Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Красников Леонид Александрович

Создание технического проекта в условиях дополнительного образования детей на примере разработки и изготовления акустической системы

скачать документ

Вернуться назад

Красников Леонид Александрович,педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. ТихорецкСоздание технического проекта в условиях дополнительного образования детей на примере разработки и изготовления акустической системыАктуальность темы проекта обусловлена следующей проблемой. Сейчас в продаже можно встретить большое количество различной звуковоспроизводящей аппаратуры: от дешевеньких колонок для компьютера до профессиональных музыкальных центров. Однако первые, чаще всего, не обладают высоким качеством звучания, а вторые обычному подростку чаще всего не по карману. В связи с этим следует задаться вопросом – а можно ли самому создать акустическую систему, которая удовлетворяла бы меня и по качеству сборки, и по мощности звучания, и, конечно, по стоимости?В условиях дополнительного образования детей на базе учреждения дополнительного образования центра внешкольной работы «Гармония» города Тихорецк можно самому собрать акустическую систему ,отвечающую всем необходимым параметрам.В связи с этим целью работы становится изготовление трехканальной акустической системы с качественным звучанием в домашних условиях.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:- изучение литературных и интернет источников;- выбор оптимальной схемы устройства;- расчет коммерческой стоимости проекта;- непосредственная сборка и апробация акустической системы.Проанализируем типы акустической системы. Акустическая система (АС) - это комплекс аппаратных средств, предназначенный для преобразования сигнала, записанного на каком-либо носителе или взятого из любого другого источника, в звуковой сигнал. АС может состоять из следующих блоков:устройства чтения сигнала (CD-ROM);устройства коррекции сигнала (шумоподавителей, эквалайзеров);усилителя звуковой частоты;устройства воспроизведения звука - акустической колонки.Существующие акустические системы условно можно разделить на четыре основные категории:для домашнего использования, для кинотеатров,для использования на эстраде,автомобильная АС. Каждому из вышеуказанных типов предъявляются различные требования.Наиболее высокие требования предъявляются к домашней акустике. Она должна воспроизводить звук с максимальной верностью, для этого частотный диапазон должен быть как можно шире, а гармонические искажения - как можно меньше.Акустические системы высокого класса воспроизводят звук в диапазоне от 20 Гц до 25 кГц с разбросом ±3 дБ и КГИ менее 1 %. Если диапазон воспроизводимых частот уже 35 Гц - 20 кГц, такую акустику дома лучше не использовать. Кроме широкого частотного диапазона, хорошая акустика должна иметь минимальные фазовые искажения для передачи максимального стереоэффекта. К акустическим системам, используемым в театрах, требования практически аналогичны, за исключением того, что КГИ и фазовые искажения могут быть выше - в этом случае объемность звучания достигается увеличением числа звуковых каналов и колонок на канал.Наименьшие требования по качеству звука предъявляются к эстрадной акустике, однако при этом повышаются требования к мощности и надежности. Условия работы - большие залы или открытое пространство. Эстрадные акустические колонки в основном строятся по двухполосной схеме с простейшим разделительным фильтром в виде конденсатора. Часто в состав эстрадной акустики входят однополосные низкочастотные (НЧ), среднечастотные (СЧ) и высокочастотные (ВЧ) колонки, содержащие несколько излучателей в одном корпусе. При этом частотное разделение происходит в звукоусиливающей аппаратуре.Основная задача эстрадной акустической системы - создание высокого звукового давления в рабочем частотном диапазоне, который может быть достаточно узким, особенно на открытом воздухе. Приемлемым считается 40 Гц - 1 б кГц, о неравномерности АЧХ, ФЧХ и КГИ говорить вообще не приходится.Автомобильная акустика представляет собой нечто среднее между домашней (так как используется для индивидуального прослушивания) и эстрадной (так как работает в жестких условиях и при высоком уровне окружающего шума). Основное требование - создание высокого звукового давления в рабочем частотном диапазоне, который может быть даже шире, чем для домашней акустики, однако фазовые искажения и КГИ примерно такие же, как у эстрадной. Кроме того, автомобильный усилитель работает при напряжении в 12 В. Источник питания такого усилителя преобразовывает низкое однополярное напряжение аккумулятора в относительно высокое биполярное. Ток, потребляемый усилителем, может быть очень большим, поэтому усилитель подключается к аккумулятору проводами большого сечения. Для снижения влияния, оказываемого сопротивлением аккумулятора, в цепь питания устанавливают конденсатор (ионистор) емкостью до 1 Ф. Особо мощные акустические системы вообще требуют установки на двигатель дополнительного генератора.