Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кирпу Лилия Ивановна

Организация учебно-воспитательного процесса с музыкально- одарёнными детьми

скачать документ

Вернуться назад

Организация учебно-воспитательного процесса с музыкально- одарёнными детьмиЛ.И. Кирпу преподаватель по классу фортепиано первой квалификационной категории МАУДО ДШИ №13 (татарская) г. Набережные Челны ТатарстанОдним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Путиным В.В., является развитие системы поддержки одаренных детей. Президент РФ указал, что в ближайшие годы в России должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Дополнительное образование располагает большими возможностями для проявления ребенком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их способностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в Детской школе искусств №13 (татарская) г. Набережные Челны позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку способных и одаренных детей. Отличительной чертой учреждения является многообразие направлений его деятельности, что дает возможность для проявления различных видов творческой одаренности. При организации работы с одаренными детьми преподаватели разрабатывают учебные программы, рассчитанные на детей с повышенными возможностями, выстраивают свою систему, ищут индивидуальный подход к одаренности учащихся, выбирают направления работы, используют инновационные педагогические технологии, применяют готовые мультимедийные учебные программы и пособия на CD носителях. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений родителей, классного руководителя и преподавателей музыкальных дисциплин. На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми?Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. Для выявления всех сторон детской одаренности и успешного продвижения каждого ученика педагог должен применять традиционные и инновационные технологии обучения. «Основное, что должно интересовать и педагога, и исследователя, – пишет Б.М.Теплов, - не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития»[5,245].Таким образом, традиционный принцип индивидуального подхода в обучении игре на фортепиано остается важнейшим для успешного развития юных пианистов и использоваться он может на традиционном уроке по специальности и в групповых формах  занятий - внеклассных мероприятиях.Плодотворности занятий с учеником способствует использование инновационных педагогических технологий. Как известно, методика развивающего обучения предполагает способ работы с материалом, при котором с максимальной полнотой проявлялась бы творческая инициатива обучающегося, формировалось бы его музыкальное мышление. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат. Задача  педагога, практикующего развивающее обучение конкретно в классе фортепиано, – воспитание музыканта-творца, исследователя, экспериментатора, который сам изучает музыкальный материал и в результате продолжительной работы создает собственную интерпретацию произведения, собственный художественный образ.В работе с одаренными детьми необходимо использовать следующие технологии:1. Технология проблемного обучения. Деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. 2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. 3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.  4. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья. 5. Игровые технологии. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения.Дети, особенно младшего возраста, очень любят фантазировать, сочиняя сказки. Такие путешествия в сказку можно устроить и на уроке по специальности, выстроить исполнение и разучивание пьес, объединив их общим сюжетом. Тогда даже скучный этюд превращается в увлекательную игру: можно придумать название, технические приемы органично связать с художественным замыслом. Раскрыть свои творческие и профессиональные возможности ребенок сможет только в том случае, если он вовремя и полноценно усвоит основы музыкальной грамотности, фортепианной техники, дающих возможность воплощения своих идей на инструменте. Для достижения наилучшего результата на каждом уроке по специальности должен присутствовать систематический анализ музыкального материала, дающий знание тональностей, элементов музыкального языка, законов формообразования, гармонических построений.Так же постоянно и планомерно преподаватель должен ознакомить ученика с историей фортепиано, со стилями, жанрами фортепианной музыки, с наследием великих композиторов, писавших для фортепиано, и с творчеством великих пианистов. На таких занятиях педагог много играет сам и включает записи. Для расширения кругозора учащегося, развития его мышления педагог проводит параллели с другими видами искусства, находит общее и различия, стремится к тому, чтобы ученик ясно представлял себе черты эпохи, в которую писалась музыка. Результатом этой работы должно быть не только знание учеником истории фортепиано и фортепианной музыки, но и желание и умение углублять свои знания самостоятельно.В работе с одаренными детьми, в качестве вспомогательного средства, могут применяться эффективные групповые формы организации учебной деятельности – различные внеклассные мероприятия на разнообразную тематику и формы. Коллективная деятельность активизирует все способности одаренного ребенка, дает ему массу новых знаний и впечатлений. Основная цель проведения внеклассных мероприятий –  профессиональный и личностный рост учеников, а также привлечение внимания к проблемам развития одаренных детей со стороны родителей, общественности.Одной из составляющей учебного процесса с одаренными детьми является подготовка их к участию в конкурсах, фестивалей различных уровней. Для этого нужно психологически настроить ученика на успех, использовать различные приемы и методы обучения. На базе нашей школы для одаренных детей-пианистов проводятся школьный конкурс этюдов «Юный виртуоз», городской фестиваль-конкурс танцевальной музыки «Радуга», региональный фестиваль-конкурс татарского искусства «Мон чишмэсе», международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Челны собирают друзей». Так как мы живем в современном мире, где практически даже маленький ребенок может пользоваться компьютером, то наши ученики участвуют и в интернет-конкурсах, например всероссийский творческий конкурс «Рассударики», международный конкурс для детей, молодежи взрослых «Талантико» и т.д.Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Использованная литература.1.Винокурова Д.В. Одаренные дети в глазах общества. Журнал «Дополнительное образование и воспитание»,2008 №3 2.Махиня Н.Ю. Талантливые люди - главное богатство общества. Журнал «Дополнительное образование и воспитание»,2014 №23.Никитин А. Безопасность детской одаренности как проблема образования. Журнал «Искусство в школе», 2013 №36. 4.Савенков А.И.Одаренные дети в детском саду и школе. М.,2000. 5.Теплов Б.М.. Психология музыкальных способностей - М.: Аст; Мн.: Харвест,2005

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X