Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Приходько Галина Геннадьевна

Методические рекомендации: «Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе обучения»

скачать документ

Вернуться назад

Управление образования администрации Октябрьского муниципального районаЧелябинской областиМуниципальное учреждение дополнительного образования«Октябрьский Дом детского творчества»Методические рекомендации:«Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе обучения» Автор: Приходько Галина Геннадьевна педагог дополнительного образования социально - педагогической направленности с. Октябрьское 2018г.«Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Художественное слово» В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни, и, когда они не производят желаемого эффекта.Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда педагог искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.Сегодня в век «цифровой педагогики» общения между людьми становится все меньше, мы сами замечаем, что перестаем общаться друг с другом, нам легче написать sms или просто отправить заготовленные фразы, хотяв федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.В словаре методических терминов и понятий «социальная компетенция означает способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обусловливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею».В педагогике также употребляется понятие «коммуникативная компетенция», которое относится к речевой коммуникации и представляет собой совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека.В тоже время коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи. Уже в основной школе учащиеся должны владеть умением устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В основе этой компетентности лежат умения определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.А.Г. Асмолов определил состав коммуникативных действий, которые должны освоить учащиеся на протяжении периода школьного обучения:1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение:слушать и слышать друг друга;с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.2. Способность действовать и уметь согласовывать свои действия предполагает:понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;умение аргументировать свою точку зрения, спорить иотстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:определение цели и функций участников учебного сотрудничества, способов взаимодействия;планирование общих способов работы;обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека;адекватное межличностное восприятие;готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;стремление устанавливать доверительные отношения и находить взаимопонимание.6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;описание и объяснение учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений.Коммуникативные действия делятся на 3 вида:1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности).2. Коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели).3. Коммуникативно-речевые действия как средство передачи информации другим людям и становления рефлексии.Коммуникативные учебные действия являются метапредметными и формировать их следует в процессе преподавания всех учебных предметов и продолжая развивать в дополнительном образовании. Перед педагогом встает вопрос, какие же методы и формы работы являются необходимыми и достаточными для развития коммуникативной компетенции учащихся в ходе образовательного процесса. Для развития ключевых компетенций необходимо создание условий: апробирование и внедрение инновационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Все методы и способы формирования коммуникативных умений учащихся должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.Педагог должен понимать, что использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий, делятся на группы.1. Методы, ориентированные на устную коммуникацию:все виды пересказа - монологическая речь;все формы учебного диалога;доклады и сообщения;ролевые и деловые игры;учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов;обсуждение, дискуссия, диспут;выступления в качестве ведущих на мероприятиях.2. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:сочинения и изложения, написание эссе;подготовка заметок и статей в СМИ;телекоммуникационные тексты, сообщения.Рассмотрим некоторые из них.Монолог и диалог.Умение грамотно и лаконично излагать свои мысли - одно из главных требований современной жизни и ФГОС. Самая важная и самая первая характеристика монолога - целенаправленность. Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни человек хорошо понимает, зачем он это делает и произносит его только в том случае, если действительно считает это необходимым. На занятии же необходимо создать речевую ситуацию, чтобы монолог был целенаправленным.Любой монолог должен обладать следующими характеристиками:целенаправленность;непрерывность;логичность;смысловая законченность;самостоятельность; выразительность.Ключевая роль в формировании этого учебного действия принадлежит педагогу.Педагог должен:1. Сделать анализ услышанного.2. Исправить все недочеты.3. Оказать помощь в выборе правильных слов и терминов.Учащийся должен знать, какие требования предъявляются к речи:1. Грамотность (научность) речи.2. Ясность и точность, чистота речи (избегать слов-паразитов).3. Выразительность и богатство языка.Обучение диалогу.В формировании коммуникативных учебных действий в использовании на занятии монолога и диалога есть общее, но на занятии диалог представляет для учащихся больше трудностей, чем монолог. Безусловно, многое зависит от особенностей ситуации, психологических особенностей личности учащихся, множества других факторов, но объективные трудности овладения диалогической речью обусловлены характеристиками диалога.Можно выделить следующие характеристики диалога:1. Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.2. Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.Работа с текстом.Для формирования умения грамотно выражать свои мысли, интерпретировать чье-либо устное или письменное высказывания, безусловно, необходима работа с текстом. При работе с текстом дети учатся сравнивать, логически мыслить, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.Совместная деятельность.Еще один метод формирования коммуникативных действий – это совместная деятельность. Одним из видов совместной деятельности является работа в парах. Пара - это работа двух учеников. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. При таком виде деятельности учащиеся сплачиваются между собой, действуя согласованно и испытывая чувство ответственности за результат совместной деятельности. Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.3. Работа по выполнению задания.4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.5. Общая дискуссия.Игровые методы и приемы эффективны при формировании коммуникативных учебных действий независимо от возраста учащихся.Игра – это средство, где воспитание и образование реализуются совместно. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга. В ходе игры предполагается планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. При этом осуществляется формирование коммуникативных учебных действий.Ролевая игра является совместной коллективной деятельностью. Для уроков биологии, например, подойдут игры экологического, природоохранного, здоровьесберегающего характера. Учащиеся, в зависимости от темы урока, могут быть экологами, врачами, инспекторами, руководителями предприятий, юристами, которым необходимо решать экологические проблемы. В ролевых играх учащиеся, сталкиваясь с интересами своих партнеров, приучаются считаться с ними в совместной деятельности, а в дополнительном образовании - в соотвествии с направленностью.Во время занятия-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;умение взаимодействовать и сотрудничать;умение оценивать себя и своих товарищей.Также важным способом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий являются ИКТ. Для этого, согласно требованиям Стандарта, на занятиях должны организовываться следующие виды деятельности:обмен гипермедиа сообщениями. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки.выступление с аудиовизуальной поддержкой;фиксация хода коллективной и личной коммуникации;общение в цифровой среде: электронная почта, чат, видеоконференция, форум.Современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе. ИКТ - это будущее образовательного процесса нового столетия, которые дадут возможность не только получить качественное образование, но и свободно чувствовать себя в информационном обществе.Развитие коммуникации учащихся осуществляется в три этапа:На первом этапе деятельность педагога должна быть направлена на формирование готовности учащихся участвовать в общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.На втором этапе учащиеся должны научиться просто и четко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. При этом ребенок должен научиться вступать в контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов.На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся: поддерживать беседу; вести конструктивный диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию; участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.В ходе овладения коммуникативной компетентностью повышается уровень общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах учеников по различным школьным предметам, в том числе и на экзаменах; умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и письменные жанры информационного характера и соответственно на дополнительных занятиях.Определим критерии сформированности у учащихся коммуникативных учебных действий:1. Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.2. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.3. Умение адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.4. Умение выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации, владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста.5. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текст.6. Владение монологической и диалогической речью.7. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).8. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.9. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения10. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.Следует помнить, что эффективность любых формирующих процессов, в том числе личностного роста и социализации учащегося, зависит не только от путей, способов, средств и методов педагогического воздействия, но и от качества их реализации педагогом в профессиональной деятельности. Оптимальным подходом в осуществлении педагогического процесса, направленного на формирование коммуникативных учебных действий, является совместная образовательная деятельность его субъектов, педагога и учащихся, которая носит дискуссионно-эвристический характер, а также наличие обратной исследовательско-творческой связи. В современной науке такая деятельность определяется как педагогика сотворчества.Список использованной литературы:1. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.  http://standart.edu.ru/.2. Асмолов А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 20103. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках ». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.5. Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения multiurok.ru

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X