Сабвуфер - компактное и дешевое решение для воспроизведения низких частот. Сабвуфер может применяться в составе домашнего кинотеатра для создания спецэффектов, известных как LFE - Low Fгequency Effect, а также для улучшения качества звучания двухканальной акустической системы. Идея отделить НЧ-звено от СЧ и ВЧ достаточно разумна – человеческий слух не способен различить расположение источника НЧ-излучения. Другими словами, слушателю все равно, один источник такого излучения или два, и даже нет разницы, где он находится: справа или слева. Использование сабвуфера позволяет уменьшить размер передних колонок и более рационально их разместить, а место для сабвуфера найти проще, чем место для двух громоздких колонок. И это еще не все.После отделения НЧ-звена от СЧ и ВЧ становится проще расчет разделительных фильтров. Можно также сделать фильтр для сабвуфера с регулируемой частотой среза - это позволит тоньше стыковать НЧ- и СЧ-звенья уже в процессе эксплуатации системы.Основной недостаток сабвуфера - необходимость конструирования еще одного ящика и проектирование трехканального усилителя при проектировании стереосистемы. Конструктивно сабвуфер представляет собой обычную однополосную акустическую колонку, выполненную в оформлении ЗЯ, ФИ или полосового излучателя. Часто в сабвуферах, выполненных в оформлении Фи, динамик направлен в пол, а фазоинвертор выведен на переднюю панель ящика. Сам же ящик располагается на высоте 5-10 см над уровнем пола на ножках или выступающих боковых стенках. Такая конструкция заодно работает как шейкер, передавая вибрацию в пол и усиливая низкочастотные спецэффекты.Существует мнение, что чем больше объем ящика и площадь диффузора динамика, тем лучше. Однако это не совсем так. Действительно, большой объем ящика и большая площадь диффузора позволяют воспроизводить очень низкие частоты, но из-за большой инерции воздуха и подвижной системы излучателя бас размыт и не динамичен.Критерии качества звучания акустической системы. Наиболее важный показатель качества звучания акустической системы - ширина полосы воспроизводимых частот. Считается идеальным, если она составляет от 20 Гц до 20 кГц. При этом обычно указывается, по какому уровню определяется АЧХ - по уровню - 3 дБ (ослабление сигнала в 1,5 раза) или по уровню - 6 дБ (ослабление сигнала в два раза). Также существуют другие параметры, отражающие качество АС: неравномерность ДЧХ - разница в амплитуде сигнала между самой низкой и самой высокой точкой на характеристике АЧХ;коэффициент гармонических искажений (КГИ, Кг, ТНD). Этот параметр показывает, какой процент мощности занимают гармоники основного сигнала. Считается, что усилитель мощности должен обладать КГИ менее 0,1 %; КГИ+Шум (THD+N). Данный параметр указывает, какой процент мощности занимают гармоники основного сигнала и другие посторонние сигналы;фазовые искажения (Phase гesponse) - отклонение фазы выходного сигнала от фазы входного сигнала. Фазовые искажения влияют на передачу сцены;групповая задержка (Gгoup delay) - время, на которое изменение выходного сигнала отстает от изменения входного сигнала;верность воспроизведения - комплексная оценка качества звучания АС путем экспертного прослушивания. Это субъективная оценка, результатом которой является письменное (реже - устное) резюме, отражающее основные критерии звучания.В конечном итоге субъективное качество имеет большее значение, чем объективное, ведь акустические системы создаются для человека, а не для измерительных приборов. Более того, зачастую при экспертной оценке АС с худшими объективными показателями получают более высокие баллы, чем АС с идеальными характеристиками. О причинах этого среди экспертов до сих пор нет единого мнения.Процесс сборки трехполосной акустической системы. Итак, принято решение об изготовлении трехканальной акустической системы в соответствии со структурной схемой: трехканальный усилитель низкой частоты, акустическая система левый канал, она же правый канал, сабвуфер.