Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Фондикова Ирина Валерьевна

Профилактика речевых нарушений у воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях дефицитарности зрительного анализатора.

скачать документ

Вернуться назад

Профилактика речевых нарушений у воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях дефицитарности зрительного анализатора.Фондикова Ирина ВалерьевнаУчитель-логопедМБДОУ г. Мурманска № 82Тел. 89110612671Дети, посещающие наш детский сад, имеют нарушение зрения. Биологическое неблагополучие – зрительный дефект – приводит к дисгармоничному развитию малыша. Это может выражаться в неблагополучии в эмоционально-волевой сфере ребенка, отставании в физическом развитии: гипер- или гиподинамии, нарушении общей и мелкой моторики, дискоординации движений, частых соматических заболеваниях, слабом развитии дыхательного аппарата, и как логопед, не могу не заметить неразвитую артикуляционную моторику, амимичное лицо, назальный оттенок в голосе. Всё это прямо или косвенно приводит к нарушению в формировании речевого развития. А без четкой, хорошо артикулируемой, грамматически правильной, выразительной речи успешная социализация и адаптация в школьных условиях невозможна.Поэтому перед нами встал вопрос о возможности ранней профилактики речевых нарушений, необходимости поиска новых эффективных форм, средств и методов оздоровления наших воспитанников, которые наряду с нарушениями зрения имеют речевые дефекты различной степени сложности. В связи с этим была разработана система упражнений, основанных на здоровьесберегающих технологиях, использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов. Это такие виды деятельности как корригирующая ходьба, дыхательная гимнастика, логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная и мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию, кинезиологическая гимнастика, беседы, фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).Каждое занятие начинается с организационного момента, на котором дети с нарушением зрения нацеливаются на занятие. В это время целесообразно развивать сохранные анализаторы – слух, обоняние и др.Упражнения в корригирующей ходьбе, призванные развивать общую моторику, профилактировать плоскостопие, выполняются под записи детских песен, тем самым включаются элементы логоритмики. Проводятся они традиционно, включают следующие виды ходьбы: с высоким подниманием колена, в полуприсяде, на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, в прямом и обратном направлении.Дыхательная гимнастика. У детей, направленных ТПМПК на логопедические занятия, как правило, не выработано правильное диафрагмальное дыхание. Как известно, речевое дыхание отличается от физиологического: мы говорим на выдохе. Но чтобы выдох был продолжительный, сильный, постепенный, необходимо выработать правильный вдох. И этому как нельзя лучше способствует дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики делается шумный короткий активный вдох при движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения дыхательной гимнастики делаются при открытой фрамуге; адаптированы к дошкольному возрасту: выполняются меньшее количество раз, 3-5 сек перерыв на спокойное дыхание. Одновременно в таких упражнениях как «Повороты», «Малый маятник» способствуем развитию глазодвигательной мышцы, фиксации взора.Артикуляционная гимнастика. Этот вид деятельности мы проводим с использованием инновационных технологий, таких так биоэнергопластика (подключаем к движениям речевого аппарата движение руки), что придает первым большую амплитуду, поскольку работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от органов речевого аппарата. Не требуется наличие зрительной основы – зеркала. Создается правильный уклад для произнесения звуков.Самомассаж. После артикуляционных упражнений напрягаются все мышцы лица, речевого аппарата – скуловые, щечная, круговая, подъязычно-язычная и др. Целесообразно детям самим сделать массажные движения (поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, постукивание пальцами) по основным массажным линиям для расслабления напрягаемых мышц, снятия мышечного и эмоционального напряжения. Массаж мягкого нёба. Часто у детей можно услышать назальный оттенок в голосе. При этом у ребенка отсутствует насморк и аденоиды. Это свидетельствует о проблемах в подвижности мягкого нёба. Логопедический массаж мягкого неба крайне затруднен из-за наличия рвотного рефлекса. На помощь приходят упражнения, развивающие подвижность мягкого неба: это произнесение гласных I ряда на твердой атаке голоса и упражнение «Клювик» - сложенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы продвигаются в рот. Автоматически язык откланяется назад и приподнимает нёбную занавеску. Упражнения мимической гимнастики развивают жевательную, щечную, круговую и др. мышцы, которые задействованы в акте жевания и играют важную роль в правильной артикуляции многих звуков русского языка. В упражнениях на развитие мелкой моторики применяются как традиционные, так и нетрадиционные методы – перебирание пальчиками бусин, четки, прокатывание между ладошками шестигранных карандашей, массажного шарика Суджок, массаж пальцев массажными колечками из шарика Суджок. Также используется кинезиологическое упражнение «Колечки»: поочередное соединение всех пальчиков с большим одновременно на правой и левой руке.Одновременно с прокатыванием шарика Суджок можно провести автоматизацию губных и губно-зубных звуков. В упражнение добавляем элементы логоритмики. Таким образом, ребенок учится выполнять одновременно несколько видов движений: круговые движения руками, произнесение звуков, слогов, слов, фраз, кивки головой, пританцовывание. Релаксационные упражнения считаю неотъемлемой частью занятий, поскольку многие дети очень зажаты, не умеют расслабляться. На первом этапе проводится расслабление по контрасту с напряжением, на втором – по представлению, внушению состояния покоя, на третьем – внушение мышечной и эмоциональной расслабленности. На представленном фрагменте расслабление происходит под спокойную музыку по представлению, внушению состояния покоя.Для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья проводятся беседы.Завершает занятие прием напитка «Белочка» - настоя шиповника с красной рябиной и медом. Способностью повышать остроту зрения обладает настой плодов шиповника. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А, благодаря чему положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Такими знаниями вооружается ребенок в процессе принятия этого напитка, в ходе бесед он приобщается к здоровому образу жизни.В конце учебного года после применения такой системы упражнений была проведена диагностика, которая показала, что1. заболеваемость детей по сравнению с прошлым учебным годом значительно снизилась; 2. повысилась двигательная активность детей, артикуляционные и мимические движения у детей стали четкими, уверенными, понятными для окружающими;3. дети на практике овладевают навыками самооздоровления, ведения здорового образа жизни;4. сократились сроки коррекции звукопроизношения, поскольку речевой аппарат уже ребенка подготовлен для постановки и автоматизации труднопроизносимых звуков.Таким образом, у детей речь стала более четкой, хорошо артикулируемой, соответствующим возрастному уровню, следовательно им легче общаться между собой, со взрослыми, родными и незнакомыми людьми, а это признак успешной адаптации в любом обществе современного мира.Литература:1.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.2.Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999, 54 с.3.Чистякова М. Л. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с4.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М., Издательство: Метафора, 2011 г.- 128 с.Особая благодарность логопеду Томилиной С.М., руководителю учебного центра «Логопед-Мастер» (г. Москва) за музыкальные находки, новые идеи.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X