Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Найданова Оксана Сергеевна

Семейный клуб «Параскевушка» как средство социализации детей ограниченными возможностями здоровья и приобщения их к национальной культуре. (Из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад

Семейный клуб «Параскевушка» как средство социализации детей ограниченными возможностями здоровья и приобщения их к национальной культуре.(Из опыта работы)Найданова Оксана Сергеевна, Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории; МБУ ДО «Абазинский Центр детского творчества»E-mail: ksy-nai@mail.ru «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е. Салтыков – Щедрин.АннотацияСтатья рассказывает о семейном творческом клубе, где родители вместе с детьми могут приобщиться к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа путем освоения основ изготовления традиционной народной куклы.Ключевые словаТрадиционная народная кукла, интегрированное занятие, дети с ограниченными возможностями здоровья, совместная творческая деятельность.Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, передачи культурных традиций от старших поколений младшим. Одним из важных инструментов всегда была рукотворная кукла.Народная кукла отражает менталитет всего народа. Каждая кукла – это маленькая жизнь! Куклы в древности служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые, обереги. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.Семейный клуб «ПАРАСКЕВУШКА» организован в Абазинском Центре детского творчества не так давно, недавно, но уже успел полюбиться и детям и взрослым. Назван клуб в честь Святой Параскевы Пятницы - покровительницы материнства, семьи, рукоделия и домашнего очага.Основными задачами являются: - расширение кругозора об использовании текстильной куклы в быту и обрядах, - формирование умений по изготовлению куклы своими руками, - социальная адаптация ребенка в разновозрастном коллективе,- оптимизация родительско-детских отношений, - воспитание уважения к народным традициям, трудолюбия, бережливости, эстетического вкуса. Идея создания семейного клуба именно такой направленности не случайна, так как куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности. Формирование разновозрастных групп делает данную деятельность интересной и уникальной. Такой подход позволяет воспитывать у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другуСемейный клуб - это одна из форм интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками и родителями, позволяющая обеспечить их личностную самореализацию. Современная этнопедагогика единодушна во мнении о том, что кукла осознавалась нашими предками как мощный инструмент не только воспитания, но и коррекции детей, ибо кукла рассматривалась как средство, способное исцелить душу и тело ребенка. В этой связи кукла особенно важна для детей с проблемами развития. Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал и единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат, поэтому она доступна для детей и взрослых разных возможностей. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. Это позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. В создаваемой кукле проявляется индивидуальность, характер того, кто ее изготавливает. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.Занятия по изготовлению традиционных народных кукол предъявляют  особенные требования к взаимодействию детей и родителей, к процессу формирования и коррекции детско-родительских отношений: соблюдение выработанных веками норм и  правил поведения, существовавших в традиционном обществе, обращение к народной традиции. Дети раскрывают себя творчески, у них снимаются внутренние психологические зажимы, они учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости. Родители лучше понимают себя и своего ребенка, учатся позитивному мышлению, снятию тревог и страхов; учатся, как и дети, выражать свои чувства, проявляя эмоции радости. Народные куклы можно и нужно использовать в куклотерапии - для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.Занятия помогают снять страх общения со сверстниками и взрослыми, укрепить его способность к произвольным действиям и волевым усилиям, придать ему уверенность в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, труде. В ходе работы нужно добиваться, чтобы ребенок или подросток постоянно следовал внутреннему правилу: «если я захочу, то смогу».Как показывает практика, интегрированный подход полезен не только в обучении детей с ОВЗ, но и здоровых детей, которые приобретают жизненно важный нравственный опыт общения с детьми «особых потребностей» и принимают их как равных.Есть такая кукла "Убоженька" или "Жалейка", она изображает убого человека. Подобная кукла есть только у русского народа, призвана воспитывать в детях сострадание к больным и калеченым людям.Убоженька - игровая тряпичная кукла. Изображает убогую старушку или юродивую: большая голова, маленькое туловище, тоненькие ножки, на ногах лоскутки ткани, ручек нет. Делалась для развития в детях нравственных качеств. Играя этой куклой у детей воспитывались такие качества как сострадание и восприятие людей такими, какие они есть.Конечно, основное назначение кукол - это игра. В клубе же дети и родители не только изготавливают игрушку, но и знакомятся с традиционной тряпичной куклой как со средством для изучения традиционного семейного уклада. Эта тема затрагивает нравственный аспект и воспитание. Существует большое разнообразие этнографических обрядовых и игровых кукол. Многие из них отражают изменения, происходящие с женщиной на протяжении всей ее жизни. Они представляют собой яркие нравственно-эстетические образы: младенец (кукла «пеленашка»), девушка («кудельница»), невеста (свадебные обрядовые куклы «бояре», «неразлучники»), мать (образ матери и ребенка «нянюшка», «кормилица»), хозяйка («десятиручка», «зернушка»), бабушка (кукла в образе старушки). Знакомится с таким этнографическим материалом ребенку легче всего в форме игры. Детям и взрослым предлагают «прожить» кукольную жизнь, изготовив кукол-представителей разных возрастных групп. Параллельно с технологическим процессом происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями.Также кукла рассматривается как средство для изучения народного костюма.Как известно, в разных регионах России бытовали различные комплекты народной одежды, костюма. Понять особенности и вникнуть в них легче, если ребенок сделает костюм сам. Кукла в этом случае служит манекеном, который одевают в одежду. И, наконец, тряпичная традиционная кукла является еще и средством для изучения годового цикла народных праздников, так как в народной культуре широко представлена так называемая обрядовая кукла. Обрядовая кукла изготавливалась не для игры. Она участвовала в обряде, а затем, как правило, уничтожалась. Это обусловило быстрый способ изготовления, часто без использования иглы. При знакомстве с подобными праздниками участники клуба не только слушают теорию, но и делают куклы своими руками. Это помогает вжиться в праздник, создать определенный настрой. Каждому хочется узнать, какую куклу он сделал, для чего она, что означает. Через раскрытие символического значения определенного предмета раскрывается смысл праздника или обряда. Кроме, совместной продуктивной и творческой деятельности в клубе организуются совместные игры и досуг. При этом сначала используются разнообразные игровые упражнения, способствующие формированию эмоциональной направленности детей и родителей друг на друга, умений, связанных с активным слушанием и налаживанием взаимопонимания в процессе совместной деятельности.Занятия позволяют родителям комфортно чувствовать себя со своим ребенком и своими близкими в семье (тем самым улучшается общий эмоциональный климат в семье), легко достигать взаимопонимания и позитивно смотреть на мир, привлекая в свою жизнь радость и успех. 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X