкальный смысл в них. Музыкально-художественное формирование ученика протекало бы успешнее, если он на всём протяжении занятий проявлял бы заботу о качестве звука, следил бы за свободой и гибкостью, был внимательным и сосредоточенным, плавно и ровно вёл бы мелодическую линию в гаммах, и всё это при постоянном слуховом контроле. Если этот технический материал играется на должном, качественном уровне, то он приносит пользу не только пальцам, тренируя и укрепляя их, но также положительно воздействует на сознание, развивает внутренний слух, вырабатывает привычку к точной аппликатуре.Пианистическому воспитанию ученика, развитию его музыкальных представлений, образного мышления и эмоционального восприятия музыки способствует работа над пьесами. Умение «петь на фортепиано», выражать своей игрой глубокие чувства, тонкие эмоциональные оттенки, внезапные смены настроения, выявлять жанровое начало той или иной пьесы – все эти задачи успешно решаются при изучении разнохарактерных пьес. Большое внимание следует уделять пьесам спокойного, кантиленного плана. Работа над ними развивает у ученика способность эмоционально откликаться на содержание музыки, обогащает музыкальное мышление ребёнка, расширяет его слуховые представления. В репертуар ученика необходимо вводить самые разные пьесы – песенные, танцевальные, скерцозные, маршевые и т.п. изучение различных по характеру пьес раскрывает ученику интонационное разнообразие и гибкость музыкальной речи, способствует возникновению у него и разнообразных ритмических представлений. Например, ученик запоминает, что спокойная и певучая музыка построена на чередовании мерных длительностей, а для музыки решительного, смелого характера используются более короткие длительности, пунктирный ритм и другие выразительные средства. Такой простейший анализ интонационного и ритмического содержания изучаемых произведений обогащает музыкальное мышление ребёнка.Огромное значение для развития музыкального мышления учащегося имеет работа над произведениями крупной формы. Этим сочинения свойственно большое разнообразие содержания, протяженное развитие музыкально материала, что требует большего объёма памяти и внимания, разнообразия исполнительских приёмов. Работа над вариационными циклами развивает музыкальное мышление ученика в двух направлениях: это с одной стороны слуховые ощущения единства темы и вариаций, а с другой – гибкое переключение на иной образный строй со всеми вытекающими отсюда контрастами. Важную роль в воспитании музыкального мышления пианиста отводится полифонии. Младшие учащиеся, работая над одноголосными мелодиями, различными по эмоциональному строю, учатся передавать их настроения, видоизменяя звукоизвлечение, играть выразительно, обращая внимание на качество звука и темп. Умение вести одновременно несколько самостоятельных мелодических линий – чрезвычайно трудная задача для учащихся средних и старших классов. От них требуется осмысленность, певучесть, постоянный слуховой контроль. Ученик приучается думать, слушать и слышать свою игру.Воспитанию музыкального мышления способствует также подбор по слуху и транспонирование. Это помогает наладить связь между слухом, ориентированием на клавиатуре и нотной записью, способствует развитию музыкальной памяти и практическому усвоению различных тональностей, развивает чувство ритма, закрепляет игровые пианистические навыки. При выполнении задания по подбору или транспонированию музыкальных фраз, мелодических отрывков, песенок или целых пьес активно задействуются мыслительные процессы. Транспонируя мелодию, ученик узнаёт, что её можно записать на других линейках и сыграть на других клавишах, но звучать она будет так же. В итоге такой ученик будет с большей творческой свободой и более непринуждённо исполнять произведения как в классе, так и на сцене.Большое значение в развитии музыкального мышления играет читка с листа, где в первую очередь воспитывается умение сосредотачиваться и концентрировать внимание на определённой задаче. Во-первых, это способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: звуковысотный, ритмический, динамический, штриховой, агогический, аппликатурный и т.д. необходимо объяснить ребёнку, что, как и при чтении буквенного текста, он должен видеть и воспринимать целое слово, а не буквы по отдельности, что в музыке надо мыслить не отдельными нотами, а фразами и предложениями. Тогда не придётся тратить много времени на разбор музыкальных произведений, а, главное, - умение читать ноты откроет море интересной музыки, которую можно играть самостоятельно и с удовольствием. Во-вторых, чтение с листа формирует и одновременно опирается на внутренне-слуховые представления, так как при читке с листа необходимо владеть навыком мысленного озвучивания видимого текста. Внутренне-слуховые представления формируются, как известно, при активной работе музыкального слуха и активных мыслительных процессах. Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и динамических, аппликатурных, штриховых и агогических указаний, то внимание к этим многочисленным знакам надо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует осознанному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа. Ученик, который умеет правильно организовать свои пальцы и читает в тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, не отдельными нотами, а пальцы сами выводят музыкальный рисунок. Чтобы с лёгкостью воспроизводить нотный текст, необходимо накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной фактуры и их производных, усвоить наиболее употребительные пассажи, фигурации, аккордовые последования и т.д. Наряду с читкой с листа толчок в развитии музыкального мышления даёт эскизное разучивание произведений, позволяющее расширить репертуарные рамки и музыкальный кругозор обучающихся, пополнить их слуховой опыт и исполнительский багаж. Потенциальный ресурс эскизной формы работы велик и многообразен, однако в современной педагогике эта форма работы не приветствуется, педагоги предпочитают ограничиваться тщательным разучиванием ограниченного репертуара, до блеска начищая каждый штрих, деталь и нюанс, ограничивая тем самым активность мышления ребёнка.Ещё интересные возможности в развитии музыкального мышления предлагает игра в ансамбле и аккомпанемент. Игра в ансамбле укрепляет чувство ритма, развивает гармонический слух и также обогащает слуховой багаж. На начальном этапе обучения игру в ансамбле можно использовать при чтении с листа. Этот вид фортепианного музицирования способствует выработке единого творческого решения, создания совместной трактовки произведения, и кроме того, развивает чувство партнёрства и коллективности. Ансамблевая игра и аккомпанемент – это высокоразвитые пианистические формы игры. Первое, что самое очевидное – это синхронность, одновременность в игре. Для начинающего пианиста «услышал – сыграл» - большая ошибка, означает «опоздал». Только предслышать, то есть слышать внутренним слухом, значит сыграть вместе. Второе, но не менее важное, проявляется в игре по нотам. Перед глазами ребёнка – целая партитура, то есть ноты, которые он должен сыграть, но и что очень важно, ноты партнёра или солиста, которые он также должен видеть, слышать и контролировать. А если это аккомпанемент в вокальной музыке, то пианист-аккомпаниатор следит и переживает поэтическое слово. Аккомпанемент всегда должен быть гибким и бережным, чутко отзываться и реагировать на слово, цезуры, дыхание, смысловые акценты и т.д. Перечисленные задачи естественно помогают учащемуся освоить большой комплекс специальных навыков и умений, развить музыкальный слух, чувство музыкального ритма и включают разнообразные многочисленные мыслительные процессы.Музыкальное мышление будет полностью во всём объёме развиваться лишь в том случае, если оно опирается на фундамент активной самостоятельной работы. Именно такая, самостоятельная работа обеспечивает успешное овладение знаниями, навыками и умениями. Педагогу просто необходимо научить ученика работать самостоятельно. Чтобы достичь этой цели учащемуся недостаточно просто быть внимательным, запоминать изучаемый предмет. Необходимо, чтобы он без посторонней помощи ориентировался в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровывал авторский текст, убедительно раскрывал образный замысел в произведении, сам отыскивал эффективные пути в работе, находил нужные приёмы и средства и критически оценивал результаты своей деятельности. Для педагога проблема воспитания инициативы мышления учащегося будет влиять на методы преподавания и на формы организации учебного процесса. Учитель – главный организатор и хранитель смысла урока. Урок должен быть интересным и познавательным. В ходе урока необходимо использовать возможно более широкий диапазон музыкально-теоретических и музыкально- исторических сведений. Атмосфера урока музыки – это искренность общения. И если на уроке царит дух творчества и инициативы, то и сам урок превращается в факт жизни. Развитию самостоятельного творческого мышления помогает сбалансированность двух методов преподавания. Один стимулирует инициативу и самостоятельность («поищи, подумай, попробуй»), другой – авторитарный («запомни, сделай»). Соотношение этих методов может меняться в зависимости от ситуации в учебном процессе. Преподаватель не должен бояться идти на риск в плане формирования самостоятельности учащегося, а наоборот, сделать как можно скорее так, чтобы стать ненужным ученику. Высшей целью для учащегося должно быть не пассивное проигрывание, а самостоятельное творческое переосмысливание музыкального материала, создание музыкально образа, умение проникнуть в выразительно-смысловую сущность интонации, раскрыть жанровые и стилистические особенности произведения. Главное – уметь вслушиваться в свою игру и переживать музыкальный процесс. Такое исполнение неизбежно стимулирует развитие музыкального мышления. Список литературы:Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Спб., Лань.2017.Буасье А. Уроки Листа. С-Пет., 2006.Корто А. О фортепианном искусстве. М., 2017.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М. Кифара., 2008.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.,2003.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,2017.Шуман Р. Жизненные правила для молодых музыкантов.//Альбом для юношества. М.,2017.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X