При конструировании АС пользуются простым правилом соотношения мощности: ВЧ:СЧ:НЧ = 1 :3:9, то есть, если мощность НЧ-излучателя составляет 30 Вт, мощность СЧ-излучателя должна составлять 10 Вт, а ВЧ - 3 Вт. Данная акустическая система состоит из трехканального усилителя низкой частоты (левый канал, правый канал и канал сабвуфера) и трех акустические системы. Для изготовления были применены динамические головки с наиболее приятным для меня звучанием, воспроизведением всего частотного диапазона и выделением низкой частоты. Наименование головок, Место применения, Количество (шт.), Диапазон:10 гдш-4 Левый и правый канал 220-20000 герц; 25гдн-8Сабвуфер 140-5000 герцУ разработчиков АС часто возникает вопрос: какова должна быть мощность АС, чтобы она, с одной стороны, обеспечивала достаточную громкость при сохранении высокого качества звучания, а с другой – не была слишком большой, чтобы не вызвать повреждение здания либо баротравмы. На этот вопрос однозначно ответить нельзя - все зависит от чувствительности акустических колонок и особенностей помещения, но опыт изготовителей и разработчиков показывает, что стереосистемы с мощностью 30 Вт на канал вполне достаточно для обычной квартиры. Последовательность сборки акустических систем левого и правого канала раскрывается в изображениях, расположенных ниже.На первом этапе был собран корпус будущей колонки. После сборки корпуса были найдены и выпилены сетки, после чего подвержены их окраски. На следующем этапе было вырезано кольцо. А затем наложено на подготовленную сетку. После подготовительной работы над корпусом и сеткой необходимо было найти ткань для обшивки корпуса. Для этой цели был выбран красный винил и плотная чёрная ткань. Затем смонтированы и установлены все комплектующие деталиПосле завершения работы над колонками, начинаем собирать сабвуфер. Для повышения качества воспроизведения низких частот, был разработан корпус в форме цилиндра, так как, на наш взгляд, наиболее качественное звучание исходит из акустической системы цилиндрической формы. В целях удешевления стоимости акустической системы, для изготовления корпуса сабвуфера была выбрана бумажная труба, спрессованная по принципу пресс-папье. После полной оклейки трубы были сделаны отверстия под фазоинвертор и зашпаклеваны. Затем вырезано кольцо для крепежа динамика и установлено. На следующем этапе работы над сабвуфером забивается внутренняя полость синтепоном и устанавливается динамик. Затем обшивается сабвуфер той же черной тканью, что и колонки и устанавливаются сетки.По завершению работы над акустической системой возможно добавить световые эффекты. Для этого устанавливается светодиод и катушка индуктивности. Крышку сабвуфера можно сделать из фанеры и обклеить её самоклеющейся бумагой. После всего перечисленного у нас получается 3-х канальная акустическая система. Процесс сборки усилителя для трехполосной акустической системы состоял из нескольких этапов. На первом этапе необходимо определиться со схемами для усилителей низкой, средней и высокой частоты. Усилитель низкой частоты (НЧ-усилитель), собран по интегральной микросхеме TDA2040. Затем собирается два усилителя высокой частоты и низкой частоты по одной принципиальной схеме TDA2030A. После этого предстоит собрать сумматор для сабвуфера и два тембра блока для каждого усилителя колонок (по схеме). На входе фильтра установлен сумматор – пассивный фильтр первого порядка с частотой порядка 150Гц. Оставшаяся часть схемы представляет собой активный фильтр второго порядка. Частота среза перестраивается от 30 до 250 Гц. Нижняя граница диапазона – 15 Гц. Входной сигнал не должен превышать 1 В, иначе возможны искажения. Сигнал на выходе ослаблен в 1,5 – 2 раза, в результате чего наладка не требуется. После сборки сумматора приступаем к созданию тембра блока, по схеме. После того, как собрано 5 схем, необходимо собрать блок питания и корпус. В итоге работы получился усилитель 3*15.В итоге, при работе над техническим проектом по созданию трехполосной акустической системы в домашних условиях, обучающиеся получают навыки по сборке аудиотехники на основании схем-проектов.По результатам проведенной работы, можно сделать следующие эмпирические выводы. При конструировании АС следует пользоваться правилом соотношения мощности: ВЧ:СЧ:НЧ = 1:3:9. Это означает, что если мощность НЧ-излучателя составляет 30 Вт, то мощность СЧ-излучателя должна составлять 10 Вт, а ВЧ - 3 Вт. Стереосистема с мощностью 15 Вт на канал оптимальна для использования с персональным компьютером, а стереосистемы с мощностью 30 Вт на канал вполне достаточно для обычной квартиры. Что же касается экономической составляющей данного технического проекта, то на разработку, сборку и наладку описанной системы ушло примерно 4 месяца, а себестоимость проекта составила 3 842 рубля. Таким образом, акустическая система, изготовленная в домашних условиях, наиболее полно отвечает требованиям заказчика и сохраняет его бюджет.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Создание акустических систем в домашних условиях / с. М. Афонин. - М. Эксмо, 2008. - 160 с.Интернет-сайты: http://zahodivse.ru/index2akks.php http://www.payatel.ru/368-shema-aktivnoy-akusticheskoy-sistemy.htmlhttp://vseodin.blogspot.ru/2010/11/21.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X